Истина где-то рядом

Каллистова
     Пасмурным ноябрьским утром, в час, когда несостоятельные жители мегаполиса, закрываясь зонтами, спешили к вратам московской подземки, немолодой, но еще не потерявший остроту восприятия Михаил Анатольевич Гельмгольтц уверенно направлял свои стопы  к дверям лицея номер пятнадцать двенадцать.

     Отпраздновав-таки, слава Богу, пару дней назад в кругу  коллег свой пятьдесят восьмой день рождения,  Михаил Анатольевич чувствовал невероятную легкость: «все позади, все позади!»

     И прав был  Василий Палыч -  ночной хранитель лицея,  всякий раз поздравляя  Гельмгольтца словами «Минуты идут, часы бегут, годы летят!». И дважды был прав, напутствуя по-стариковски: «Крепись, Миша!».
    
     ВасильПалыча к праздничному столу не приглашали. Хватало того, что будучи неоднократно пойманным со стаканом в кабинете учителя музыки, старик уверял, что выпивает не потому, что чертовски хочет выпить, а исключительно за здоровье Михаила Анатольевича и всего его народа.

     Пасмурным ноябрьским утром каких-то десять шагов отделяли  Михаила Анатольевича от вожделенных ступенек парадного лицейского подъезда, когда Гельмгольтц поскользнулся на чем-то скользком, и чтобы сохранить равновесие, взмахнул своим кожаным портфелем. К несчастью этот маневр, хоть и спас Гельмгольтца от падения, не предостерег от прочих неприятностей.  Из портфеля в лужу выпала котлета. И как назло, вылетая из портфеля, котлета отделилась от оберточной бумаги и упала хрустящей корочкой в самую глубокую часть лужи.  Михаил Анатольевич покрутился вокруг акватории лужи, посокрушался и побрел к дверям лицея, бросив котлету на радость выглядывающему из-за угла нахальному Шарику. «Как скверно день начинается», - подумал  Гельмгольтц, потянув за дверную ручку. «У кого как», - заметил Шарик, глядя в спину удаляющемуся   Гельмгольтцу.

     Михаил Анатольевич сверил внутричерепное расписание уроков с висящим на стенде, взял в канцелярии ключи и поднялся на третий этаж. Переступив порог кабинета русского языка и литературы,   Гельмгольтц включил свет и, зайдя за шкафчик, разоблачился до костюма. Затем, убрав в недосягаемые для шпаны кабинетные недра свой кожаный портфель, прихватил ежедневник и направился к директору лицея Игорю Леонидовичу Бесову.

     Игорь Леонидович, как настоящий современный руководитель, не любил засиживаться в лицее допоздна, оттого все  совещания он проводил с утра и на свежую голову.

     В апартаментах директора  Михаил Анатольевич застал заспанных преподавателей естественных и гуманитарных наук  и вездесущего  учителя физкультуры, фамилию которого Гельмгольтц не знал и знать не хотел.

     В отсутствии директора между коллегами шла оживленная перепалка.  Михаил Анатольевич, научившийся не прислушиваться к словоблудию, занял свое место в президиуме и погрузился в размышления о котлете. Конечно, у него оставалась вторая, бережно завернутая руками старшей сестры Раисы Анатольевны, но... Но одной котлетой сыт не будешь. И это очень беспокоило   Гельмгольтца. Дело в том, что  Михаил Анатольевич никогда не обедал в лицейской столовой и никогда не выходил на бизнес-ланч на улицу Островитянова. Он ел в кабинете русского языка и литературы, заперев дверь и приоткрыв окно у последней парты.

- Доброе утро, коллеги, - приветствовал преподавателей директор лицея  Бесов Игорь Леонидович, - Вы заметили, на этой недели у нас два знаменательных дня: день рождения Михаила Анатольевича и нынешний — пятница тринадцатое!

- А вы знаете,  Игорь Леонидович, отчего пятница тринадцатое считается бесовским днем? - спросила Галина Григорьевна, - от того, что на Руси...

- Не знаю, как на Руси, - проворчал Гельмгольтц, - а у нас в лицее каждая пятница -  бесовский день.

- И понедельник,  Михаил Анатольевич, - произнес директор, занимая место рядом с преподавателем русского языка и литературы, - вы уже решили, кого из 10 «Б» направите на районную олимпиаду?

- А у меня вчера 11 «А» взбесился. Как-будто первый раз в жизни снег увидели, - вставил учитель физкультуры, - вместо того, чтобы бежать десять кругов...

- Девять кругов!

- Нет, у меня все бегут десять. Так вот, вместо того, чтобы бежать десять кругов, они начали в снежки играть. А некоторые вообще ушли с поля и стали лепить бабу...

- С грудями?

- Михаил Анатольевич!

- Да,   Игорь Леонидович!

- Давайте прекратим обсуждение баб и приступим к обсуждению производственных вопросов. Светлана Борисовна!.. Светлана Борисовна у нас болеет. Так. Сергей Александрович!   Сергей Александрович у нас тоже болеет после дня рождения Михаила Анатольевича. Так... Марина Владимировна, вы произвели замену уроков в связи с болезнью учителя музыки?

- Да, я...

- Понятно. Спасибо. Аркадий Николаевич здесь? А с Аркадием Николаевичем-то что стряслось? Неужели и его подкосил день рождения   Михаила Анатольевича?

- Да при чем тут мой день рождения, Игорь Леонидович! Может быть  Аркадий Николаевич неправильно использовал вольтметр, и у него в цепи заискрило, или к нему пристали  эбонитовые палочки.

- Игорь Леонидович, - грудь Марины Владимировны приподнялась над головой Бесова, - раз уж мы заговорили про день рождения  Михаила Анатольевича, то...

