Трое из Древней Греции -пьеса- Акт второй -3

Владимир Цыкалов
                АКТ ВТОРОЙ - "ТРИАЛОГ"
                Участники: Платон – П, Гиппократ - Г и Демокрит – Д.

     Д - Центуриона! Я дважды не повторяю! Всём понятно?! Дважды не повторяю!... Срочно позовите ко мне центуриона! Он прекрасно знает, кто я такой! Меня здесь знают все! Даже каждая центурия и каждый манипул! А они, видите ли, меня не знают! Да, я опоздал! Да, наилучший способ не опаздывать - это не прийти вообще! Но я же пришёл! Я не мог не прийти! Хуже было, если бы не явился сюда совсем. А тут - на тебе! Меня - Демокрита из города Абдеры, что во Фракии - они, видите ли, не знают в лицо! Гиппократ, прикажи им открыть свои глупые глаза и убеди их глупые мозги, что это я - твой любезный друг!
     Г - А думал, что за клазоман объявился в нашем доме. А это оказывается сам Демокрит нарушил тишину. Хорошо, что не лалокроп какой-то. Успокойся, Демокрит - "друг любезный-голова железный", как говорят азиаты.
     Д - Почему я должен успокаиваться?
     Г - Потому.
     Д - А конкретнее?
     Г - Потому что!
     Д - Не понял глубину ответа...
     Г - Демокрит, прошу тебя, успокойся… Почему? Во-первых, потому что центурионов, равно как центурий и манипулы, на территории Эллады не проживают. Демокрит, неужели ты опять перепутал наш Кос с Римом?
     Д - Конечно, не перепутал! Это виноваты они! Они…
     Г - Я тебе повторяю: "Успокойся сейчас же!" Кричать не надо - криком делу не поможешь, ибо крик уместен только при чрезвычайных событиях - при землетрясении, при боевых сражениях - особенно при штурме крепости, не грех иногда при родах… А ты ведь не рожаешь?
     Д - Как видишь, нет, потому что я…
     Г - Потому что рожать ты не хочет, мало того, рожать не умеешь - ибо у тебя отсутствуют органы, созданные богами и природой специально для родов. Так?
     Д - Истинно. А они…
     Г - А они просто не признали тебя с первого взгляда.
     Д - Тогда пускай смотрят второй, и даже третий раз!
     Г - Успокойся - я тебе говорю. Оставь их в покое. Они ещё не знают всех моих друзей и учеников. Их задача - оберегать меня и моих домочадцев днём и ночью.
     Д - Ах, так? Тогда всё стало ясно, как белый день!
     Г - Ну вот видишь, а ты кричал. Только мне крайне неудобно за тебя перед Платоном - что он про тебя подумает? Лучше расскажи, каким ветром тебя занесло в мои пенаты?
     Д - Платон, прошу простить меня! Характер у меня замечательный, только нервы у всех какие-то слабые достались. Да и у меня порой бывают такие же. В порыве гнева тебя не распознал, и сокрушил твой отдых и приём еды. Будь славен и здоров!
     П - Да хватит слёзничать, выпрашивать прощение! Подобного казуса с кем только не бывало. Забудется иль повторится вновь и вновь?.. Никто того и этого не знает. Как и не знает день прощания с друзьями, близкими, с любимыми делами…
     Д - Ну вот - ваши философские термины - вновь, опять, снова! Это что-то не так: когда перенервничаю, оно тут как тут.
     Г - В чём дело? Что случилось?
     Д - Ничего особенного - привычное состояние. Лучше пусть лопнет совесть, чем мочевой пузырь и особенно упрямая кишка. С вашего позволения я отлучаюсь не надолго… Но, может быть, и надолго. Как дело пойдёт. Если вам очень интересно, вернусь и объясню. А сейчас нельзя терять время…
     П - Улетел, подобно соколу.
     Г - Естественная человеческая нужда.
     П - Странный он, что не говори. И образ жизни у него странный и непонятный. Сказывают, что он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где якобы вдали от городской суеты предавался размышлениям… А иногда, как отмечают многие, он без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка. Не зря всё-таки его прозвали "Смеющийся Философ"! Гиппократ, скажи откровенно - действительно он достоин ярлыка умалишённости?
     Г - Разве я тебе не рассказывал о том, что меня просили осмотреть его на этот счёт?
     П - Слышать - слышал. Но не от тебя.
     Г - Тогда я действительно встретился с Демокритом. В то время мы с ним не были знакомы. Общение происходило так, как надлежит эскулапу со страждущем. Я применил все свои познания, я беседовал с ним неоднократно, я наблюдал его несколько дней. И в результате пришёл к мнению, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми мне приходилось общаться. Я так и сказал: "Как хорошо, что Демокрит у нас не ипокрит".
      П - В рифму получилось. Ещё бы не хватило, чтоб он был ипокритом. Хотя, между нами, всё-таки меня обуревают сомнения, как ты говоришь, "на этот счёт".
     Г - И зря. Впрочем, ты можешь сам удостовериться.
     П - Каким образом?
     Г - Очень просто: я оставлю вас обоих на время, а ты   побеседуешь с ним. Ведь ты сам увлекаешься медицинскими изысканиями.
     П - Согласен. Мудрое предложение. Ну ты и мудёр, как бобёр.
