7 Начало осады Севастополя, сентябрь - октябрь 54

Сергей Малухин
При появлении врага с юга в Севастополе началась паника. Адмирал Нахимов отдал приказ топить весь флот. Потопили транспорт «Кубань», брандеры «Кинбурн» и «Ингул». Но тут адмирал Корнилов отменил панический приказ.
Инженерные работы интенсивно продолжались, с кораблей на берег свозили пушки. Было сформировано 22 батальона морской пехоты и это увеличило гарнизон до 20 тысяч человек.
Европейцы не ожидали увидеть укрепления на Южной стороне. Им пришлось начать осадные работы по всем правилам, оборудовать свои лагеря. Французы – флот и армия, заняли Камышовую бухту (Херсонес). Они привезли с собой на морских транспортах 70 осадных орудий, кирпич, мешки с землёй из Турции, дощатые щитовые бараки-казармы, миллионы рационов продовольствия и прочее снаряжение.
Англичане решили занять Балаклавскую бухту. Утром 14 (26) сентября их авангард подошёл к деревне Кадык-Кой, а в порт вошли два военных парохода. Гарнизон Балаклавы возглавлял подполковник Манто. У него под началом была рота капитана Стамати, 80 солдат, инвалидная команда – 30 человек, и батарея поручика Маркова, из 4-х мортир. Русские дали бой 4000 отряду англичан, напав на них из засады и развалин генуэзской крепости. 1,5 часа шёл неравный бой, русские потеряли 60 человек. Манто и Стамати были ранены и взяты в плен. Марков с оставшимися воинами ушли в Севастополь. Англичане потеряли до 200 человек. Городок был разграблен, большой флот островитян вошёл в тесную бухту.
Тем временем в Крым пришла 12-я дивизия генерала Липранди и 10-тысячный отряд казаков под командой атамана Донского войска генерала Хомутова. 18 сентября А. С. Меншиков вернул свою армию к Северной стороне и Бельбекским высотам у Инкермана. Гарнизон Севастополя увеличен до 35 тысяч – туда вошла 17-я пехотная дивизия генерала Кирьякова, в которой было 4 полка: Московский, Бородинский, Тарутинский и Бутырский. Кроме неё в город направили 17-ю артиллерийскую бригаду и два батальона пластунов с Кубани. Русские начали обстреливать противника, сооружавшего осадные укрепления. Происходили перестрелки наших штуцерников и пластунов с английскими и французскими егерями и снайперами. Вражеский флот издалека бомбил Севастополь.
22 – 24 сентября союзная эскадра из 10 вымпелов совершила нападение на Ялту. В городе начались поджоги и грабежи. Жители бежали в горы. Была разорена усадьба «Ливадия» графа Потоцкого и другие имения. Не тронули только имение императрицы «Ореада».
29-го от холеры умер маршал Сент-Арно.
К 4 октября союзники были готовы начать массированный обстрел города. Англичане, заняв Балаклаву и Средюхины высоты, обеспечили 15-мильную заслонов от Крымской армии генерала Горчакова. Сапун-гору оседлала французская дивизия генерала Боске. Севастополь с юга охватили главные силы французов на левом фланге и англичан на правом. Всего армию союзников составляли 41 тыс. французов, 20 тыс. англичан и 7 тыс. турок. У них было 144 осадных орудия (в т.ч. турецких 12 пушек и 9 осадных орудий). Флот союзников к тому времени состоял из 30 линейных кораблей, 4 паровых ЛК, 5 парусных фрегатов, 50 пароходо-фрегатов.
У обороняющихся было 341 орудие, в т.ч. 118 тяжёлых. Построено 7 бастионов.

1-я бомбардировка Севастополя началась в 6-30 утра 5 (17) октября огнём с суши и с моря. Французы начали бомбёжку с Рудольфовой горы, из первой параллели. У союзников бой вели 126 орудий. Им отвечали 115 русских пушек.
Севастополь успел неплохо подготовиться к обороне под руководством адмиралов Корнилова и Нахимова, военных инженеров Ползикова и Тотлебена. Полковник Генерального штаба Попов назначен начальником штаба гарнизона под командованием генерала Моллера. Сам Меншиков тоже приехал в город с Северной стороны.
Весь бой Нахимов провёл на 5-м бастионе, где командиром был офицер Ильинский. К 11 часам орудия бастиона точным огнём подавили противостоящие французские батареи.
Вице-адмирал Новосильский был в бою на 4-м бастионе.
Трудно пришлось 3-му бастиону, командир – Попандопуло, имевшему 22 пушки. Он попал под перекрёстный огонь французов и англичан. От взрыва порохового погреба бастион был разрушен. Уцелело только две пушки, но и они продолжали бой.
Обороной Малахова кургана руководил контр-адмирал Истомин. Здесь же, как на ключевой позиции обороны, был и адмирал В. А. Корнилов. Малахов курган обстреливали три батареи англичан. Днём адмирал был ранен ядром в бедро и живот, и к вечеру умер.
В результате обстрела в бухте был подожжён ЛК «Ягудиил». Также были обстреляны два русских парохода: «Владимир» и «Херсонес».
В течение дня были подавлены почти все английские батареи.
Союзный флот: 20 линейных кораблей, 7 паровых ЛК, 22 паровых фрегата с 1340 орудиями, под командой старых адмиралов: француза Гамелена и английского лорда Дондаса блокировал Севастопольскую бухту. Французские и турецкие корабли вели бой с 96 орудиями батареи №10 и Александровской батареей с Южной стороны. Особенно отличилась смелым и точным огнём батарея №10, командир – полковник Желтышев. Враги дали по этой батарее 20 000 выстрелов и подбили 3 пушки. У французов были повреждены: ЛК «Город Париж», ЛК «Наполеон», пароход «Шарлемань». Их флот ушёл в море в 18 часов.
Английские корабли действовали против батарей Северной стороны: Волохова башня (5 орудий) – фрегат «Альбион», батарея Карташевского (3 орудия) – фрегат «Аретуза», Константиновский форт (18 орудий) – 9 кораблей, в т.ч. линейные: «Британия», «Трафальгар», «Кин», «Агамемнон», «Родней» и другие, помельче. ЛК «Агамемнон» был сильно повреждён и вышел из боя. «Альбион» и «Аретуза» также получили серьёзные повреждения, и ушли в Стамбул на капитальный ремонт. Английский флот закончил бой в 18-20. Больше, за всю войну, европейские флоты не бомбили береговые форты.
В 18-30 закончился и обстрел с суши. Союзники не добились никаких успехов и не решились на штурм города.
После гибели Корнилова, оборону Севастополя возглавил вице-адмирал П. С. Нахимов (1802-55 гг.), боевой командир Черноморской эскадры, победитель турок в Синопском сражении.
Всю ночь после обстрела на 3-м бастионе под руководством самого Тотлебена работали 200 сапёров и 500 солдат Московского полка. К утру бастион был восстановлен.
6, 7 и 8 октября Севастополь продолжали обстреливать британские батареи с Зелёной горы и французские с г. Рудольфа.