- Да вы что?!!

- Не перебивайте меня,  Михаил Анатольевич! 11 ноября в наш лицей поступила новая медсестра.

- Как поступила? В целлофане? - спросил  Гельмгольтц.

- В латексе! - крикнул физкультурник.

- Не дерзите мне, Михаил Анатольевич! - грудь завуча старших классов властно колыхнулась.

- Да разве у меня хватит духу вам дерзить, Марьянна  Владимировна?
 
- Игорь Леонидович, миленький, дайте  Марине Владимировне договорить! Это очень, очень важно, - зашелестела Галина Григорьева.

- Я вообще молчу. Выступает один  Гельмгольтц!

- При чем здесь  Гельмгольтц! - заревел  Михаил Анатольевич.

- Да!  Михаил Анатольевич здесь совсем не причем! Он просто вчера задержал 10 «Б», и в результате мой урок начался на десять минут позже.

- Надежда Адамовна, я перед вами вчера извинился!

- Я не Адамовна! Я Петровна! Неужели за десять лет нельзя запомнить!!!  Игорь Леонидович, Игорь Леонидович, мне категорически не нравится расписание на четверть!   Михаил Анатольевич часов не наблюдает, и десятые классы будут   опаздывать ко мне на контрольные!

- После ваших контрольных, Надежда Петровна, я по полчаса не могу построить класс в две шеренги!

- Валентин Алексеевич, не надо сравнивать ваше ОБЖ с математикой!

- Вот опять! Знаете, уважаемая   Надежда Петровна, ваша математика потребуется в жизни пяти ученикам и то, до тех пор, пока они не поступят в хуниверситеты, а ОБЖ нужны всем от мала до велика!

- По-моему Валентин Алексеевич в слове « хуниверситеты» пропустил «и краткое», - небрежно заметил Гельмгольтц.

- Михаил Анатольевич!

- Михаил Анатольевич! Вы совсем распоясались! Вы отдаете себе отчет, что говорите! Я даже забыла, что сама хотела сказать!!!

     Неизвестно, чем бы закончилась утренняя разминка преподавателей старших классов, если бы не отворилась дверь кабинета, и не вошел взъерошенный Аркадий Николаевич.

- Извините, извините, коллеги, я опоздал... вероятно, пропустил самое важное.

- Нет, нет,  Аркадий Николаевич, не волнуйтесь, вы ничего не пропустили, драки еще не было.

- Мы вас ждали, Аркадий Николаевич... - сказал Бесов.

- Прошу прощения, коллеги.

     В кабинете директора воцарила тишина.

- Ну, теперь уж точно не будет драки! - резанул тишину несдержанный крик учителя физкультуры.

     Аркадий Николаевич пробрался в президиум и угнездился рядом с  Михаилом Анатольевичем.

- Что с вами случилось, дорогой Аркадий Николаевич? - спросил  Гельмгольтц.

- Упал на пороге лицея!

- Это все потому, что вы,  коллега, портфель не носите. Бросьте вы ваши хипповые замашки — сумку через плечо! Носите портфель, тогда не упадете.

     Пока они шептались, завуч старших классов вывела разговор в нужное русло, и сонные пчелы естественных и гуманитарных наук заговорщически загудели вокруг Бесова.

- Посмотри на этот театр абсурда,  Аркадий Николаевич!

- Везде абсурд, Миша, везде. В головах он заполняет все пространство, вытесняя мозг...

- Согласен. Но платят за абсурд по разному: в Газпроме — это одна цена, а в нашем лицее совсем другая...

- О чем они говорят? Столпились вокруг Бесова, ничего не слышно...

- Галина Григорьевна сегодня поутру нашла в кармане своего пальто клок длинных черных волос. Подозревают, что новая медсестра — ведьма...

- Как интересно!

- Бабы! Что с них возьмешь?! Как ни крути, Аркадий Николаевич, коллектив у нас женский, и Бесов — гермафродит, не смотря на наличие тещи.

     Прозвенел первый звонок. Прозвенел он как-то оглушительно: Галина Григорьевна вздрогнула, задребезжали стекла, заколыхалась грудь Марины Владимировной. Из распахнувшейся двери в кабинет ворвался поток морозного воздуха. Все разом повернули голову в сторону двери и увидели на пороге медсестру.

     Медсестра была невелика ростом и имела впечатляющую внешность. Бледное лицо обрамляли иссиня-черные длинные волосы, черные глаза были подведены черным карандашом, а губы закрашены бежевым тоном. На тонкой шее медсестры красовалась разноцветная татуировка, а поверх черной рубашки надет темно-лиловый медицинский халат.

- Я дико извиняюсь, - сказала она глухим низким голосом, - колоться будем?

- Э-э-э... -  ответил за всех Бесов.

- В лицей по распоряжению Минобрнауки и санитарного врача привезли вакцины против гриппа, - отчеканила медсестра, - Не желаете подать пример ученикам и уколоться первыми?

- Э-э-э,.. мы желаем, - Бесов выдохнул, - но у нас очень важное совещание, поэтому начинайте с 11 «В».

- Как скажите, - брякнула медсестра, и тяжелая дверь кабинета захлопнулась за ней с невероятной силой.
 
- Вот это да! - присвистнул  Михаил Анатольевич, - Галина Григорьевна, вы правы, медсестра — настоящая ведьма. Где были ваши глаза,  Игорь Леонидович, когда вы принимали девку на работу?

     Прозвенел второй звонок. Неодобрительно покосившись на   Гельмгольтца,   Галина Григорьевна проследовала к выходу. Вслед за ней потянулись и другие  преподаватели лицея.
 
- Чему ты удивляешься, Михаил Анатольевич? Бесов нанял сатанистку.

