Об еде

Владимир Емельяненко
  Я тут недавно задумался, кто как ест. Даже не так: кто чем ест. Знаешь.
  То есть, ты говоришь, что ешь ложкой и вилкой. Я тоже когда-то так думал,
а оказалось, что рукой. Понятно, что суп ладошкой не будешь, обжечься можно.
Да и котлету пальцами брать неудобно. Салфеток не напасёшься. Но всё равно
мы с тобой брат, едим руками, вилку только лишь используем.
   Не, меня подучили в командировке вилку-нож, лево-право. Даже мог одновременно,
Но в компании друзей я делаю просто, порезал всё кусочками, а потом делаешь
по привычке, как тебе удобно. Просто мне показали в журнальчике картинку с полным
набором "струмента". А их там - два... Нет, три десятка. И каждую железку надо
по своему держать. Но нас же не учили...
   Или так. Чем едят омаров? Вилка, оказывается есть такая. Специальная. Сам?
Не, не ел. А зачем? Рак он и есть рак, только морской. Что твой краб. А этих,
бывало пробовал. В общем, одно и то же. Вот смотри, в детстве у деда мы ходили
на речку, там была рыбка такая, пискава. По мелкой воде ходишь, наступил, а она
под ногами. Ты её хвать, твоя. На неё ещё в глубокой воде можно действительно
рыбу ловить. И мы, бывало, этой пискавы наловим и  - в глину, на костёр. Без
костей, только жуёшь. А потом как-то в город привезли кальмаров, мать, значит,
их сварила, перекипятила, естественно. Как резина стали. Но это - не важно. Вкус
у тех кальмаров - точно та, из дедовой речки пискава.
   Так вот, если тот - рак и другой - рак, то зачем зря деньги тратить, если можно
пойти на реку и наловить. Раколовкой, понятно. Это в детстве мы по норам руками
лазили.
   Эх, детство, убегаешь на речку на весь день. Приходишь днём, пойло телку
отнесёшь, а потом вечером, его же отколоть на лугу. Ну, там он, на верёвке пасётся.
И отогнать телка домой. Ну, бывает: то полить, то помочь бабке на базар собраться.
   А так - целый день на воле. То яблок где-нибудь наворуешь, то рыбы полдовишь,
то раков. Он сидит в норе, а ты рукой нору нащупаешь, и под низ норки рукой
шаришь. Рак защищает свою нору, но дурак клешни держит вверху, а ты его снизу -
хвать, твоя добыча. В костре запекаешь. И никаких вилок для омаров. Ешь этого
рака руками. Чистыми! Речка же рядом. Что значит, деревня?.. Бабка у меня строгая,
не то, что сесть, к столу с немытыми руками не подойдёшь.
   Но я даже не о том, каким инструментом пользоваться, о главном. Вот смотри...
В Питере бывал? В командировке или в гостях? Тогда не знаешь. Они там не
сильно разбирают еду по вкусу-запаху. Но на столе должно лежать всё красиво.
Глаз должен радоваться. Понял? А на Кубани, да и у нас по югу области, ка-а-акие
борщи! Ты ещё в кухню только заходишь, а там - дух! Вот, как будто воздух
загустел. А в тарелку смотришь - цвет, как будто солнце туда упало. И ложку
столовую сметаны - бух. Нет, чтобы её каким-нибудь цветочком изобразить. Просто,
реально, как половник. И запах стал сильнейшим. И чеснок, вот поверь, как твой
кулак. Мой, конечно, больше будет.
   Так вот, я тебе точно скажу, если в тарелке у северянина не будет красиво, то он
станет есть с кислым лицом, какой бы запах ни был. Нет, понятно, гниль любого
из-за стола выгонит. Но если запах никакой, скажем свежий воздух, то это будет
для северянина лучше всего. А южные - большая тарелка с ярким запахом. А цвет?
Да просто яркий. То есть, северяне едят глазами, а южане носом.
   А ещё интереснее, если пойти южнее. Та же Грузия. Там такие запахи, они колом
стоят. То, что ты в Сочи чуял, это - так, луговое раздолье. Вот, в Тбилиси - да.
Крепкие запахи. А как перчат! Ты в рот взял, и через пару секунд в нём всё горит.
И любой аромат, попавший в нос увеличивается, как голос в динамике. Вот,
шепчут в микрофон, а слышно в дальнем углу зала. Понял, чем едят грузины?
Ртом. Вино там, я помню дедушку Сандро - простое, но хорошее, радостное.
А когда запиваешь ихнее чахохбили, весенним садом в тебе разливается. И,
конечно - друзья, соедаль... да, сотрапезники. Я лично не могу себе представить
грузина, который в одиночку ковыряется в фастфудной тарелке. Без соседа или
коллеги, жизнь ему не нравится.
   Что, гордость? Это одежда у грузин такая. Он без гордости из дома не выйдет.
   Нет, не согласен. Во-первых, у нас на рынке торгуют НАШИ корейцы. Или из
Средней Азии. Что там в натуральной Корее, сказать трудно. Мой племяш, он
программист, работал почти в Сеуле. Пересказывать не могу, сам не был,
может испорченный телефон получиться. Однако он говорит, что то, что у нас
и то, что на полуострове - не одно и то же. Во-вторых у наших корейцев вся
острота остаётся на языке, а не пылает огнём во рту, как это у грузин. То есть,
их кухня предполагает, что едят не ртом, а языком.
   Ты про сало вспомнил. Это хорошо. Как ты думаешь, чем едят хохлы? Сало -
образ. Да ещё и с проростью. Это же кусок спины, жир и мясо. Кра-асивое,
залюбуешься. Да с чесночком... Вспомни Крещатик. Был? Во. Он же похож на
плитку шоколада. Большую. "Затышок" помнишь? Там же всё - еда. Хохол не
ест, он в этом живёт. Хохол ест всем собой. А что ты на меня смотришь? Я не
чистопродистый украинец, а слобожанин. Мы немного другие, хоть пища для нас
много значит. Ну ладно, ладно, не всем собой, а мозжечком. Считай то же самое:
всеми своими чувствами.
   Это же как надо любить, как надо считать обычное... Вот: съедение пищи. Чтобы
не просто готовить борщи на старом сале, а хвастаться этим. Что, что? Да читал я.
Именно жёлтое сало. И борщ. Не знаю, я бы без водки не смог.
   Но есть ещё один прикол. Догадайся. Ну... Две руки, огромный кусок белого хлеба.
Какая Сомали? Какой голодный чёрный мальчишка? Не, две пухлых не обязательно
чёрных руки. Да. Биг Мак. Сколько его нужно для того, чтобы бегать неголодным
по своим делам? Мало. И вида никакого, и аромата. Жареный запах и только.
   Так вот, они едят желудком. Я, конечно, за всех не скажу там не был, мне просто
показывают в телевизоре эти оплывшие фигуры. И я понимаю, что жрут больше, чем
надо. А почему? Нос, глаза, рот, мозжечок, они определяют, сколько всего для жизни
надо. А желудку надо всегда. Это завод такой, гудит, ворочается, газ в атмосферу
выпускает. Материалы в него везут. А зачем, для чего? Это ему и знать не надо.
Да, милый мой, америкосы едят желудком.
   И в политике то же самое. Ну, не могут они ничего толком сделать ни с Грузией,
ни с Афганистаном, ни с Украиной. Не знают, что это такое, что за люди там живут,
чего хотят, какая у них история. И лезут командовать. С фастфудом своим.
И Голливудом.
   Ох, боюсь, случится у них несварение желудка. А страна-то ядерная. Плохо всё.