     Г - Лично я считаю, что причина его поведения зависит от врождённого темперамента. Даже я бы сказал - от смеси темпераментов, которыми его наградили родители.
     П - Что и говорить, ты в этом деле дока! Найди-ка свой трактат о темпераментах… Да-да, именно он. Хочу ещё раз прочитать то, что мне очень импонирует… Вот нашёл: "Жизнь основывается на четырех "стихиях" - огне, воде, воздухе и земле, а также на свойствах - тёплый, холодный, влажный, сухой. Им соответствует четыре основных сока живого тела: кровь, слизь, жёлтая желчь, чёрная желчь. Жёлтая желчь выходит из печени, чёрная - из селезёнки. Если четыре стихии смешаны правильно, то человек здоров. Если преобладает одно из веществ, это ведёт к болезни, ибо тело подобно кругу - без начала и без конца, и каждая часть тела тесно связана со всеми остальными. Душевное состояние человека также определяется различным смешением основных соков; отсюда четыре темперамента - сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Жизнь покоится на тепле, теплота вложена в человеческое тело и питается воздухом, приходящим извне. Соки восполняются питанием. А над всем господствует великая и мощная жизненная сила, которая называется природой…" Всё верно и не требует доказательств. Я полностью согласен с твоим мнением…
     Д - А вот и я! Пожалуй, вы тут заждались, когда сражался я со своим запором. К тому же, с утра замучила меня эта флатуленция. Но я победил её, проклятую! Виват-виват! И трижды мне виват! Поздравляю вас - у меня был прекрасный стул!
     Г - Нечего нас поздравлять. Ты лучше скажи - почему ты сегодня нацепил на голову пилос?
     Д - Потому что сам он ходить не может. А прикрывать голову надо - лысею понемногу. Кстати, вы знаете почему люди лысеют?
     П - И почему же?
     Д - Причина тому - вы не поверите! - установлена абсолютно точно: люди лысеют потому, что у них выпадают волосы и больше не растут.
     П - Даже так?
     Д - И не иначе!
     Г - Логично, хотя... проблематично.
     Д - Проблемы неистребимы во все времена. Они были, есть и будут! Вот например: восседая над вашей клоакой, у меня созрели мысли, но вместе с ними поравнялись и вопросы. На них ответов умных не нашёл, копаясь в черепной своей коробке. Ответы спрятаны - мне нашептали боги - под лавровым венком у каждого из мудрых эскулапов, в извилинах философов пригрелись. И поспешил, и ринулся я к вам, любезные учёные мужи. О, Гиппократ, ты - эскулап, ты - лучший среди тех, кто постигает тело человека, ты знаешь всё! Или почти что всё ты знаешь. Ты - познающий всех людей не первый день и год уже не первый - прошу ответить на вопрос, что мучит не одну плеяду естествоиспытателей, а также любознателей одушевленных уголков сферического мира и скопа в нём народов и племён.
     Г - Где ж твой вопрос, о, хитрый Демокрит?
     Д - Остри свой слух и мозг свой напрягай! Смотрителей прельщают ноги женщин, нежели мужчин, - и это факт. Но анатомия нас уверяет, что разницы в них нет - и стопы есть, и голени, и бёдра. Так почему же женские ножки будоражат мужские взоры?
     Г - Вопрос хорош, конечно. Спору нет. Эта тема достойна трактата. Займись на досуге.
     Д - Непременно. При первой же возможности.
     Г - Смотри не забудь - обещал.
     Д - "Обещанного три года ждут" - учат нас мудрецы. Утратой памяти не страдаю. Имею вопрос к тебе второй. К тебе и к нашему Платону. Вы говорили, уверяя нас, что организм не может без диеты. Согласен и я. Но вот ведь парадокс: как многие homo sapiens и я - в том числе - мучаю себя своей диетой и летом, и зимой, и ранним утром, и в обед, и томным вечером, однако, внешний вид мой в прежних габаритах. А может, даже больше… Так всё же назовите мне такую пищу, которая меня уменьшит в весе! Вопрос понятен?
     Г - Конечно, да! Ответ уже готов, как в спешном агоне. Ты хочешь похудеть? Грызи… гранит науки!.. Гляди,  наш друг Платон кивает головой. Значит, я прав.
     Д - Смеяться изволите? Ну-ну…
     Г - Позвольте вас покинуть ненадолго. Что-то провиант не подают. А, по-моему, пора уже.
     Д - Я тоже так думаю. Мой опустошённый кишечник волнуется.
     Г - Не скучайте, наилучшие из мудрецов!
     Д - Не дождёшься!.. Чем мне нравится наш Гиппократ, так это безграничной заботой о людях. А люди, как не странно, хлопочут вокруг вещей, не имеющих никакой ценности. Мало того, тем самым - растрачивают свою недолгую жизнь. По наивным пустякам. Смех - да и только! Мне жалко их…
     П - Над этим ты смеешься?
     Д - А почему бы и нет? У людей разные мысли, привычки и желания. Они покупают дома и животных, присваивают земли, делая их своей собственностью. В то же время не прощают обид, мстят. Женятся и почти тут же уходят от жён, влюбляются и ненавидят друг друга до драки, рожают детей и с ними выгоняют жён из дома, а завтра создают новые семьи…
     П - Бывает и так... Не потому ли, что красивые женщины либо снятся по ночам, либо мешают спать...