- Да, и притом какую! Ты слышал, Аркадий Николаевич, как она сказала: «Я ДИКО извинЯЮСЬ!» А?

- Бедная Галина Григорьевна...

- Да ей-то что, она сама не лучше! Бедный я! - вскричал Михаил Анатольевич, - с какой чувихой придется работать в одном здании! Нельзя ее выпереть?

- Ну как ты ее выпрешь, если Бесов ее только нанял?

- Ну, не выпереть, так попереть?!

     И два старикана разошлись в разные стороны  к своим кабинетам. На этом историю можно было бы и закончить, если бы день -  пятница тринадцатое клонился к ночи. Но день был в самом начале, и с каждым часом наращивал свою демоническую силу.

     Прежде всего, никак не рассветало. За окнами лицея клубился посветлевший туман, клубился, но не рассеивался.

     На первом уроке Гельмгольтцу достался 7 «В». Михаил Анатольевич обвел взглядом тупеющие от стремительного полового созревания физиономии, вывел на доске слово «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ» и приказал составить в тетрадях из букв слова новые слова, существительные, цензурные, и включающие не менее четырех букв.

     На второй урок в кабинет русского языка и литературы вломился 10 «А», разгоряченный физрой и сдобренный отсутствием дезодорантов. Михаил Анатольевич закатил 10-тому «А» обещанное сочинение, и пока класс напряженно царапал каракули, уставился в окно рассматривать туман.  «Синий туман похож на обман» - почему-то пронеслось в голове Гельмгольтца. Но каково же было его удивление, когда вслед за этой пошлой строчкой в голове прозвучало «Похож на обман синий туман, синий туман».   Михаил Анатольевич снял очки и открыл лежащую сверху тетрадь ученика 7 «В». Через пару минут он отстранился от тетради со странным ощущением, что что-то происходит не так. В кабинете было глухо, как в танке.  Михаил Анатольевич всмотрелся в 10 «А» и прислушался. 10 «А» сидел перед ним в полном составе, склонив наморщенный лоб над листами, и не издавал ни звука: ни скрипа, ни шороха, ни кашля. Бесшумно скользили ручки по бумаге. Никто не сопел, ни бубнил, ни кряхтел. «Боже мой! - подумал  Гельмгольтц, - я лишился слуха!» Он почувствовал мелкую дрожь поджилок. «Быть не может! А если это инсульт?!! Господи боже мой! Я не померил утром давление!!!» Он беззвучно дернулся в кресле и...

     В поле зрения Гельмгольтца медленно вплыла входная дверь кабинета. На пороге стояла медсестра.   

     Мертвенно бледное лицо, черные волосы, кроваво-красные плотно сжатые губы. «Я умер!» - пронеслось в мозгу  Гельмгольтца. И в ту же секунду в коридоре раздался душераздирающий металлический треск звонка. 10 «А» встрепенулся, задвигались парты, ноги, заходили ходуном стулья, полетели учебники, отличницы закричали: «Да не мешайте, вы, уроды!», двоечники побросали на учительский стол тетрадки, класс загудел и заструился к двери. Михаил Анатольевич аккуратно метнул взгляд в сторону выхода: медсестры нигде не было.

     Всю перемену   Михаил Анатольевич провел в своем кресле, пытаясь воссоздать картину последнего урока. 10 «А» пишет сочинение. Перед ним на первой парте сидит Шурочка Устинова, за ней, красавицей и умницей, два раздолбая, любимца Невежды Адамовны, в среднем ряду очкастый Степан «Раскольников» с козявкой Маргаритой, в крайнем ряду, ближе к двери, тухлая рыба Сёмина и карьеристка Жанна, дальше разместились троечники, ну а на галерке — будущие коммерсанты и предприниматели, все на месте. И вот они, тетради. Михаил Анатольевич переместил стопку с одного края стола на другой, потер виски. «Что же я просидел всю перемену! Надо было сходить в медкабинет, померить давление... Нет, не надо... Туда пока не надо...»

     Урок в 7 «А» Михаил Анатольевич  провел  нервно и без удовольствия,  поминутно чувствуя накатывающиеся приступы тревоги. Наконец 7 «А» покинул газовую камеру, и  Гельмгольтц, распахнув настежь окно у последней парты, поспешил в коридор, проветриться.

     В коридоре он заметил Галину Григорьевну, шепчущуюся с химичкой, и выходящего из туалета Аркадия Николаевича. 

- Аркадий Николаевич! -  Гельмгольтц нагнал физика в рекреации, - Аркадий Николаевич! Как ваша нога?

- Спасибо! Я ударился рукой. Локтем. Но он уже не болит. После того, как новая медсестра оказала мне первую помощь, у меня все болеть перестало.

- Вы меня пугаете, Аркадий Николаевич! Вы были в медкабинете?!

- Да! Эта ведьма все норовила меня привить от гриппа. Я ей про локоть, а она все о том, что укол — совсем не больно. Потом снизошла, намазала меня чем-то вонючим. 10 «А» пол-урока принюхивался. Сейчас ходил отмывать эту липкую гадость...

- Когда это было?

- Что?

- Когда вы были на приеме у медсестры?

- На прошлой перемене...

- Понятно...

- А что?

- Вы ничего странного не заметили?

     Прозвенел звонок.

- Заметил. Сегодня как-то оглушительно-странно звенит звонок. Боюсь, не Василь ли Палыч постарался после принятия...

- А что физика знает о фантомах?

- Вы полагаете, это Алевтина Васильевна увеличила громкость звонка?

- Нет, нет. Я не про звонок...

- Михаил Анатольевич, извини, дорогой, у меня урок. Кстати, - Аркадий Николаевич обернулся к  Гельмгольтцу, - эта медсестра, она действительно странная, и малоприятная. И еще... у нее на спине горб.

