Александр Аскольдов

Майя Уздина
Александр Аскольдов  родился в 1932 году в Москве. Детство он провёл в Киеве. Там  в 1937 году был арестован его отец Яков Лазаревич Аскольдов – крупный советский хозяйственник  и герой Гражданской войны. Вскоре арестовали мать. Друзья родителей переправили ребёнка в Москву к бабушке по материнской линии. Жил он в районе Новодевичьего монастыря. В 1941 году вернулась из заключения мать. Долгое время работала нянечкой в детском саду. С помощью старых друзей занялась важным делом. Стала  одним из инициаторов донорского движения в СССР.


Александр Аскольдов в 1955 году окончил филологический факультет МГУ. В 1958 году аспирантуру Литературного института им. Горького. Он был одним из первых исследователей творчества Михаила Булгакова. Разыскав по телефонному справочнику вдову – Елену Сергеевну, помогал ей составлять опись булгаковского архива, занимался популяризацией творчества Булгакова.


Позднее работал в аппарате Министерства культуры СССР помощником министра культуры Екатерины Фурцевой, затем членом сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР...

Прежде я была уверена, если человек добился определённой карьерной высоты и занимает  довольно высокое служебное положение, то ему не страшны никакие напасти. Но всё оказалось не так  по отношению к Александру Аскольдову.

В 1967 году  в качестве дипломной работы он снял кинокартину «Комиссар» по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». Фильм он посвятил  людям, спасшим его после ареста родителей. Фильм был немедленно запрещён к показу. Пролежал на полке 20 лет. А сам  Аскольдов был уволен с работы как «профессионально  непригодный». Позже его исключили из партии.
Все копии картины собирались уничтожить, случайно автору удалось вынести  одну сохранившуюся копию. И забылась бы вся эта история, если бы во время перестройки в дни Международного кинофестиваля, где в жюри участвовали Робетр Де Ниро, Ванесса Редгрейв и др. во время  обсуждения  темы запрещённого кино в СССР, Аскольдов не вышел из зала на трибуну и рассказал о своём запрещённом до того времени фильме «Комиссар».


Фильм «Комиссар» вернулся к зрителям. Вернулся и другой запрещенный фильм «Проверки на дорогах», режиссёра Германа.
В  результате пострадал не только Александр Аскольдов. В картинах принимали участие выдающиеся артисты Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Василий Шукшин. И для Мордюковой и для Быкова  роли в этих фильмах были важнейшими в их творчестве. После премьеры фильма Британская киноакадемия ввела актрису в десятку «Лучших актрис в истории кино.»   Картина завоевала беспрецедентное  количество наград - сразу четыре по всем заявленным номинациям.
А потом началось её шествие по другим крупнейшим фестивалям, где она также получила немало призов. Картину показывали на экранах многих стран мира. Её знают и ценят ведущие кинематографисты мира.


В Штатах картина, снятая двадцать лет назад, собрала почти 400 тыс. долларов. В Токио Раису Недашковскую, замечательную киевскую актрису, которая сыграла Марию Магазаник, узнавали по афишам, расклеенным в метро.


В 1987-м. году показывали «Кинопанораму», и переполненная впечатлениями Нонна Мордюкова перебила ведущего передачи Эльдара Рязанова нетерпеливой репликой: «Вы не понимаете, мы же были в Иерусалиме!» Этот крик души мог понять лишь тот, кто жил в СССР, из которого если и уезжали, то навсегда. Выражение «съездить в Израиль» тогда еще не обрело рутинного смысла.
Вместе с режиссером Александром Аскольдовым Мордюкова ездила в Израиль показывать их только что вышедший на мировые экраны фильм.

Остановлюсь подробнее на фильме «Комиссар».

Сюжет картины разворачивается в годы гражданской войны. Начало 20-х годов. Через еврейское местечко проходят красные. Их командир убит. Беременную жену  убитого командира Клавдию Вавилову ( Мордюкова) бойцы оставляют в многодетной семье Ефима Магазаника  ( Р. Быков) и его жены  Марии  (Раиса Недашковская). Клавдии не по себе в этой незнакомой семье, обстановке. Но вот она слышит, как   отвлекая детей от звуков стрельбы, Ефим напевает песенку. Она чувствует любовь, которой окружены дети. В ней просыпается доверие к этим людям. Музыку написал тогда ещё неизвестный автор Альфред Шнитке. В музыке скорее угадывается, чем узнается еврейская мелодия. Эта мелодия, переходящая в реквием, — больше чем еврейская тема. И фильм — больше, чем про евреев. Он о любви — к женщине, детям, ближнему, стране…Семья Магазаника становится для Клавдии своей семьёй. В ней она оставляет своего новорожденного ребёнка,  а сама уходит воевать, защищать семью, ставшую для неё своей.