     Д - Красивые женщины... Говоришь: "красивые женщины"? Что ждём от них, от женщин - и красивых, и некрасивых? Мне недавно довелось встретить одну представительницу слабого пола. Такой образчик - засмотришься: кудрявые локоны, греческий профиль, идеальный разрез глаз, грудь, талия, осанка - мечта живописца, лёгкая походка... Всего и не перескажешь - слов не хватит! Но стоило открыть рот - не поверишь - дура дурой. Лучше бы молчала. Вот тебе и красота! Чего от неё ждать?
     Г - Я по-латыни забыл, как это называется, ну а без латыни лучше не говорить об этом. Лучше всего хранит тайну тот, кто её не знает. У иных женщин только губа не дура. Многие мужчины, влюбившись в ямочку на щеке,по ошибке женятся на всей девушке.
     П - И такое бывает. Пестра развидность, аналогов мало, асимметрия характеров и поступков... Как бы там не было - всё-таки это не аксиома. Однако, мы уклонились от основной темы.
     Д - Да-да. Но это не беда. Мы запросто вернёмся к нашим баранам. На чём мы остановились? Ах-да! Как известно, зло разрушает добро, порождает битвы и войны, строит козни, доводит до убийства себе подобных. Люди присваивают немыслимое количество золота и серебро, прячут их, забывая, что они не вечны, и не думая, что всё это не возьмут собой в могилы… Я смеюсь над ними: ведь никто не останется хозяином после смерти… Они воюют за кусок материи, не принадлежащей им. Человек низок, а ум несовершенен. Оттого он становится эгоистичен. Им руководствует зависть и ненависть… Верно?
     П - Ты познал аксиому! Ты прав… Человеческий  ум ограничен… Люди безумны… И чем меньше у человека мозг, тем больше помещается в нём дурацких мыслей. Это, как нестранно, тоже истина... И тем не менее, так ли всё отвратительно?
     Д - Отнюдь! Есть и положительное в них. Но пока оно мизерно. Вот только не понимаю...
     П - "Не понимаю", "не понимаю"... Зачем же говоришь о вещах, в которых ты ничего не понимаешь?
     Д - Получается...
     П - Запомни - ничего не получается только у того, кто делает только то, что у него не получается. Таков постулат. Он также незыблим, как и то, что люди непостоянны. Но их желания изменчивы. В этом нет ничего дурного. Придут иные времена. Произрастут и яркие цветы. Я в это верю!
     Д - И я в это верю. Но живущих сейчас - увы - не будет. Надо успевать при этой жизни. Как сказал один мудрый философ: "Пока они же увиливают от добродетели, остерегаются свободы, не признают равенства. Вот в чём кроится ужас!"
     П - Демокрит, ты всё видишь и замечаешь мелочи жизни!.. Ты много путешествовал?
     Д - В молодости повезло учиться мудростям у жрецов в Египте, у халдеев в Персии, у гимнософистов и магов в Индии, у астрологов в Вавилоне, в Эфиопии. Занимался науками - этикой, математикой, физикой, астрономией, филологией, техникой, теорией музыки. О многом рассуждал… Не обошёл и медицину…
     Г - Вот и я! Надеюсь, что вы развлекали друг друга?
     Д - Да. Если это можно назвать развлечением. Ты появился вовремя. Поведай нам о доктрине врачевания.
     Г - Наше искусство сразу и быстро не изучишь - учёба занимает всю жизнь. Доктрина… Я так скажу - ничего постоянного во врачевании. Это, с позволения сказать, искусство действует противоположно: противостоит себе в индивидууме.
     Д - И я утверждаю, что живое тело содержит не единые сложности.
     Г - Болезни зачастую возникают в теле от четырёх видов жидкостей: слизи, крови, желчи и воды. Боль возникает от излишка или недостатка холода и жара. Излечение - противоположное противоположным.  Искусство врачевания мне кажется открытой вещью. Изучают привычки, поводы. Для излечения не полагаются на везение. Врачевание должно быть прочным и обоснованным. Лекарства возвращают здоровье. Но следует помнить, что при слабых болезнях не приписывай сильных лекарств. Необходимо изучать природу больного…
     Д - И я говорю и не устаю повторять: люди - бесконечные миры. Некоторые сходны, но абсолютно одинаковы, без особых различий. Рождается всё из атомов. В бесконечном пространстве существует неисчислимое множество подобий.
     Г - Позволь здесь не согласиться с тобой. Половые различия никто ещё не отменял.
     П - В Демокрите проснулся главный представитель атомизма.
     Д - Что в этом плохого?
     П - Я не нахожу ничего плохого. В атомизме есть рациональное зерно, которое трудно отрицать. Да и стоит ли это делать? Мне врезалось в память твоё утверждение, Демокрит: "Атомы для человека невидимы, не существует ничего ни сладкого, ни горького, ни белого, ни чёрного самого по себе, но только атомы и пустота". А также твоё же мнение, что душа также состоит из атомов - огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы. Значит, что душа лишена бессмертия. Я правильно тебя понимаю?
     Д - Совершенно!
     Г - Но ведь, будучи сыном нашего времени, Демокрит не отрицает существования богов. Так я изъясняюсь, Демокрит?