     И  Аркадий Николаевич скрылся в «пещере науки».

     Михаил Анатольевич припустился на урок русского языка в 7 «Б» классе.  7 «Б» уже загрузился в кабинет литературы и вопил в отсутствии Гельмгольтца так, как-будто его волокли на укол...

     Распахнув дверь кабинета со словами: «Брик, к доске!», Гельмгольтц осекся на восклицательном знаке и чуть не потерял сознание от удушья. У доски стояла медсестра.

- Что вы делаете в моем кабинете? — в голосе  Михаила Анатольевича появились фальцетные нотки.   

- Я дико извиняюсь, -  медсестра, как ворона, сверкнула глазом, - но классу полагается прививка. И вам не помешает предохраниться от гриппа.

- Этот вопрос я сам решу, - отрезал  Гельмгольтц все еще фальцетом, - а прививать класс извольте на перемене.

- У меня приказ санитарного врача...

- Какого санитарного врача?

- Главного...

- Послушайте, у меня урок русского языка и литературы. Почему вы постоянно врываетесь в мой кабинет и мешаете мне работать?! -  Гельмгольтц никак не ожидал от себя такой смелости. Но сила всегда одерживает вверх,  в том числе и сила слова.

     Медсестра по стеночке направилась к двери.

- С вашим весом нельзя так волноваться, - сказала она с порога, и опять сверкнула глазом.

     7 «Б» заржал в двадцать пять голосов.  Гельмгольтц постучал указкой по столу и вызвал Брика к доске. Адреналин ударил в голову Михаилу Анатольевичу, он вдрызг разругался с 7 «Б» и на радость зверенышам выгнал класс за 10 минут до конца урока. Бесследно это не прошло. Не успел Михаил Анатольевич остыть, как появился Бесов.

- Михаил Анатольевич, почему 7 «Б» шатается по коридору? - спросил Бесов.

- Потому что вы, Игорь Леонидович, взяли в штат дикоизвиняющуюся медсестру, которая врывается в мой кабинет на каждом уроке и завлекает детей уколами от гриппа.

- Так вы отправили класс на прививку?

- Я отправил...

- Надо их остановить! В 11 «В» у двоих после прививки уже поднялась температура... - Бесов испарился.

     Михаил Анатольевич остался в кабинете один. Откинувшись на спинку своего кресла, он прикрыл глаза рукой, но странный звук из глубины кабинета заставил  Гельмгольтца отдернуть руку. В прямоугольной комнате, среди опустевших стульев и парт, Гельмгольтц отчетливо уловил присутствие инородного тела. Вытянувшись в кресле по методу суслика, он обвел кабинет глазами: откуда раздался звук? Со стены на Гельмгольтца посмотрели портреты.  Может быть, это трещала перегорающая лампочка? Гельмгольтц сканировал взглядом каждый предмет. И вдруг...

     Михаил Анатольевич увидел источник звука. Звук превратился в отчетливый грохот переворачиваемой мебели и сопровождался сотрясением дальнестоящего платяного шкафа.  Гельмгольтц с надеждой взглянул на портреты. Дверь шкафа распахнулась, и из шкафа вывалилась голова.

     Вооружившись указкой, Михаил Анатольевич ринулся в дальний угол кабинета:

- Василий Палыч!!! - орал   Гельмгольтц, - что с вами?! Вы живы?!

- О-о-о, Миша-а, - простонал ночной сторож лицея, - помоги мне выбраться отсюда...

- Как вы сюда попали? - спросил Гельмгольтц, пытаясь унять дрожь и поднять Палыча, - Как? Как вы сюда попали?!

- О-о-о, Миша-а, - стонал сторож, - я сам не знаю...

- Ну, как же так? -  Гельмгольтц усадил старика за парту.

- Не помню...

- Не помните? На вас напали сзади?!

- Э-эх, я... я надрался...


     Несколько секунд Гельмгольтц пытался осознать, что сказал Палыч, и что произошло.

- Вы пили?

- Да. Но, прошу тебя, никому, ни-ни, ни слова. А то, ты знаешь, эта училка с грудями, у-у-у, она меня, она меня... так отебуширит...

- Но как вы очутились в кабинете?

- Не помню... Нет, погодь, погодь, я увидел змею, ну... с грудями. И шмыг к тебе. Ну, думаю, я тут перекантуюсь. А,  чтобы не мешать, я в шкаф, и... заснул, бес попутал.

     Повисла пауза.

- Э-э-э, какой сегодня день-то, не знаешь?

- Пятница...

- У-у, как я долго пью за твое здоровье...

- Всего третьи сутки...

- Да? А я-то думал вторую неделю...  Тады, ладно, - ободренным голосом сказал Палыч, - тады я к ней загляну. А то, так звала, так звала, красавица.

- Кто?! Марьяна?

- Не-не, что ты. К той только под пыткой. Медсестра новая. Какая же она красавица, Миша! Я многого повидал, но она преособенная! Глазищи голубые, во! Кудри... так бы и гладил, как кошку. Что там эта, как ее... Мэрлин Монро! Да, не смотри ты на меня так! Неужель, не видел?

- Я видел. А вы-то, где с ней столкнулись?

- Я ее до бесовского кабинета провожал, когда она устраиваться на работу приходила, - Палыч заговорщически наклонился к  Гельмгольтцу, - я думаю, Миша, здесь все не просто так...

- Я тоже так думаю...

- Я думаю, у них там с Бесовым шуры-муры. 

- А горба на ее спине вы не заметили?

- Да хрен с тобой, какого горба?! Она стройна как... как... кипарис, - сторож хитро улыбнулся.

- А вот Аркадий Николаевич видел.

