Рождён в Алтае в Анапе влюбился в Донецке разбился

Владимир Крыленко
Рождён на Алтае, в Анапе влюбился, в Донецке разбился

                60 уж ЛЕТ проШЛИ -
                как СТАДи ВЫ сОКУРСНИКИ МОИ в ДИИ!

     Наталенко Андрей Иванович
рождён в 1935-том в КулундИнской Степи на Алтае, где вырос среди живописной
природы кОлок (ленточных лесов), о которых ОН с ностальгией вспоминал
до конца жизни. Там пощёл в школу, но тут выгнали немцев из Новой России
и ЕГО отец шофёр перевёз всю семью в Анапу.
     Там Андрей школу окончил, отучился,
ТАМ же и в ЕЛЕНу Прекрасную Анапскую влюбился.
    ЕЛЕНа была помоложе и поступила в медицинское училище учиться,
а Андрей поступил в ДИИ - на кокса хИмика учиться, набрав 18 баллов из 30 -
при конкурсе 6 желающих на 1 место.

Близорукий, в очках, но улыбчивый, Очень общительный Андрей -
даже со мной (по своей инициативе) общался:
рассказывал о себе (а я о себе - нет), занимал у меня деньги
(а я у НЕГО - НЕТ!), ТОЛЬКО со мной напару выполнял ВСЕ лабораторные
работы (по разнвм химиям, физикам), металлам и ТэПэ) и ТОЛЬКО со мной
составлял отчёты по этим работам.
       Я на 1-м курсе часто ходил в гости к Андрею на 6-й этаж. Их узкий
балкон выходил на шумную улицу Артёма и нависал над старыми деревьями -
акациями. И меня что-то (изнутри меня) - тянуло, толкало меня - перепрвгнуть
через низкие перила и улететь вниз - на вершины этих акаций!
И я начал бояться - и перестал ходить туда!
   При мне Андрей всегда лежал голыщом в постельке и я мял ЕГО там.
У Андрея были широкие плечи и узкая талия, а на животе - толстая
"родильная складка" "курдючОк" с запасом жирка. Я хватал эту складку
"курдючОк" и мял её. И Ему ЭТО явно нравилось! И мне тоже! И на <БОЛЬШее> - НЕ тчнуло!
      В феврале 1955 после каникул мы 2 раза сходили в Дворец Спорта "Шахтёр"
(мне это было очень неуютно - сумрачно!) на тренировки по борьбе. а потом
выступили за ХТФ ДИИ. Я не стал сопротивляться Андрею (Он бросил меня через
бедро на лопатки), проиграл крепкому горняку и с трудом (темнЕло в глазах
и ничего не вижу, не соображаю) выиграл 1 схватку. А 1 парень погиб в этой
тигре - сломалась шея при падение на "мостик"!

     2 мвя 1955 я с Андреем с утра прошли от Студгородка через посёлок
Семёновку (нижке Базара), по мостику перешли через речушечку Кальмиус,
по грунтовой дороге между частным посёлком Макеевки и большим пустырём
(теперь там район Калиновка между проспектом Мира и бульваром Шевченко -
отсюда теперь (в сию минуту!) БЪЮТ артиллерийские и ракетные установки
продавшихся Донецких болванов: БЪЮТ ведь - по СВОИМ же - по Донецким же
посёлкам и людям!), перешли железную дологу на Мушкетово-Чумаково-Ларино,
вышли к пруду в Богодуховой балке. На другом (восточном) берегу была
"изба-йeBAльня" - домик для "высоких гостей" города СТАЛино: оные нежились
на солнышке. Я попробовал тут стать на "мостик", но у меня потемнело в глазах,
всё в мозгах (или что там у меня на их месте) закололи мириАды иголочек
и я не стал искушать судьбу. Мы с Андре вышли на шоссе "Макеевка-СТАЛино",
по нему пришли домой в общежитие, а там наши парни одевают плавки -
идти на пруд-ставОк - и я тоже. А АндрЭ - нет:
"- Я в ваши вонючие лужи не полезу - в них не искупаешься,
а вымажешься! Я только в МОРе купаюся!"
      Но зря: в ставкЕ выще парка Щербакова вода глубокая (10 м) и чистая -
не хуже, а поЧИЩе, чем летом на пляже в Сочи и в Андреевой Анапке!
    А я тогда пошёл на пруд и там я обогнал в плавание Диму Иванова
из АлчЕвска (II разряд по вольному стилю) и удивился Коле Полковниченко
(моему земляку с Луганщины - из сэлА ПискЫ) - Он (покорОче и поплотнее меня!)
свободно ставал на мост и вставал, и не похоже, чтоб его кружило и колОло в голове...

        На каникулах в феврале 1958 Андрей женился на Елене из Анапы
(а до этого ЕЁ портрет два года стоял на столе в комнате Андрея),
а в мае 1958-го я был на их свадьбе (вместе со свадьбой Генриза
Голенговского - комсОрга нашей группы).
      А осенью 1958-го Лена родила сына - Игоря и жили ОНИ в мини-хатке -
возле нашего Студ-городка, где теперь стоИт стадион "Донбасс-АРЕНа"...
       В городе и в Армие (в зенитных частях ПВО Баку и СумгаИта) -
в ночных походах Андрей водил меня под-руку - Ему, наверное, нравилась
опека надо мной несостоятельного и несамостоятельного...
       На пред-дипломную практику Андрей попросился в Киев -
длч подготовки научных кадров для Донецкого Центра Академии Наук Украины,
но в науке общительному Андрею было скучно и ОН ушёл на завод...