     Д - Истинно!
     Г - Стало быть, Боги, как и все прочие вещи, состоят из атомов и потому не бессмертны, но это - очень устойчивые соединения атомов, недоступные нашим органам чувств?
     Д - Конечно! Однако при желании боги дают о себе знать образами, которые чаще всего воспринимаются нами во сне. Эти образы могут приносить нам вред или пользу, иногда они разговаривают с нами и предсказывают недалёкое будущее.
     П - Трудно не верить этому человеку, который слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа и который был знаком с самим Анаксагором.
     Г - Даже так?
     П - "Даже"! Первый - философ, математик, ученик Пифагора, второй - тоже философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, а третий - мало того, что философ - основоположник афинской философской школы, он ещё математик и астроном. Вот так-то! Не баран чихал. Только так - и не иначе.
     Г - И не только! Платон, наш Демокрит велик своими изысками: он составил один из первых древнегреческих календарей. И, представь себе, он первым установил, что объём пирамиды и конуса равен соответственно одной трети объёма призмы и цилиндра под той же высотой и с той же площадью основания. Платон, ты думаешь, что это все его заслуги? Далеко не всё!
     П - А что мы ещё приплюсуем ему?
     Г - Читай сам список его трактатов.
     П - Интересно… "О душевном расположении мудреца", "О добродетели", "О планетах", "О чувствах", "О разнице форм", "О вкусах", "О цветах", "Об уме", "О логике", "Причины небесных явлении", "Причины воздушных явлений", "Причины наземных явлении", "Причины огня и огненных явлений", "Причины звуков", "Причины семян, растений и плодов", "Причины живых существ", "О соприкосновении круга и шара", "О геометрии", "Об иррациональных линиях и телах", "Числа", "Проекции", "Большой год", "Описание неба", "Описание земли", "Описание полюсов", "Описание лучей", "О ритмах и гармонии", "О пении", "О диете", "О живописи", "Земледелие", "О военном строе"…
     Г - Ну и как тебе, Платон? Демокрит, как у тебя получилось написать такое количество трудов?
     Д - Очень просто. Однажды мой родитель произнёс: "Не ленись. Лень - это привычка отдыхать до того, что почувствуешь усталость". И жизнь подсказала, что он был прав. Вы поняли мой ответ? 
     П - Откровенно говоря, большинство трудов Демокрита мне знакомы. Иначе и нельзя, когда демос твердит о том, что Демокрит является моим "философским антагонистом". Хотя я против этих слухов и сплетен.
     Г - Первый раз слышу об этом. Демокрит, так ли сказано о тебе?
     Д - Представь себе - да. Но ведь ты знаешь, что слухи распространяют завистники, дабы поссорить нас. И к тому же унизить одного из нас.
     П - Они зря стараются. Я - Платон - выше всех сплетен. Демокрит, впервые вижу два трактата - "О поэзии" и "О красоте стихов".
     Д - Это недавние труды. В основу их положены стихотворческие изыски Еврипида.
     П - Случайно - не его "Геракл"?
     Д - И он тоже. Помните речь Амфитриона Мегаре:
                "И вот у алтаря мы приютились,
                Что некогда воздвиг мой славный сын,
                С победою вернувшись от минийцев.
                Вы видите: без хлеба, без воды,
                Нагие и босые, на холодной
                Земле мы смерти ждём; а перед нами
                Наш царский дом, забит и опечатан.
                Спасенья не видать, и те друзья,
                Что выручить могли бы нас, не стоят
                Названия друзей, а верные и сил
                Не соберут помочь нам - сами старцы.
                Вот каковы несчастья - для людей!
                Да не познает их, кто хоть немного
                Ко мне питает жалости... а впрочем,
                Узнать друзей помогут лишь они…"
     П - Я удивлён - какую память надо иметь, чтобы так театрально излагать поэтические строки. Демократ, я поражён!
     Д - Платон, не надо так реагировать. В моей памяти постоянно живут цитаты и афоризмы Эсхила. Их не забыть, потому что они изящны.
     П - Какие - например?
     Д - К примеру: "Мудр - кто знает нужное, а не многое". Или: "Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны" и "Незавидна участь того, кому никто не завидует". Но более меня захватило эсхилово высказывание: "Хоть плохо мне, но это не причина, чтоб доставлять страдания другим".
     П - Последнее мне также импонирует.
     Г - Клянусь Богами, Демокрит, ты говоришь рассудительно. Истинно! Считаю тебя счастливым!
     Д - В чём моё счастье, Гиппократ?
     Г - Ты наслаждаешься таким глубоким спокойствием нам в это время недоступное.
     Д - Гиппократ, почему тебе "это" недоступно?
     Г - Как почему? Разве не знаешь жизнь асклепиада? Ты - Демокрит, который написал трактат "Врачебная наука"? Посуди сам: внезапные поездки к тяжёлым больным. И не только к тяжёлым! Видеть их страдания и боли. Избирать нужное излечение. И после всего этого - заботы, домашние дела, займы, собственные болезни, смерти друзей, свадьбы. Остальное отнимает удобное время. Человек, который выбрал искусство врачевания, себе не принадлежит!
     Д - Гиппократ, побереги свой пафос для агоры! Не всё так просто в этом бренном мире, в том числе - и в мире врачевания.