- Аркашка — мудак! Он все с этими батарейками балуется, где ему что рассмотреть?!

- Да...

- Точно тебе говорю. Ну, помоги мне встать. Пора мне из школы убираться... Какой, говоришь, день сегодня? Пятница? Завтра я на службу заступаю. Буду субботу встречать, тебя поминать. Добрым словом, ты не бойся! Я только добрым словом! Э-э-э, там в шкафу еще моя шапка осталась. Нет? Ах, это твоя шапка? Ну, извини, Миша, извини старика.

     И Палыч с божьей помощью поковылял прочь из кабинета русского языка и литературы. Михаил Анатольевич остался один с твердым намерением разобраться в деле с медсестрой.

     После шестого урока лицей затихал. Средние классы уходили домой, унося с собой часть суеты и шума. Старшим классам разрешалось занимать парты во время перемены, и старшеклассники бесились уже в кабинетах.

     Михаил Анатольевич вышел в опустевший коридор по зову мочевого  пузыря и, облегчившись в туалетной комнате, стал неспешно прогуливаться вдоль коридорных стен лицея.

     В этот день так и не рассвело.  Коридор был наполнен холодным электрическим светом, который показался  Гельмгольтцу  холоднее обычного, и тень, отбрасываемая Михаилом Анатольевичем, показалась Михаилу Анатольевичу  чудной, похожей не на тень преподавателя русского языка и литературы, а на его отражение в кривом зеркале.

     Пока Михаил Анатольевич  пытался сообразить, откуда у тени такой огромный живот, коридорный свет моргнул, моргнул и разом погас во всех лампах. «Черт, - подумал  Гельмгольтц, - опять уборщица махнула шваброй. Какая же она тупая, безмозглая скотина!»

     Михаил Анатольевич сделал шаг и понял, что стоит один по середине темного коридора. Нет, никто не гремел шваброй, не кричал, не хлопал дверями. Коридор был безлюден, беззвучен и заполнен густой мглой. Кто-то тронул Гельмгольтца за плечо. Михаил Анатольевич вздрогнул и обернулся. Никого. Холодок пробежал по лицу  Гельмгольтца, словно чье-то дыхание, отдающее мятной жвачкой. И опять никого. Неожиданно в коридоре раздался топот быстро бегущих ног. Через секунду на  Гельмгольтца налетел Аркадий Николаевич.

     Доводилось ли вам пугать голубей? Помните, как они шквальным хлопаньем крыльев и стремительным взлетом каждый раз пугали своего пугальщика? Тоже самое случилось и с нашими стариками: напуганный  Аркадием Николаевичем  Михаил Анатольевич изрядно напугал преподавателя физики:

- Это вы?! - крикнули они друг другу в сумрачном коридоре лицея номер пятнадцать двенадцать.

- Михаил Анатольевич!

- Аркадий Николаевич!

- Что вы тут делаете, Михаил Анатольевич?

- Я шел к вам, Аркадий Николаевич.

- А я к вам...

- У вас что-то стряслось?

- Представьте себе, я обнаружил послание в кармане пиджака...

- ?

- Уверяю вас, Михаил Анатольевич, что ни вчера вечером, ни сегодня утром в кармане ничего не было. Как мог появиться клочок бумаги, если пиджак всегда был при мне?

- Когда вы  обнаружили послание?

- Пару минут назад. Я сунул руку в правый карман и нащупал смятую бумагу. Вначале я решил, что сам опустил ее по рассеянности. Но то, что я увидел на бумажке настолько удивительно!.. И я сомневаюсь, что изобразить такое мог кто-нибудь из наших учеников...

- Цидулка при вас?

- Да.

- Покажите.

     Что-то белое отделилось от темной стены, неподалеку от кабинета  Гельмгольтца, и начало медленно и шатко двигаться в сторону застывших посредине коридора преподавателей. Будь Михаил Анатольевич один, он бы точно определил неопознанный предмет как лишенное ног и головы тело медсестры в белом халате. Собрав в кулак всю волю, Гельмгольтц прошептал онемевшему  Аркадий Николаевич:

- В темноте ничего не видно... Пойдемте в ваш кабинет!

     Оказавшись в кабинете физики через секунду после старта, запыхавшиеся преподаватели лицея стали громко звать ассистента Леночку. Убедившись, что веселая, глупая Леночка пьет чай в прилегающей к кабинету лаборатории,  Аркадий Николаевич  запер дверь кабинета изнутри и жестом пригласил  Михаила Анатольевича занять место за первой партой.

- Ну-с, Аркадий Николаевич, - сказал  Гельмгольтц полушепотом, - показывайте послание.

- Вот оно, - и  Аркадий Николаевич развернул листок перед   Гельмгольтцем.

- Что это? - спросил  Гельмгольтц. 

     В дверь кабинета физики постучали. Вначале стук был приглушенный и даже какой-то робкий, но затем... затем с оглушительной силой невидимая длань стала трясти ручку и колотить по деревянному корпусу двери. Из лаборатории выбежала Леночка.

- Аркадий Николаевич!  Аркадий Николаевич! - базарный ор Алевтины Васильевны привел в чувства побелевших преподавателей литературы и физики, - немедленно откройте дверь!

     Леночка недоуменно распахнула глазки, смерив глупеньким взглядом сжавшихся у первой парты стариков, и великодушно впустила в кабинет разъяренную уборщицу.

- Аркадий Николаевич! -   Алевтина Васильевна с грохотом поставила ведро с водой на пол, -  вы что за моду взяли запираться?! И что вы тут делаете с Михаилом Анатольевичем?! А?! Лена! Чем они тут занимаются?

- Я не знаю, - ответила Леночка, - я воду кипятила...

- Что вам надо, голубушка? - вмешался   Гельмгольтц.

