Дом Раковского

Борис Дубман
         Прогуливаясь по пешеходной Михайловской улице в Житомире, обратите внимание на здание Областного института последипломного педагогического образования. У него большая и интересная история. Здесь во второй половине XIX века стоял деревянный дом с флигелем, собственником которого был Иудко-Лейба Дувидович Лившиц.

        В 1898 году дом на снос купил житомирский домовладелец Октавиан Фортунович Раковский, и за два года (1899–1900 годы) построил на его месте впритык один к другому два кирпичных доходных дома высотой в два и три этажа, ставшие фактически одним зданием из двух частей. Стены сложены из кирпича-сырца, фасады оформлены в архитектурном стиле эклектики. Очень красивые металлические кованые решетки для балконов и оригинальные чугунные лестницы изготовили на заводе братьев Дурилиных в Денешах (ныне – Дениши). На лестнице было клеймо завода (не сохранилось).

       До революции на верхних этажах располагались квартиры, а на первом – конторы и магазины, в том числе и магазин самого Октавиана Раковского. В Памятной книжке Волынской губернии на 1906 год нашёл рекламу этого магазина: «МАГАЗИНЪ О. РАКОВСКАГО в Житомiре, Михайловская ул. Табакъ и сигары разныхъ фабрикъ. Листовое стекло для оконъ и картинъ. Стеклянная столовая посуда и фаянсовая посуда фабрикъ Кузнецова. Нождакъ и стальная масса для полировки камней. Багеты разныхъ фабрикъ и узоровъ, – прiемъ заказовъ на рамы, за работу рамы 30 коп. Зеркала разной величины и толщины. Семена цветочныя и огородныя. Заказы иногороднихъ исполняются немедленно». Был там и ресторан "Gans Souci" П.Г. Иваницкого, в рекламе которого написано, что "цены самыя умеренныя".

       Раковскому принадлежали еще несколько доходных домов и на других улицах города, которые тоже сдавал внаём, а сам владелец жил в собственном особняке в Семинарийском переулке (теперь проезд Скорульского). Он имел дворянское звание, был директором Житомирского городского кредитного общества и членом-распорядителем Житомирского городского общества «взаимнаго отъ огня страхованiя имуществъ».

        С приходом советской власти здание национализировали и поселили в нём Волгубревком (Волынский губернский революционный комитет). Это был временный чрезвычайный властный орган, созданный большевиками. Комитет проводил работу по установлению советской власти на территории губернии и организации советских учреждений, руководил деятельностью всех военных и гражданских учреждений, занимался реквизицией имущества и материалов для Красной Армии. Первым председателем Волгубревкома в 1919 году был участник Октябрьских боёв в Москве и член Московского губисполкома Кручинский Михаил Александрович (1894 – 1978). В том же году он станет председателем печально известной Волынской губернской ЧК. Оказался в Житомире Кручинский не случайно, а прибыл из Москвы по заданию партии большевиков для установления советской власти в Волынской губернии.

         24 декабря 1934 года в этом здании открылся один из первых в Советском Союзе  городской Дворец пионеров. В мае 1935 года его посетил секретарь ЦК КП(б) Украины Павел Петрович Постышев. 28 декабря 1935 года в газете "Правда" было опубликовано письмо Постышева о праздновании Нового года вместо Рождества и официальном признании такого новогоднего атрибута, как ёлка (ранее была запрещена как "поповский пережиток"). После 14-летнего "перерыва" на втором этаже этого здания в актовом зале зажгли "реабилитированную" Постышевым первую при советской власти в Житомире новогоднюю ёлку. В феврале 1938 года этого государственного деятеля арестуют, через год расстреляют в Бутырской тюрьме, а в 1956 году реабилитируют.

         Детям, которые посещали этот Дворец пионеров, повезло. Среди преподавателей были настоящие мастера своего дела – представители  ещё дореволюционной интеллигенции. И одна из них – педагог-хореограф Ксения Юрьевна Давыдова – потомок известных российских родов Давыдовых и Чайковских. Её родословная невероятно интересна. Мать Ксении Юрьевны, Маргарита Николаевна Лопухина, была из рода Евдокии Лопухиной – жены Петра I. Бабушка, Александра Ильинична Чайковская-Давыдова, приходилась родной сестрой гениального композитора Петра Ильича Чайковского. Прадед, Василий Львович Давыдов, примыкал к декабристам, а его двоюродными братьями были поэт-партизан Денис Давыдов и генерал Алексей Ермолов, сводным братом – генерал Николай Раевский. Прапрабабушка Ксении Юрьевны, Екатерина Давыдова (в девичестве Самойлова), – племянница Светлейшего князя Григория Потемкина. Вот за такое непролетарское происхождение Ксению Юрьевну советская власть выслала из Киева в Житомир. В Киеве она преподавала в хореографическом училище на Пушкинской улице (теперь в этом здании Национальный союз композиторов Украины). В Житомире во Дворце пионеров организовала детскую хореографическую студию.