     Г - Что ты имеешь ввиду?
     Д - Имею, что имею. В кулуарах термы поговаривают, что основа благосостояния неких лекарей базируется на тонком умении удерживать больного на зыбкой грани между смертью и выздоровлением страдальцев. Каково?.. Что скажешь реформатор?
     Г- Увы - в семье не без уродов... Их ничтожное меньшинство пачкает авторитеты множества - истинных исследователей и новаторов медицины, которые живут иначе, не жалея себя. Поверь - их много! Я верю в это, я вижу их ежедневно, я помогаю им быть такими... Порою сердце моё сжимается, глядя на их самоотдачу.
     П - Так-то так! Но каковы ныне стали люди вокруг? Иным не угодишь, сколько не старайся. А необоснованное недоверие? Или более тому - неверие в то, что лекари - не Боги. Особенно - когда не вовремя обращаются к эскулапам. Когда заболевание они сами довели до крайности. До летальной крайности…
     Г - Ты прав, Платон! Когда уже ничего не сделать, как не старайся… Каждый человек индивидуален. И лечение должно быть индивидуальным.
     Д - Уважаемые, что ждёт нас в будущем? Я не могу, я весь дрожу и таю: ужель все люди превратятся в каннибалов. Они готовы откусить и пальцы на руке, и нос, которым дышим, и уши оторвать - и съесть всё это, лишь бы занять скорее тёпленькое место. Или дорваться в племя власти, а там… Хотя и там такие же каннибалы, но рангами повыше…
     П - Гиппократ, Демокрит, давайте не будем о грустном и особенно печальном! Мы совсем забыли, что нас ожидают вкусности. Где наши килики? Они уже совсем высохли и скоро будут непригодны для пития.
     Г - Платон, с тобою трудно не согласиться. Демокрит, спасай свой пустой желудок и наполняй кишечник. Пора сменить темы!
     Д - Пора-пора!
     П - Давно пора!.. Ну вот – совсем другое состояние… Гиппократ, я давно хочу спросить, да только желание почему-то отодвигается и отодвигается. Каждый раз по разным, как говоришь, причинам…
     Г - Платон, ближе к вопросу. Не интригуй, ради Богов - спрашивай.
     П - У тебя есть личный биограф?
     Г - Нет. Правда, однажды меня посетил молодой эскулап и предложил свои услуги в этом ракурсе. Я не возражал. При этом напомнил, что наши встречи должны быть не менее раз в неделю. Или максимум раз в две недели. Он без долгих раздумий согласился, мотивируя тем, что за указанный период может накопиться довольно большое количество событий.
     Д - Сообразительный юноша, однако.
     Г - Согласен. Но, досточтимый Демокрит, не тут-то было! Дважды встречи состоялись в указанные сроки, а далее сроки удлинились сначала до декады, затем до трёх декад, потом…
     П - Не утруждай себя и нас математическими изысками. Неужели он перестал тебя навещать?
     Г - Платон, как всегда прозорлив! Постепенно я забыл его облик.
     П - И не удивительно. Отсутствие положительного результата непременно приводит к печальному исходу. Это аксиома. Потомки обречены доскональным неведением о детстве и юности, о характере и достижениях врачевателя Гиппократа. Им останутся лишь предания, рассказы, легенды, повествующие его биографию. Не кажется ли тебе это печальным, Демокрит?
     Д - Ещё как печальным… Но есть выход из любого лабиринта. Пусть хоть нам поведает о своих вехах сам великий и гостеприимный хозяин! Конечно, если он помнит…
     Г - Опять смешинка в рот к тебе попала, Демокрит? Да, что-то я забыл. Но это мелочи. Основное запоминается на всю жизнь.
     П - Так повествуй, Гиппократ! Мы с Демокритом готовы слушать тебя, с огромным вниманием! И это не шутка. Ты согласен?
     Г - Для вас всегда… Я не буду рассказывать, как родился на греческом острове Кос, что в Эгейском море. Надеюсь – вы и сами знаете. Мой отец - Гераклид, мать – акушерка Фенарета. Наш род восходит в прошлое по линии семейства и героя Геркулеса, а также - к Асклепию роду Подалирия, на протяжении восемнадцати поколений занимающемуся медициной. Первым моим воспитателем и учителем в области медицины был мой отец. Богатства нашей семьи хватило для того, чтобы я получил хорошее для того времени образование. После девяти лет изучения основ медицины, физической культуры, чтения, письма, музыки, пения и поэзии, я пошёл в школу более высокого уровня, где провёл два года, и получил очень высокое образование в области медицины и атлетизма. После этого много путешествовал по Греческому полуострову, в том числе и по Египту. Затем…
     Д - Стоп! Вопрос нарасхват: ты был в Луксоре? Было такое? Или нет?
     Г - Что было, то сплыло, быльём поросло... Да, специально посетил.
     Д - Что за необходимость была, чтобы посещать "кладбище миллионов и фабрики папируса в долине Нила"? Как ты думаешь, Платон, зачем нашему Гиппократу потребовалось навестить ушедших предков? Лучше было бы посетить гетеру, пару раз…Хи-хи-хи!
     Г - Ты думай, что говоришь, Демокрит! Какие это гетеры в Египте?