- Как что надо?! Пол помыть надо! Я вам кричала, кричала, но вы так драпанули оба, как у физкультурника пятые классы не бегают... А потом, Лена, представляешь, дверь закрыли прямо перед моим носом!

     Леночка пожала плечами:

- Да мойте на здоровье! Они сейчас в коридор выйдут, - и ушла в лабораторию.

- И, правда, - сказала уборщица, - идите-ка вы в рекреацию.

- Пойдемте в столовую, пообедаем, - предложил физик, - все равно стоять в рекреации, ждать, пока она пол натрет.

- Ох, -     Михаил Анатольевич вспомнил про котлету, - раз сегодня все кувырком, пойдемте в столовку. Там я мог бы спокойно рассмотреть рисунок.

     Михаил Анатольевич взял тарелку супа, котлеты с макаронами, компот, три куска черного хлеба, и с жадностью на это все набросился. Почувствовав, как урчащий живот вместил в себя содержимое тарелок,  Гельмгольтц вернулся в реальный мир и потребовал у Аркадия Николаевича измятый клочок бумаги.

- Так все-таки, Аркадий Николаевич, что это такое, по-вашему.

- По-моему — это доказательство теоремы Пифагора. Но не классическое, из учебника, а первооткрывательское, выведенное из собственного опыта человеком, не знающим канонического представления. Поэтому, вряд ли кто из наших учеников мог бы такое изобразить.

- Вы уверены?

- Абсолютно!
 
- Вы уверены, что это не сатанинские знаки?

- Уверен. Это иллюстрация того, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

     Михаил Анатольевич еще раз взглянул на листок бумаги.

- Тогда зачем неизвестный засунул это вам в карман?

- Меня самого смущает этот вопрос... А еще меня смущает вопрос «кто это был?» и «когда он это сделал?»

- Интересно, Галина Григорьевна также мучилась, когда извлекла из своей одежды чужие волосы? Все должно иметь объяснение,  Аркадий Николаевич! На большой перемене вы были в медкабинете, так? Вам сделали перевязку, так? Чтобы добраться до вашего локтя, медсестра потребовала, чтобы вы сняли пиджак... Поправьте меня, если я ошибаюсь. И, значит,  это именно она вложила в карман вашего пиджака клочок с геометрическими фигурами. И, вероятнее всего, никакая здесь не теорема, а фрагмент Древа жизни...

- Дорогой  Михаил Анатольевич, у вас железная логика, но, зачем, зачем, какой-то девчонке запугивать или что-то там еще делать с учителем физики или литературы? Она что, собирается преподавать физику в нашем лицее?

- Если она принадлежит секте, то по большому счету ей все равно, кого сживать со света...

- Ого! Так вы полагаете, она преступница? На мой взгляд, это сильное предположение!

- Хорошо! Озвучьте другую гипотезу!

- Пока не могу... но, думаю, наступит время, когда все разрешится.

- Вы рисковый человек,  Аркадий!

- Какие у нас есть варианты?

- Идти к Бесову. Пусть увольняет сатанистку к чертовой матери!

- То есть мы признаемся Бесову, что боимся девчонку? Кстати! В медкабинете была еще одна медсестра...

- Еще одна?

- Да!

- Вы ее видели?!

- Да! Она работает в лицее с 2005 года.

- Тогда зачем Бесов нанял вторую? Вы понимаете, Аркадий Николаевич, Бесов непростой человек... Он вполне мог задумать выгнать, например, нас с вами из лицея, как самых старых и многоопытных преподавателей. И набрать безмозглых теток, чтобы они с ним не конкурировали. На их фоне он бы выглядел образцовым директором...

- Михаил Анатольевич, ты думаешь, чтобы нас уволить, необходимо приглашать в лицей цирк? А потом, Галина Григорьевна тогда, чем ему не угодила? Она как раз нужная Бесову безмозглая тетка, на фоне которой директор будет героем-интеллектуалом...

- Да-а, запутанная история...

- Тс-с, слышите? Слышите? Странный утробный звук?

- Это мой...  желудок, не привыкший к столовской пищи, выражает свое недовольство...

- Ах, прости,   Михаил Анатольевич. Прости, дорогой!

- Прощаю, но... но, что нам делать дальше?  Боюсь, мы станем неврастениками, если в ближайшие часы не покончим с чарами медсестры. Нельзя допустить, чтобы девка поимела власть над нами! Уж лучше покинуть лицей навсегда, чем поддаться силе суеверия!

- Точно! Предлагаю еще раз проанализировать события сегодняшнего дня... С чего все началось?

- Мы оба поскользнулись на пороге лицея.

- Да... но это можно отнести к случайному событию с вероятностью...

- Нет! Никакая это не случайность! Медсестра украла из кабинета химии лед-девять и разлила на пороге лицея, ожидая, что кто-нибудь упадет и обратится к ней за помощью, а она сможет вложить зашифрованное проклятие в личные вещи потерпевшего... 

- Вы имеете достоверную информацию о краже… из кабинета химии?

- Нет...

- Тогда, не прокатит, как выражается молодежь.  Не обладая доказательствами, мы не можем отменить презумпцию невиновности...

- Ох,  Аркадий Николаевич! Вы же не в Нью-Йорке, ни не в Тель-Авиве. Какая презумпция?

- Михаил Анатольевич!

- Никакой демократии в нашей стране нет, не было и не будет! У нас империя во главе с императором. А то, что последние сто лет императоры не связаны между собой кровным родством, то тьфу на это!!! В конце концов мы все произошли от Адама!

- Тихо, тихо, я с вами совершенно согласен. Но обвинять человека в воровстве, не имея доказательств, это...это...

- Прочитайте про эффекты восприятия, Аркадий Николаевич!

