Правосудие

Кирилл Суворов
В низенькой лачуге горел очаг. На топчане около огня сидел древний старик. Вокруг сновали ребятишки сбежавшиеся со всей деревни. Младшие беспрестанно копошились и играли, постарше внимательно следили как старик подкидывает поленья в огонь и помешивает нехитрое варево. 
Оторвавшись от своего дела, старик окинул взглядом лачугу и хрипло вздохнул:
- Ладно так и быть. Эй ребятня, а ну-ка  быстро сели!
Дети мигом бросились к очагу и уселись полукругом около старика.
- Знаю чего ждете, расскажу так и быть. Но сегодня не про богов и не про воителей. Поведаю о том что случилось в моей молодости. И еще раз помешав варево старик начал говорить, голос его заполнял каждый уголок дома и все кто был там внимали ему.
"Посреди круга из  жителей деревни  стояли двое воинов. Одним был знаменитый и уважаемый тан Барк Бритый, вторым же  чужеземец, пришедший в деревню несколько зим  назад, но успевший сколотить упорную и злую ватагу для набегов летом. Тан был стар, а его противник молод и ловок, но как они различались так и были похожи. Оба словно два снежных барса во время охоты.  Бой же проходил за место тана и за его прекрасную молодую жену Фьерну.
В руках Барка был верный топор и иссеченный в боях щит, кольчуги он не одел да и шлемом пренебрег, молодой же воин наоборот надел длинную плетеную кольчугу и кожаный легкий шлем. В руках он держал меч и легкий щит. Они стояли друг напротив друга и молчали, пока чужеземец, не выдержав, начал говорить
- Что, старый лис? Боишься? Пора уступить мне место тана! Ты слаб, даже для того что бы вершить правосудие! Не смог казнить воров и преступников, простил их! Слабак!  Давай нападай, покажи что еще силен, сохрани честь!
Тан грустно взглянул на противника и вздохнул. Потом посмотрел на молодую жену и поклонился её, она же гордо вскинула голову, и кивком указав на чужеземца сказала:
- Убей его повелитель, ибо нет его среди достойных занять твое место!
И вот теперь глаза тана сияли ярость, и он накинулся на обидчика и удар за ударом наносил по его щиту. Молодой воин только и мог что отражать удары и отступал к границе круга.
Внезапно щит противника тана раскололся и меч, подставленный под новый удар сломался пополам. Воин отскочил и выхватил короткий засопожный нож. Толпа взревела от негодования, бой проходил на равных условия и этому клинку здесь места не было.
Тан взмахом топора успокоил жителей у в несколько ударов  выбил и нож у противника и тяжело ранил его в руку и лицо, лишив одного глаза.
Чужеземец лежал в собственной крови и стонал, когда к нему подошел тан и присев придвинул свое изнеможенное лицо  к лицу поверженного противника. "
Что он сказал ему знаю только я,- старик снова вздохнул,- но сегодня все поведаю...
" Тан смотрел на врага и молчал, потом вздохнув тихо сказал:
- Я знаю что все преступления совершены тобой,  и ты оговорил тех людей, поэтому я их и отпустил. Но это знаю только я. Если считаешь меня слабым, то спроси за что я выгнал своего брата, лишив его руки. Тебе ответят :"за дело, он украл и обесчестил дочь одного из рыбаков". Я могу быть суров, но могу и смилостивится. Я прощаю тебе твои речи, и оставляю жизнь и дам тебе дом на краю деревни, живи в нем и забудь о месте тана. Но помни, что еще один проступок и ТВОЯ голова украсит мою ладью.
Так сказал тан поверженному воину и ушел со своей женой. А тот воин послушал тана и более не творил беззакония".
- Так что запомните дети,  слово тана нерушимо, но еще более нерушимо правосудие тана и Богов. Боги увидев кто прав даровали победу ему, но оставили в живых слабого  показав ему дар милости...
В низенькой лачуге догорал очаг. На топчане около него сидел древний старик. Вокруг уже не было никого. Старик плакал. Из его единственного глаза текли слезы, и  он утирая их смотрел на лишенную кисти руку и тихо шептал:
-Спасибо тан, что даровал жизнь тогда, за то что меня любят эти ребятишки и почитают все жители, как и тебя тогда.....