     Д - А как же там, в той стране, называли потребных женщин?
     Г - Демокрит, если тебе интересно, сообщаю, что египетских пылких и нежных служительниц называли "священными посланницами Богов". Или "жрицами любви".
     Д - Сообщение принято. Ну и как?
     Г - Что "как"?
     Д - Ну это?
     Г - Во-первых, я - грек, а не египтянин. Во-вторых, для меня семья - святое. Ты, наверное, знаешь, что возвратившись из Египта, я женился на двадцатилетней девушке. На этом тема закрыта. Доходчиво изъясняюсь, Демокрит?
     Д - А то нет. Всё-таки цель твоя в Луксоре в чём заключалась?
     Г - Известно, что издревле река Нил делила столицу фараонов на две части - город живых и город мертвых. Город мертвых - это настоящий город, где торговля ритуальными товарами - саркофагами, саванами и благовониями. Там работали бальзамировщики и те, кто вскрывали трупы умерших, готовя их к бальзамированию. Последних называют "парасхиты". Это каста неприкасаемых, и их ремесло передавалось по наследству. Их роль заключалась в том, чтобы сделать на трупе специальный обрядовый надрез и мгновенно бежать наутёк. Дело в том, что египтяне презирают и порицают тех, кто вредит человеческому телу. А потому преследовали и карали парасхитов. Прикоснуться к ним означало осквернение.
     Д - Но цель твоя? Ты всё вокруг да около.
     Г - В ночное время парасхиты, надрезая мёртвое тело, постигали анатомическое строение человека и его внутренних органов. Они видели то, что необходимо знать эскулапам. Как известно, в нашей стране запрещено исследовать трупы. Мне удалось наслушаться рассказов парасхитов (не за бесплатно, разумеется) и сделать (за ту же плату) рисунки, которые помогли установить разницу между животным и человеком. А  вообще – должен вам сказать – эскулапу в Египте есть чему поучиться… Хотя темнее менее я считаю вскрытие мёртвых тел неприятной обязанностью. Демокрит, ты что улыбаешься?
     Д - А это правда, что посвящен в жрецы?
     Г - Представь себе - правда. Такое посвящение обязательно для занятия врачебным ремеслом. Когда я покинул родину и поехал в страну на Ниле, меня радушно приняли верховные жрецы… Платон, а ты что - готов рассмеяться?
     П - Говорят, что, возвратившись из Египта, Гиппократ приступил, наконец, к широкой деятельности лекаря и учителя, преисполненный передовыми идеями и воодушевленный тем новым, что он видел. Так?
     Г - Так. И что из этого?
     П - Что послужило причиной для неугомонной прыти?
     Г - Не понимаю - на что ты намекаешь? Нельзя ли точнее задать вопрос, Платон?
     П - Хорошо. Спрошу напрямик! Правда, что тебя возбудила на подвиги женитьба на двадцатилетней девушке?
     Г - Ах, вот в чём дело? Не скрою… Ведь пред друзьями нечего скрывать. Тот памятный фактор, несомненно, поспособствовал активизации всех моих жизненных действий.
     Д - Надо думать! Продолжаем дальше… О том, что у тебя два сына Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, что каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом, говорить не будем. Или будем?
     П - Нет, не будем. Тем более, что уже самое главное сказано. Не будем перечислять новшества во врачевания.    
     Д - Только я перечислю то, что связано с именем нашего великого: "Ноготь Гиппократа", "Шум плеска Гиппократа", "Вправление вывиха плеча по методу Гиппократа", "Гиппократово ложе – приспособление для растяжения позвоночника", "Шапочка Гиппократа - повязка на голове с помощью двуглавого бинта или двух отдельных бинтов", "Маска Гиппократа - лицо умирающего больного"... И это далеко не всё.
     П - Позволю себе дополнить из трудов Гиппократовского корпуса "Внешний и внутренний облик врача", где автор подчёркивает, что излишне весёлый врачеватель не вызывает уважения, а излишне суровый теряет необходимое доверие, что эскулапу должны быть присущи жажда получения новых знаний, которые необходимо получать у постели больного, внутренняя дисциплина, при этом он должен обладать ясным умом, быть опрятно одетым, в меру серьёзным, проявлять понимание к страданиям больных.
     Д - Дополнения своевременны и актуальны, поэтому принимаются сразу и без комментариев. Гиппократ, правда, что кроме "Маски - лица умирающего больного" тобой написана "Маска смеха"?
     Г - Да. Давно это было, в далёкой молодости, на спор, когда обучался в Книде.
     П - В "Маске умирающего больного" перечислено: "Нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, уши холодные и стянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твёрдая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зелёный, чёрный или бледный, или свинцовый". А какие симптомы описаны в "Маске смеха"?
     Г - Держи и сам читай. Этот папирус храню как зеницу ока. В память об учёбе в Книде.
     Д - Читай вслух.
     П - Просьба неграмотного - приказ чтецу. Доверяете?.. Тогда слушайте: "Нос морщинистый; глаза выпуклые, либо чаще щелеобразные, повышенной влажности; виски набухшие; уши покрасневшие; мочки ушей напряжены; кожа на лбу увлажненная; рот широко раскрыт, прикрыт рукой; запрокидывание головы назад или наклон головы вперед; зубы оголены; брови приподняты до образования морщин; голос порывистый, сопровождается звуками "ха-ха-ха", "хи-хи-хи", "хе-хе-хе", "гы-гы-гы", порой сопровождается прихрюкиванием, и цвет всего лица от розово-красного до резко красного". Каково? Лично мне нравится. И вообще мне импонирует человек, наполненный юмором.