         В 1936 году вместе с отцом Юрием Львовичем Давыдовым (ему разрешили трехмесячную поездку из города Клин в Житомир на свидание с дочкой) и студентами Волынского музыкального техникума Ксения Давыдова поставила в городском театре концерт с отрывками из опер. Сохранились фотографии этого концерта. В 1941 году при приближении к Житомиру немецких войск Ксения Юрьевна эвакуировалась в Соликамск. «Дороги эвакуации, – вспоминала она, – привели в Соликамск. Там узнала, что в Воткинск эвакуирован Клинский музей П.И. Чайковского, в котором работал мой отец Юрий Львович Давыдов, племянник композитора. Решила я перебраться к нему». В 1944 году музей возвратился в Клин, где Ксения Юрьевна работала научным сотрудником. Более полувека своей жизни, вплоть до самой кончины посвятила она изучению жизни, творчества, пропаганде наследия своего гениального родственника Петра Ильича Чайковского. Умерла в 1992 году на 88-м году жизни, похоронена в городе Клин, под Москвой.

         На сцене актового зала Дворца пионеров выступали народные артисты СССР Евгений Самойлов, Николай Крючков, Николай Черкасов, знаменитый диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан – обладатель редкого по тембру и выразительности голоса. В годы войны он читал сводки Совинформбюро и приказы Верховного Главнокомандующего, и его голос стал известен каждому жителю СССР. По-своему "оценил" мастерство диктора Адольф Гитлер. Он объявил Левитана своим личным врагом № 1 (под № 2 в списке Гитлера значился Сталин) и требовал "повесить его первым, как только Вермахт войдет в Москву".

         Летом 1944 года в доме Раковского был Главный штаб формирования частей и соединений 1-й армии Войска Польского на Житомирщине. Этот факт запечатлен на памятной доске, установленной на фасаде здания в 2006 году, притом на двух языках – украинском и польском. В 1945 году второй и третий этажи здания вернули пионерам. А на первом этаже разместился Центральный универмаг. Во Дворце пионеров снова открылись кружки по интересам: драмкружок, танцевальный, хоровой, народных музыкальных инструментов, духового оркестра, рисовальный, киномехаников и другие. Записаться в кружки мог любой желающий, и совершенно бесплатно. Пришли ребята плохо одетые, голодные, пережившие тяготы войны. Это были годы моего детства. Я записался в кружок юных киномехаников, где руководителем была старший инженер Житомирской областной конторы кинопроката Фаина Львовна. Записался ещё и в хоровой кружок, решив, что и у меня есть голос, и я тоже могу петь. Голос то у меня был, и довольно громкий (я старался петь громче всех), а вот музыкального слуха не оказалось, и меня из хора, увы, исключили.

         А в примыкающем справа к дому Раковского двухэтажном здании открыли Детскую техническую станцию, где тоже были разные кружки. Вход в станцию был со двора через портал. Я запомнил радиокружок, авиамодельный, резьбы по дереву и фотокружок. Все, кто в них занимались, принимали активное участие в выставках и конкурсах детского творчества. Небольшие, тесные помещения не могли вместить всех желающих проявить свои таланты. Я и тут записался в два кружка. У меня до сих пор остались фотографии, которые учился делать в фотокружке, а с фотоаппаратом не расстаюсь и по сей день. В радиокружке собрал детекторный радиоприемник. Он работал без электропитания и, соответственно, имел малую чувствительность. Да к нему еще нужна была длинная наружная антенна. Но сколько радости было, когда он заговорил!
 