- Михаил Анатольевич, но мы с вами разумные люди. И то, что мы, волей рока, живет в этой стране, еще не значит, что мы утратили способность мыслить.

- Вы — безнадежный оптимист,  Аркадий Николаевич...

- Давайте отбросим гипотезу о том, что мы потеряли равновесие из-за коварства медсестры. Скорее это безалаберность дворника, не сколовшего лед на подступах к лицею... 

- Ну, хорошо, согласен. Как вы объясните появление медсестры в кабинете русского языка и литературы на втором уроке?

- Вы заснули, Михаил Анатольевич...

- Что?!!

- Вы заснули. На очень короткое время, -  Аркадий Николаевич допил свой компот и отодвинул поднос с объедками на край стола, - и вам приснился сон. Мы видим сновидения, когда мозг находится в пограничном состоянии между глубоким медленным сном и бодрствованием. Сегодня низкое давление, сумрачно, в кассе было тихо и...  вы заснули, Михаил Анатольевич... А ваш мозг обработал последнюю картинку, вызвавшую вашу сильную эмоциональную реакцию.

- О'кей! Согласен! Вернее, у меня нет доказательств, что ваше предположение ложно. Далее... Портрет медсестры вашей кисти резко отличается от портрета кисти ВасильПалыча. Насколько я знаю, при белой горячке видят чертей, а не голубоглазых красавиц.

- Можно предположить с большой вероятностью, что Бесов дал объявление на headhunter. Одна из претенденток была голубоглазой красавицей. Возможно, у Бесова можно вырвать подтверждение, что было несколько соискательниц на должность медсестры.

- Согласен. Это реально. Остаются два самых загадочных момента: встреча с неопознанным объектом в коридоре лицея и теорема Пифагора.

- Я убралась в вашем кабинете,  Аркадий Николаевич, - Алевтина Васильевна щелкнула вставной челюстью над ухом  Гельмгольтца, - а вы, Михаил Анатольевич, отчего таким пугливым стали, а? Заметили меня в коридоре нынче и поволокли  Аркадия Николаевича, да так проворно, что я за вами никак не могла угнаться. А мне, между прочим, с Аркадием поговорить серьезно надо. По делу.

- По какому делу,  Алевтина Васильевна?

- Аркаша, друг, я пятый раз объясняю внуку теорему Пифагора, а он, твою мать, ну никак понять не может. Думаю, втолкую ему по-другому, ну, не так, как в учебнике написано, а так как я сама, простой человек, понимаю. И вот с тобой посоветоваться хотела... как лучше дуралею... Я там тебе чертеж в кармашек положила, когда ты в столовку за булочками приходил...

- Дура! - заревел  Михаил Анатольевич.

- Вот! Вот! - загорланила уборщица, - чем тебя твоя Раиска кормит, беленой что ли?! Совсем озверел, кровожадный. Слово при тебе сказать нельзя. Тьфу! Выучились тут, ученые, ядрена вошь! А как простой человек спросит чего, так сразу «дура». Тьфу на вас! - И  Алевтина Васильевна ринулась прочь из столовой.

- Ну вот, - грустно сказал  Аркадий Николаевич, - все ребусы мы отгадали. Жаль Васильну обидели...

- Васильну обидеть невозможно! - отрезал  Гельмгольтц, - она сделана из говна! В общении с ней главное самим не перепачкаться! Но зато теперь у нас есть все основания выгнать медсестру взашей! И поставить на вид педколлективу, что Бесов ничего не смыслит в подборе кадров для нашего лицея.

     И тут  Михаил Анатольевич остро почувствовал расстройство пищеварительной системы в области кишечника. Он был вынужден бросить  Аркадия Николаевича с двумя подносами и лететь, что было мочи в ближайшую комнату, отмеченную мужским силуэтом на двери.

     Через некоторое время в дверь медицинского кабинета лицея номер пятнадцать двенадцать  громко и требовательно постучали.

- Войдите, - машинально ответила ничего не подозревающая новая медсестра.

     Дверь распахнулась, и на пороге медкабинета возникла грозная фигура преподавателя русского языка  и литературы  Гельмгольтца  Михаила Анатольевича.

- Вы пришли сделать прививку? - спросила лишенная интуиции новая медсестра.

- Я пришел потребовать у вас энтерофурил или любое другое средство против диареи, вызванной бактериями.

- Чем вызванной?

- Послушайте! У вас есть медицинское образование?!

- Я заканчиваю ускоренные курсы мед...

- Курсы!!! а кто вам позволил делать детям прививки?!

- Почему вы кричите на меня?

- Да потому, что вы — преступница! Каким образом вы пробрались в лицей? Я немедленно звоню следователю.

- Подождите, прошу вас, подождите. Я вам сейчас все объясню...

- Я не намерен выслушивать ваши объяснения!  Объясняться вы будете в суде!

     Медсестра изменилась в лице:

- Я вижу, вас заели паразиты!

- Что?!!

- Я дико извиняюсь, но в нашей аптечки нет энтерофурила.

- Что?!! Убогое, безмозглое, размалеванное существо! Убирайся туда, где все такие же как ты, дикоизвиняющиеся. А здесь, в лицее, не смей выражаться!

- Какое право вы имеете меня оскорблять?!

- Право, которым меня наделил великий русский язык, язык Пушкина, Тургенева, Бунина, Набокова...

- То есть, это Пушкин разрешил вам так со мной разговаривать?!

- Ты что, совсем тупая?!

- Нет! Не совсем. У меня хватит ума, и я пожалуюсь на вас в комитет по правам человека.