     Д - А что там, на обороте папируса, написано? "Щекотка - это добывание смеха вручную". Тоже хорошо!
     П - Я слышал, что ты занимался смехотерапией. Это тоже правда?
     Г - Была такая попытка. Даже начинал писать трактат. Я рассматривал смех как лекарство от многих болезней. Ведь посудите сами: когда человек смеется, начинается движение мышц, увеличивается скорость кровотока, головной мозг получает активацию зон, отвечающих за хорошее самочувствие и так далее. Однако, труднее получился…
     Д - Почему?
     Г - Врачевание съело благостное время, потом в Египет подался…
     Д - Потом женитьба, потом дети… Так?
     Г - Верно-верно! И откровенно говоря, запылился начатый, но брошенный трактат. Где он сейчас? Даже не знаю… Ну да ладно. Обратите внимание: нам "Атлантида". Платон - держатель рецепта - утверждает, что, образно выражаясь, сейчас пальчики оближем. Я прав?
     П - Сейчас сами убедитесь…
     Д - Полностью согласен. Впервые такое вкуснотище, которое никогда в своей жизни не пробовал!
     П - А что я говорил?
     Г - Ты говорил… правду.
     Д - Послушай, Гиппократ, всё собираюсь поинтересоваться у тебя, да что-то как-то не получается: то ты занят, то я забываю…
     Г - О чём это ты, Демокрит?
     Д - Ты, наверняка, помнишь битву нашу о диете. Агон тогда так не был разрешён: итог не прозвучал, и бряцанье мечей затихло наше. А я хотел - и до сих пор хочу - услышать от тебя, как похудеть реально? К примеру, я… А впрочем - не "к примеру". Пытаюсь я излишек веса потерять. Но вес меня всё время да  находит. Так как же похудеть?
     Г - Уж если вы хотите похудеть, не ешьте лишь всего три основные вещи: белки, жиры и сладость сахаров. Всего лишь! Вот и всё. Ты что-то мне сказать хотел, Платон?
     П - По убеждениям моим, беситься лучше с жиру, чем тлеть от голода. Однако, зная постулат, весь демос прозябает в лени, что спасти себя и жизненные дни продлить тем самым. Никак я до сих пор и не пойму, что движет ими.
     Г - О мудрый из мудрейших, наш Платон! Не мудрствуй и не распрямляй извилин. Ответ здесь прост: энергия лени - самая неисчерпаемая! А посему…
     Д - Бороться с ленью лучше на чём-нибудь мягком.
     Г - Демокрит, вечно ты шутить себе изволишь!
     Д - Гиппократ, ты думай, прежде чем сказать! Я даже век не прожил, а ты меня уже в века стремишь. Ведь это парадокс в парадоксальной жизни… А если тебе хочется сделать глупость, поторопись – опередят! И ещё один вопрос - над чем ты сейчас работаешь, что тебя заинтересовало?
     Г - Тема моего очередного трактата весьма актуальная. Демокрит, до такого никогда и не додумаешься…
     Д - Так уж - и никогда! Относительно чего - это самое "никогда"? Впрочем, возникла новая идея, которую следует препарировать. Однако, я не услышал название твоей темы.
     Г - Она проста и в то же время сложна, но будет востребована если не сегодня или завтра, то в ближайшее столетие.
     Д - Не морочай голову и не юли - выкладывай имя труда!
     Г - Итак: "Честность, достоинство и благородство как патология психики современного человека".
     П - Ого-го! Ого-го-шеньки - го-го… Вот это размах! Об этом только можно мечтать…
     Г - А как иначе? Мой отец говаривал примерно так: "Есть мечта - иди к ней; не получается идти к ней - ползи к ней; не можешь ползти к ней - ляг и лежи в направлении мечты".
     Д - Всё будет - стоит только расхотеть… А не пора ли нам поговорить на самую расхожею тему, которая более всего волнует каждого человека, независимо от социального статуса.
     Г - Демокрит, нельзя ли попроще выразиться. Между нами говоря…
     П - Вот именно. Мы ведь не на агоре.
     Д - Эта тема вечная - жизнь. Мы - философы? Или как? Или куда?
     Г - Сразу видно, что Демокрит насытился. И его потянуло пофилософствовать. С чего начнём?
     Д - "С чего"? Странный вопрос. Естественно, с того, что есть жизнь. Но сразу предупреждаю - не стоит повторять всё, что сказано нами и не нами. Новизна - вот главное.
     П - Поддерживаю! Что есть жизнь? Жизнь - это вечный компромисс между желанием есть и желанием спать.
     Д - Принимается. Гиппократ, твоя очередь.
     Г - Я считаю, что жизнь - это театр, где никто не знает сценария, но все лезут в суфлёры.
     П - А как вам понравится постулат, который имел честь услышать совершенно случайно: "Жизненный опыт – это масса ценных знаний о том, как не надо себя вести в ситуациях, которые никогда больше не повторятся"?
