Авиатехник Женька - Альвеер

Николай Панов
Поршневой двигатель, стоявший на самолёте Ан - 2, зимой обязательно требовалось подогреть, иначе, его не запустишь. Однако, в среде авиационных техников - механиков, обслуживающих "кукурузник", попадались уникальные личности, способные запустить мотор на "холодную". В нашем аэропорту таким специалистом был молодой авиатехник Евгений Ш., которого все называли Женька - "Альвеер".

- Пойду посмотрю, как "Альвеер" запускать движок будет на "холодную", - говорил какой - нибудь старый техник, - авось, и мне пригодится на базировке в Бейнеу.

Однажды, мне тоже стало интересно, как это "Альвеер" запускает холодный двигатель. В лётном деле чужой опыт всегда пригодиться, тем более, в части запуска двигателя АШ - 62 ИР. Зимой, пилотам нужно постоянно прогревать движок, чтобы не посадить аккумулятор на "холодном" запуске и не остаться ночевать в "чистом" поле.

Женька сел в левое кресло, включил необходимые тумблеры АЗС на приборной панели и аккумулятор, потом снял ботинок с правой ноги. Он полулежал в кресле, взяв в левую руку плунжерный насос или шприц для подачи топлива; его правая рука начала работать ручным насосом - альвеером, создавая давление топлива в системе. Большим пальцем правой ноги он нажал влево перекидной включатель в положение "Раскрутка стартера", после чего послышался характерный вой, который постепенно уменьшался. В одно мгновение палец Женькиной ноги вытянул ручку "Ручное сцепление" на себя. Воздушный винт сделал один оборот, а Женька пальцем ноги, тут же включил магнето в положение "1+2" и двигатель выдохнул: "Чих!" А Женькин палец, уже, отжимал вправо перекидной включатель в положение "Сцепление". Двигатель выдал: "Чих, пых, чих..." И здесь, началось невообразимое. Левая Женькина рука работала шприцом "вверх - вниз", правая рука ручкой альвеера: "вперёд - назад", а правая нога, в это время, успевала дрочить "туда - сюда" ручку "Газ" на центральном пульте.

Симфония, да и только, а Женька, прямо музыкант - виртуоз, играющий на нескольких инструментах одновременно.

Чих, пых! Чих, пых! Чих, пых... Наконец, двигатель заработал без перебоев и Женька принял нормальную позу.