- Ха-ха-ха! Жалуйся! Хоть в конгресс Соединенных Штатов жалуйся. Когда я смотрю на таких как ты, я вообще не понимаю, люди ли вы, человеки ли вы? В вашем взгляде   нет ни капли интеллекта, ваша оболочка — образец пошлости. Вы живете на свете, чтобы есть!..

     Возникла пауза. Сощурив глаза и пытаясь унять дрожь подбородка, медсестра произнесла:

- Был такой поэт, Иосиф Бродский. Прошу не путать с художником Бродским. Так вот, он был гениальнее вашего заезженного Пушкина. Haben Sie verstanden?

- Закончим дискуссию, - Гельмгольтц почувствовал спазм кишечника, -  Вам не место в нашем лицее.

- Минуточку, - сказала медсестра. Она, тоже почувствовав спазм кишечника Михаила Анатольевича, полностью овладела собой, - вы врываетесь в кабинет, оскорбляете меня только потому, что я использую в своем лексиконе вульгаризмы! Боюсь, нам придется встретиться в суде.

- Оставим дискуссию! Пишите заявление об увольнении и бойтесь сколько душе угодно, - кишечник звал.   Михаил Анатольевич вышел, громко хлопнув дверью.



     Через три четверти часа  Гельмгольтц сидел на кухне своей квартиры, полностью доверившись заботам Раисы Анатольевны и ее искусству врачевания кишечника. 

- Как же так получилось, Масик, что ты выронил котлету?

- День сегодня не задался с самого утра. А закончился он вообще мерзко. Я имел честь пообщаться с дикоизвиняющимся быдлом в медицинском халате. Но у меня хватило мужества удалить этот нарост с коры древа познания, -  и тут Михаил Анатольевич просек спинным мозгом, что родная сестра напряженно застыла за его спиной, - Что-то не так, Рая? - спросил, оборачиваясь,  Михаил Анатольевич.

- Все хорошо, Масик. Я слушаю тебя. Правда, не могу понять, что же стряслось сегодня в лицее.

- Бесов пригласил в лицей медсестру, не имеющую медицинского образования...

- Масик, она ведь прослушала ускоренные курсы...

- Как?! -  Гельмгольтц подскочил на месте, - Как?! Откуда ты знаешь?!!

- Это долгая история. Надеюсь, ты помог девушке освоиться в коллективе?

- Я готов выслушать твою долгую историю, тем более, что я никуда не тороплюсь, завтра суббота. А девушку, с татуировкой на шее, к твоему сведению, я уволил.

- А я и не знала, что она сделала тату... -   Раиса Анатольевна пожала плечами, - Масик, сейчас это также модно, как в наше время расклешенные брюки.

- Рая! Немедленно расскажи мне, что ты знаешь. А свои симпатии, оставь при себе.

- Хорошо, Масик, хорошо! Ты только не волнуйся! Тебе ни в коем случае нельзя сейчас волноваться.

- Короче!

- Масик! Ну, что ты грубишь мне?!

- Рая! Я сейчас оденусь и уеду на дачу.

- Масик! Масик! Ради Бога! Я тебе все расскажу, все расскажу. Только не надо никуда уезжать, ты простудишься на даче и заболеешь...

- Я слушаю тебя внимательно.

- Две недели назад мне позвонила Зоя Федоровна. Ну, ты знаешь Зою Федоровну, это разговор на три часа...

- Короче, Рая! Мне нельзя волноваться.

- Короче. Ее Котофей женился.
 
     Тяжелое предчувствие сдавило грудь  Михаила Анатольевича:

- На медсестре?

- Да!

- Боже мой! За что мне чаша сия! Как он мог! Внук депутата Верховного Совета, сын депутата Государственной Думы! Жениться на люмпене! Он бы еще привел в дом таджичку! Где же была Зоя Федоровна? На педикюре?

- Подожди, подожди, Масик! Ты не дослушал! Она удивительная! Умница, красавица, и чрезвычайно востребованная актриса...

- Кто?!!

- Наташа! Масик, пожалуйста, не перебивай меня.  Наташа — жена Котофея, играет в театре у Олега Палыча. Она великолепная характерная актриса. Котофей ей в подметки не годится.  Котофей — никто! Избалованный маменькин сынок! Я бы, на месте Наташи, замуж за него не вышла. Я бы, на месте Наташи, отбила бы мужа у Зои Федоровны. Тот, по крайней мере, депутат Государственной Думы!
 
- Вот сучье отродье!..

- А ты знаешь, кому она вскружила голову? Вашему ВасильПалычу! А ведь он давно уже, кроме бутылки, никого не любит.

- Каким образом она попала в лицей? - загробным голосом произнес  Гельмгольтц.

- Зоя Федоровна сообщила мне, что Наташу пригласили на роль медсестры, сниматься в мистическом триллере о закрытой частной школе. И вот девочка, в лучших голливудских традициях, поступила на ускоренные курсы медсестер, чтобы все пройти, вжиться в роль, прочувствовать...

- Короче!

- Я подумала, почему бы не помочь таланту?! Я позвонила Игорёчку, и он взял Наташу на полставки.

- Игорёчку?

- Да, Игорёчку. Бесову. Он влюбился в нее с первого взгляда, старый бес! Разрешил ей работать в любом образе. Наверное, она выбрала прикид ведьмы. Ведь по сценарию она должна играть злодейку-сектантку, убивающую на своем пути все живое...

     Михаил Анатольевич одним движением руки накапал в чашку двадцать пять капель валокордина.

- Масик, дорогой! Ну, конечно, я это сделала не бесплатно. Наташа обещала нам с тобой билеты на лучшие спектакли к Табакову. И на лучшие места. Кстати, завтра мы идем  в МХТ, смотреть ее «В джазе только девушки».  Пару часов назад шофер Зои Федоровны доставил нам два билета в партер.