     Д - Что я скажу? Философии постулат не лишён. И только… Однако, глагол есть глагол. Демос ждёт ответ прагматический, без раскрытия закономерностей. Человека интересует, как жить и радоваться. Кто рискнёт дать разъяснение на этот жгучий вопрос? 
     П - Здесь нет никакого риска. Мой учитель как-то произнёс: "Для того чтобы жить и радоваться, нужно всего две вещи: во-первых, жить, во-вторых, радоваться".
     Д - Да! Юмор - хороший помощник. Но смех, как не прискорбно, остаётся лишь смехом. И только…
     П - Демокрит, что ты всё зачастил "и только"- "и только"? А человек ждёт праведности…
     Д - Умники не устают повторять: "От трудов праведных не наживёшь палат каменных". Вот тебе и вся праведность! Праведную жизнь начинаешь вести тогда, когда на грешную уже не остаётся ни сил, ни денег… Но это не то, что ждут от нас. Гиппократ, ты что молчишь?
     П - Действительно. Не забывай: тот, что слушает, думает и молчит - самый опасный человек. Надо всегда говорить людям то, что о них думаешь.
     Г - Правда - святое дело, а синяки сходят за неделю. Свободный человек всегда говорит всё, что думает…, но не всем.
     Д - У меня такое неприятное чувство, что ты прав.
     Г - Вы так выражаетесь, как будто я виноват, что я лучше вас.
     Д - У тебя явно завышенная самооценка.
     Г - Пока не узнал, что про меня говорят, никогда бы не подумал, что так интересно живу.
     Д - Настоящий друг придёт на помощь не только тогда, когда ты в ней нуждаешься, но и тогда, когда помощь не требуется, и даже тогда, когда ты от неё категорически отказываешься. Нас помнят, пока мы мешаем другим. Так что ли, Платон?
     П - Над этим стоит подумать…
     Д - Вот так всегда у философов. Надо подумать. Стоит подумать… Неразношенная обувь придаёт лицу крайне философское выражение. Гиппократ, ты что притих?
     Г - А он прав!
     Д - Кто прав? И в чём прав?
     Г - Праксагор правильно подметил: "Радикулит - весёлая болезнь: как сидел, так и пошёл". Диагноз, однако, построен на признаке.
     Д - О, как! А я думал, что у вас в последнее время только самых частых диагноза: "Ну и чего припёрся, если ходить можешь?" и "А где ж ты, дорогой, раньше был?" Оказывается, с возрастом люди делают меньше глупостей – не те возможности!
     П - Если тебе кажется, что весь мир против тебя, возможно, стоит просто развернуться.
     Д - Это к чему ты сказал, Платон?
     П - Да так - к слову пришлось…
     Д - Голова на плечах есть, ещё б мозгов…
     Г - С вами не соскучишься.
     Д - Совсем запамятовал!.. Мне столько всего надо сделать, что лучше я пойду спать! Гиппократ, можно один вопрос напоследок?
     Г - Хоть два.
     Д - У тебя день рождения – в июне или в июле?
     Г - Сегодня.
     П - Да ты что! Первый раз опростоволосился! Как же это я забыл?
     Д - Так же, как и я! А я чувствую, чего-то ты, Гиппократ, не договариваешь...
     Г - Нет, это ты, Демокрит, не дослушиваешь.
     Д - Платон, давай хоть поздравим нашего именинника в два голоса, как говорится - дуэтом, или дуплетом.
     П и Д - По-здрав-ля-ем!!!
     П - Гиппократ, ты - настоящий мужчина: построил дом, посадил деревья, вырастил сыновей и дочь...
     Д - ...и сделаешь всё остальное, что скажает тебе жена. Если вдруг у тебя появятся враги, прости их так, чтобы они плакали!
     Г - Спасибо за поздравление с днём рождения: вы не поверите, ни один мерзавец, кроме вас, меня не поздравил
     Д - Пожалуй, я задержусь у тебя, Гиппократ!
     П - И я тоже.
     Г - Я рад, что со мной! Давайте продолжим наш симпосий. Платон, наполняй килики истиной!..
     Д - Только подарков сегодня не жди. А может и завтра, послезавтра и вообще...
     Г - Почему?
     Д - Потому! Я тебе открою тайну: "Существует два вида подарков: которые на фиг не нужны и которые кто подарит. Понял?
     Г - Понял, прямолинейный ты наш. Благодарю за тайную тайну...
     Д - А не сыграть нам тем временем во что-нибудь настольное? Как вы на это смотрите?
     П - Например?
     Д - Гиппократ, где "Затрикия"?
     Г - О, только не "Затрикия"! Ломать извилины в день рождения? Никогда! Могу предложить "Дуодецим". Тем более, что нас как раз трое. Как на это смотрите?
     П - Я не против.
     Д - Подчиняюсь большинству. При условии...
     Г - Какие ещё условия?
     Д - Давайте сначала ещё разок киликнём, пожуём овощи-фрукты и - "по коням"!
     П - Я не против. Если переместимся в аулу - на свежий воздух.
     Г - Принимается! Наливайте, а я распоряжусь создать необходимые условия. Я - именинник или не именинник? Или кто? Или как - в конце концов? Не слышу ответа!
     Д и П - Согласны, именинник ты наш!..
                ********************************************