         Во Дворце пионеров тогда проводились смотры-олимпиады творчества городских школ, показы художественной самодеятельности, прекрасные новогодние балы для старших школьников,  а для младших – новогодние утренники у ёлки. Многие мои ровесники с благодарностью вспоминают дни, проведенные в стенах Дворца, и своих любимых наставников как светлую страничку своего детства. Вот воспоминания Владимира Фрегера: «Помню прекрасно моё активное участие в кружках Дворца пионеров, олимпиады школьников, новогодние бал-маскарады. С огромным удовольствием познавал азы музыкальной игры в духовом оркестре Дворца пионеров. Помню нашего руководителя Семена Николаевича Москалева. Также посещал кружок бального танца (танцевальный). Очень умело была поставлена вся работа кружков Дворца, где завучем в то время была Анна Захаровна Кахновер».

          Духовой оркестр житомирского Дворца пионеров, о котором вспоминает Владимир Фрегер, всегда играл на демонстрациях, обслуживал разные городские мероприятия, пионерские лагеря, участвовал в олимпиадах и всегда неизменно занимал первые места. Руководителем оркестра Дворца пионеров Семен Николаевич Москалёв (1906–1998) проработал почти сорок лет! А если точно, то с 1954 – года 39 лет и 6 месяцев. Благодаря его неутомимому труду несколько поколений одаренных юных музыкантов нашли дорогу в музыкальную жизнь. Кстати, великий пианист Святослав Теофилович Рихтер – двоюродный племянник Семёна Николаевича Москалева. Мама Рихтера (в девичестве она тоже была Москалева – Анна Павловна Москалева) приходилась двоюродной сестрой Семёну Николаевичу.

         В 1961 году Центральный универмаг справил новоселье в новом здании на углу Киевской и Московской улиц, а Дворец пионеров ещё ранее переехал в здание бывшего Азовско-Донского банка на той же Михайловской улице, которое освободил обком партии. Дом Раковского отдали Житомирскому областному институту усовершенствования квалификации учителей и Областному отделу народного образования. Они поселились сразу на верхних этажах, потому что первый этаж, где ранее располагался универмаг, ещё требовалось реконструировать под классы и кабинеты института. Проекта такой реконструкции помещений не было. Была только "липовая" смета для открытия финансирования, составленная "Ремжилпроектом". Реконструкцию поручили выполнить Ремонтно-строительной конторе Житомирской КЭЧ, где я работал тогда прорабом. Пришлось мне выполнить эту работу. Все вопросы перепланировки решал на месте с директором института Ткаченко. К сожалению, забыл его имя и отчество.

       Мне он запомнился как умный, интеллигентный человек с тонким чувством юмора. В последующие годы заместителем директора института работала жена первого секретаря Житомирского обкома КПУ Василия Михайловича Кавуна. Она тоже оставила свой "след" в доме Раковского – приказала срезать кованный ажурный полукруглый балкон в трехэтажной части здания, который был украшением фасада. Увидеть его можно только на старых фотографиях.

         Вот уже более пятидесяти лет это учебное заведение находится в этом здании. Теперь он называется "Житомирский областной институт последипломного педагогического образования". В нём работал заведующим кафедрой недавно ушедший из жизни доктор географических наук, президент Житомирского научно-краеведческого товарищества исследователей Волыни, профессор Николай Ефимович Кострица (1942–2014) – автор 50 книг, более 400 научных работ и более 850 научно-популярных статей по истории, географии, экономики и краеведению Житомирщины.

Борис Дубман
Ноябрь 2014


Иллюстрации верхнего ряда:
Первая слева — Второе и третье здания справа – дом Раковского. Фото 1930-х годов, автор неизвестен. Сканировано с книги Георгия Мокрицкого "Душа і серце Житомира: Наша рідна Михайлівська”.
Вторая — Дом Раковского. Фото 1967 года, автор – Борис Дубман.
Третья — Дом Раковского на Михайловской улице. Фото 2010 года, автор zt-gregori.

Иллюстрации нижнего ряда:
Первая слева — Чугунная лестница в доме Раковского. Фото 2014 года, автор – Игорь Толстой.
Вторая — Памятная доска на фасаде дома Раковского. Фото 2014 года, автор – Игорь Толстой.
Третья — Ксения Юрьевна Давыдова. Источник – www.biblio-klin.ru
Четвертая — Семен Николаевич Москалев. Источник – www.partita.ru/articles/moskalev.shtml .
Пятая — Николай Ефимович Кострица. Источник – uk.wikipedia.org/wiki/Костриця_Микола_Юхимович .