Сценарий, написанный Аскольдовым по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», прочел Сергей Герасимов.Благодаря ему фильм вообще позволили снимать. Когда Герасимова не стало, на режиссера ополчились коллеги по кино. Эту историю, по словам Аскольдова, наговорил перед смертью на кассету Ролан Быков, и она стоит того, чтобы воспроизвести цитату полностью:


«— Аскольдов делал эту картину поразительно одиноко, и все, кто поддерживал его, предали его, когда она вышла. И его стали бить… Нас всех били, но так жестоко не били никого. Его ведь били чиновники как своего, предавшего их клан чиновничества, этих душителей подлинного искусства и творчества... Когда началась перестройка, то единственный позор, который был за времена существования нового секретариата Союза кинематографистов, — это то, что новые секретари, освобождавшие картину за картиной, предложили ему переделки в “Комиссаре”. Я не знаю человека, больше пострадавшего в нашем искусстве, чем Аскольдов».


Быков намекает на чиновничье прошлое самого Александра Аскольдова: в самую безгрешную, «оттепельную» пору он работал главным редактором Госкино, при нем вышли «Застава Ильича», «Летят журавли» и «Баллада о солдате». Но «оттепель» закончилась. Да и в лучшие советские времена, посмотрим правде в глаза, никто бы не  на экраны не выпустил бы картину про евреев. Аскольдову даже предлагали поменять евреев на татар. Но это только бы усугубило еврейский акцент.

 
«После картины был суд. Меня обвинили в растрате государственных средств в особо крупных размерах. Ведь картина стоила денег. Ее объявили сионистской и к тому же льющей воду на мельницу чешской контрреволюции, поскольку в это время наши танки вошли в Прагу. Всего этого было достаточно, чтобы на долгие годы лишить меня моей профессии» А. Аскольдов.

В последние годы режиссёр  преподаёт в киношколах и университетах Германии, Швеции и Англии. Издал несколько книг.

ЭПИЛОГ.

После «Комиссара» Александр Аскольдов не снял ни одного фильма. Он преподаёт в киношколах Германии, Швеции, Англии, Италии. В России читает лекции по литературе и киноискусству в Гуманитарном университете. Его вклад в киноискусство не прошёл даром.


Фильмография

Режиссёр
1967 — Комиссар
1972 — Товарищ КамАЗ (документальный)
Актёр
1992 — Охота на бабочек — эпизод

Примечания

Аскольдов Александр Яковлевич // Энциклопедия отечественного кино.
Телепередача «Линия жизни», эфир телеканала «Культура», 15 февраля 2013 года.
 Гроссман В. «В городе Бердичеве»
 биография на people.ru ссылка проверена 27 декабря 2008 года
https://www.youtube.com/watch?v=LHBg7PVXfyg
http://www.lechaim.ru/ARHIV/230/mak.htm

Примечание: Для меня очень важна рецензия на фильм ГАЛИНЫ Алининой.
Считаю необходимым поместить её после текста.

Дорогая Маечка! Фильм "Комиссар" записала, в своё время, и пересматривала много раз. Почти невозможно поверить, что это дипломная работа Александра Аскольдова, настолько она серьёзна и профессиональна. Только я не согласна с тем, как Вы расставляете акценты, комментируя фильм. Поэзия многодетной еврейской семьи, действительно, возвращает "мадам Вавилову" к истинно женскому началу. Робко, непривычно надевает она платье, впервые прикладывает ребёнка к груди, заходит в разрушенный Храм... Но жестокость революционной закалки уже отравила душу женщины. И, как полковой конь, заслышав голос трубы (по Л.Толстому), увидев своих однополчан, она БРОСАЕТ ребёнка на этих добрых евреев, которые, уверена, не оставят его, и идёт воевать за
некие идеалы. Оставить ребёнка - немыслимо для этой семьи. И она, вместо "мадам", вослед получает презрительное - "Клавка".