Жулик

Дерябкин Владимир Игнатьевич
— Вам бы, Володя, в наш институт поступить, — сказал мне в цирке после представления заведующий кафедрой культурно-просветительной работы Ленинградского государственного института культуры Генкин Дмитрий Михайлович. — Человек вы одаренный, но диплом о высшем образовании все равно вам нужен. Так что надумаете поступать — приходите!
«С твоим пятиклассным образованием, да с поддельным аттестатом за одиннадцать классов, ты можешь поступить только в следственный изолятор. Живи уже и не шебуршись. Добился всего, чего хотел: стал артистом, стал дрессировщиком, разъезжаешь на хорошей машине. Ну, чего еще надо? Ты лучше вспомни, что любил говорить наш фокусник Юрий Павлович Писаренко: не нужно иметь высшее образование, нужно иметь среднее соображение».
И все же, приехав на следующий год в Ленинград на гастроли и поговорив на эту тему с моим другом и директором цирка на Фонтанке Иосифом Николаевичем Кирносом, я решил поступать.
Привез меня на экзамен по литературе мой асси¬стент Саша Ведяшкин. Вышли мы с ним из машины
у Лебяжьей канавки, присели на бордюр по старому обычаю «на дорожку», да и пошли в институт.
— Ну, была-не-была, — сказал я, стукнув по плечу Сашу и зашел в аудиторию.
Вытащил билет с вопросом «Что сказал поэт Владимир Маяковский о вожде пролетариата В. И. Ленине», сел за краешек стола рядом с проходом, по кото¬рому, как часовые, ходят наблюдатели. И так как я не знал, что сказал Маяковский о Ленине, начал писать письмо своему другу. Ну не сидеть же просто так? Все же пишут. Вон согнулись, как на молитве. Согнулся и я. А сам все время поглядываю на часы, когда можно будет выйти на перерыв и взять шпаргалку, которых у Саши полдипломата заготовлено. Вышел я, отдал ему билет, а его рука, как денежная счетная машинка, вмиг перелистала пачку шпаргалок и выдала именно ту — про Маяковского и Ленина. «Ну, теперь мне не страшен серый волк». Сел я снова за стол, положил шпаргалку под столом на ботинок, как на пюпитр, и давай быстренько переписывать. Да так все шло глад¬ко, что и не заметил, как подошел ко мне часовой и, тронув за плечо, шепотом сказал: «Дайте сюда шпаргалку и покиньте аудиторию».
Дня три после этого поступления я сам ходил как серый волк. И тут, надо же, приезжает в цирк молодой аспирант именно того института, в который я поступал, и просит через дирекцию, чтобы я с медведем Герасимом принял участие в концерте, посвященном награждению ЛГИКа орденом Дружбы на¬родов. И, какие отговорки я ни придумывал, Кирнос заставил меня поехать.
Всю неделю я только думал об этом. А трюк, который попросили выполнить, уже не раз делался нами и на более ответственных концертах. Даже на олимпийских играх в Москве этот трюк медведь сделал в Лужниках у ног чемпионки мира по гимнастике Людмилы Турищевой.
И вот пришел тот день, когда Саша сел за руль, а мы с медведем Герасимом расположились на заднем сиденье нашей «двадцать четвертой» «Волги» и поехали на Петроградскую сторону во дворец культуры Ленсовета.
Пришли мы за кулисы как раз в тот момент, когда Эдита Пьеха заканчивала свое выступление, поэтому долго ждать нам выхода не пришлось. На сцену снова вышел ректор института принимать поздравления. Ведущий объявил: «Вас поздравляет Ленинградский государственный Ордена Трудового Красного Знамени цирк на Фонтанке!» «Оф!» — скомандовал Саша, и медведь поднялся на задние лапы, в передние Саша дал ему большую плетеную корзину с красными ро¬зами, отстегнул поводок, и Герасим пошел, а я в это время стоял на противоположной стороне сцены и подавал медведю сигналы.
Но вдруг на полдороге медведь остановился: корзина накренилась, еще чуть-чуть — и цветы на полу, «Кошмар! Опять невезуха», — подумал я и, подбежав к ректору, громко крикнул: «Герасим, сюда, сюда! Держать!» И медведь все-таки каким-то чудом выровнял корзину и побежал к нам. В последний момент я отскочил от ректора, и Герасим упал перед ним на колени. Зал восторженно аплодировал.
Уже отъезжая от проходной дворца культуры, мы увидели бегущего к нам аспиранта.
—Володя, — подбежав к машине, сказал он, — спасибо тебе, это был настоящий фурор, когда мед¬ведь упал на колени. Вот на, просили передать Гера¬симу: «Киевский» торт.
—А мне? — пошутил я.
—А тебе программку участников концерта.
Мы попрощались с ним и поехали. И только
на Московском проспекте у Технологического института, стоя «на светофоре», я взял и открыл программку.
—Саня! — заорал я, — смотри!
В конце столбика участников от руки было до¬писано: «студент ЛГИК Владимир Дерябкин»...
                20 октября - 12 ноября 2011 года