Окраина окраинного села

Владимир Нургалиев
Окраина окраинного села

Александр уже было уснул, но в этот момент, автобус остановился. Водитель включив в салоне свет, крикнул:
-Кто в Последниково? Выходите!
Александр поднялся со своего тёплого места на кресле. Стал пробираться на выход.
Был уже конец августа. На улице было прохладно.
Водитель открыл боковой люк, выставил на землю увесистый баул Александра. Сказал:
-Иди по этой просёлочной дороге, через три километра будет твоя деревня.
Автобус фыркнул и унёсся в ночь.
Сумерки совсем сгустились. Саша достал сотовый телефон, включил функцию фонарика. Голубой лучик света, подсветил небольшой участок дороги. Закинув за спину баул с вещами, тронулся вперёд.
Александр Владимирович, молодой специалист, направленный на три года в село Последниково, после окончания физико-математического факультета Бийского пед университета.
Со временем, эти три километра полевой дороги, по холмам и долам, Саша изучит в совершенстве. Проходя её в дождь и снег, в жару и лютую стужу.
А сейчас он бодро шагал по неизвестной дороге, в общем-то в неизвестность.
Оглянувшись назад, заметил в двадцати шагах от себя несколько пар горящих красных глаз.
"Местные собаки", - подумал он, и зашагал дальше.
Чтобы не было скучно, включил в телефоне музыку. Свою любимую, забойную. Шёл и подпевал певцу: "Агырым, гарум гэрум. Газы, гунга".
Вскоре забрезжили огни. Стали различаться силуэты домов. В некоторых окнах был свет.
Войдя в село, он опять оглянулся назад. Никаких горящих глаз за ним, больше не наблюдалось. И лишь пожив некоторое время в Последниково, Александр понял. Это были никакие не собаки, это были волки.

Последниково, Целинного района - это таёжное село на границе Алтайского края. Жизнь в селе, за печкой, выделенной комнатушки в сельсовете, потекла быстро и непринуждённо. Учителя встретили хорошо. Представили не где-нибудь, а на празднике "Урожая" в сельском клубе, при всём стечении народа. И даже соседи звали мыться в баню по субботам.

Единственное, что смущало учащихся школы, это непривычная для них тюркская фамилия Александра Владимировича, доставшаяся ему от деда, по отцовской линии. Хотя вся его родня, с которой ему пришлось общаться с детства, были старорусскими староверами, более трёхсот лет проживавшими в Рудном Алтае, в самом сердце легендарного Беловодья - Шемонаихе. Но вскоре к фамилии все привыкли. В комнатушке Александра дотемна горел свет. Это выпускники последнего класса школы приходили к нему за помощью в решении задач по физике и математике. Он учил их в эти вечерние часы без всякой оплаты, просто по простоте и доброте душевной. И на советы по телефону отца брать с них хоть молоком с яйцами, просто отмахивался. Сам же питался купленными в магазине продуктами, отдавая за них всю свою небольшую учительскую зарплату.
Окно его комнатушки, выходило в чистое поле, по окончании которого начиналась тайга. Потом на опушке этой тайги, он не раз будет наблюдать бурую медведицу с медвежатами.
Нрав сельских жителей был приветлив и добр. Между собой местная молодёжь по привычке сквернословила. Молодёжь, иногда напивалась по вечерам, устраивала потасовки между собой из-за девчат у сельского клуба. Но Александра не задирали и не трогали. Относились к нему, если не с почтением, то по крайней мере, с долей уважения. Сюда, в глубинку, несмотря на перемены в стране, ещё не дошло полное неуважение к учителю, как это сплошь стало практикой в городах.

Однажды Александр, после праздников, возвращался в село из Бийска. Трёхкилометровый участок дороги до села занесло бушевавшей несколько дней метелью. И если асфальтированную трассу, постоянно очищало от снега обслуживающее ДРСУ, базирующееся в районном центре Целинное, то до Последниково всё сравнивало снегом, и дорогу невозможно было различить. Тогда местные жители нанимали на свои деньги мощный трактор "Кировец". Когда метель заканчивалась, он пробивал дорогу от снега, в низинах покрытую порой до трёх метров глубиной. И вот идя в сильный мороз, фактически по пояс в снегу, в какой-то момент, Саша понял, что замерзает и теряет остаток сил. Он позвонил в сельсовет, объяснил ситуацию. Деревня есть деревня - народ понимающий, что к чему. Пошли на поклон к местному мужику, отцу ученика школы, имеющему трактор "Беларусь" в личном пользовании. И его тогда удалось спасти и привезти в село, ослабшего, выбившегося из сил. Не так это просто оказалось пробиваться по сугробам в сильный мороз, даже молодому, сильному парню.
Три учительских года пролетели незаметно. Впереди, в Бийске, для него маячила аспирантура на кафедре физики. И тепло, распрощавшись со школой, учениками, коллегами, всеми жителями Последниково, Александр вернулся в Бийск. Чтобы уже никогда не забыть это село, эти годы, этих замечательных жителей-таёжников, промышляющих мёдом и личными подворьями с коровами и другой живностью...

23 ноября 2014