  В августе 1967-го Андрей (главный инжененер Донецкого коксохимического
завода) в обед повёл меня к Себе домой, угостил вином "Игристым",
порекомендовал меня Директору института ВНИПИЧерМет, помог мне обойти
запрет медиков на поступление на работу в этот институт (позвонив заву
поликлиники - жене Его Директора - Даниэля Семененко).
        По просьбе Андрея я привозил Ему из Ангрена белые рубашки.
        В последний раз я видел Андрея осенью 1975-го, когда ОН
зашёл к нам в квартиру (проспект Ильича, 9, кв.47) попросить денег -
на оплату слишком дорогой стрижки в "Салоне Красоты" на пр.Ильича,7.

Погиб Андрей в автомашине его персонал-шофёра, на кольце (вьезд из Жданова в
Донецк) врезавшейся в автобус. И всю ночь Он снился мне (а до ЭТОГО - никогда!),
пока Андрей без сознания ещё был жив. А днём меня по телефону из совещания у
директора ВНИПИЧЭО вызвали на похороны Андрея на Мушкетовке...

     С Наталенко АндрЕем Ивановичем -
котОрый БЫЛ мне НЕ только наПАРником, но и ТЕЛе-ПАТником.
вступИв в конТАКТ со МНОй - в ЕГО поСЛЕДнюю НОЧЬ на Этом НАШем СВЕТе...
СНОВа, КАК и 5 ЛЕТ наЗАД, -
БЫЛА абсолЮтно ЧЁРная КОШКа, перебеЖАВшая мне дорОгу,
и у меня НЕ было возмОжности, хотЯ МЫСЛЬ такАя былА. -
обойТИ Это МЕСТо, - а я поШЁЛ ДАЛЬше...
А поТОм ВСЮ ТУ ночь мне снился (а до ЭТОГО - никогда!) АндрЕй Иванович Наталенко, -
покА Андрей без сознания ещё был жив!
А днём (ПОСЛе ТОй НОЧи!) - 17 июля 1977 я был на совещании у директора ВНИПИЧерМета.
как Вдруг зазвонИл телефон, Борис Максимович Граховский послУшал и мне:
"- Погиб Андрей Иванович НатАленко! Погиб в автомашине его персонального шофёра, -
на кольце (вьезд из Жданова в Донецк), врезавшейся в автобус. -
ВАС приглашАют на похороны на Мушкетовское клАдбище!"
     ТУТ только я понял, что Андрей Иванович НатАленко -
БЫЛ мне НЕ только наПАРником, но и ТЕЛе-ПАТником,
вступИв в конТАКТ со МНОй - в поСЛЕДнюю НОЧЬ
(ОН же умиРАЛ в ОбластнОй больнИце - в ПОЛу-версТЕ от моЕй поСТЕЛи!)...

И ЕЩЁ - вдобАвок, - я только ТУТ понял,
что, НЕ-смотрЯ на заПРЕТ со сторонЫ христиАнствующих <свяТОШ>, -
СУе-ВЕРия - НЕ ПРОСто доСУЖий ВЫмысел-страШИЛка,
а ЧТО-то в НЁМ ЕСТЬ! -
Ведь СУе-ВЕРия - Это обобЩЁНный ОПыт насеЛЕНия -
За МНОГие покоЛЕНия!

И я - поЧТИ СОРок ЗИМ  и ЛЕТ, -
встРЕтив ДАЖе НЕ абсолЮтно ЧЁРную КОШКу (моЁ ЗРЕНие ненаДЁЖно!),
перебеЖАВшую мне дорОгу,
я стаРАТельно обхоДИЛ Это заКЛЯТое МЕСТо,
а когДА у меня НЕ было возмОжности обойТИ Это заКЛЯТое МЕСТо,
я ожиДАЛ (иногДА - поДОЛГу!), -
поКА КТО-то пройДЁТ или проЕДет -
ЧЕРез Это заКЛЯТое МЕСТо!

      А вот ещё один эпизод с Андреем:
    В апреле 1955-го мы - четверо студентов первого курса (Андрей Наталенко,
Саша Гребенюк, Антон Пластун (троица из одной комнаты общеЖИТия) и я) -
по какому-то наИтию - спонтАнно - после собрания в корпусе №1 ДИИ -
 пошли на прогулку - куда глаза у заводИлы глядЕли:
 МЫ прошли через шлаковые отвалы метал-завода имени Сталина
 (я там набрал коллекцию красивых полупрозрачных стекловидных шлаков)
 и вышли на слегка наклОнное поле с бурой, вЫжженной, вЫветренной
 и изнОшенной почвой, протянувшееся на "10 км вдоль по долине КиршА.
    ЭТА пустошь в 1956-м по приказу Никиты Сергеевича ХрущЁва -
 была засажена, а точнЕе - засЕяна семеннами ясеня, клёна, соснЫ,
 желудями дуба и прочих дерев и кустов. И уже в марте 1959-го -
 я прошёл в ЭТИХ местах - сквозь густую поросль весЁленьких всхОдов -
 высотой от по-колЕно до по-пОяс! А к 2002-му ТУТ ВЫРосли дубрАвы -
 с дубАми высотой до 20 м и выше, с поперечником стволов до 30 см и больш!
       И ВСЁ-таки - Молодец был ХрущЁв -
    НЕ в пример ЕГО преЕмникам = раздолбАям Великой СтранЫ!

    и ТУТ на ЭТой пустошке - на дне оврАга (на месте нынешнего Донецкого "моря" и лесо-пояса) Андрей
 (курильщик) подпалил большую кучу сухого перекатИ-пОля
 (теперь люди НЕ ЗНАют - ЧТО это такое!), нанесенного в овражек зимними ветрами.
И из-под этой кучи - во все стороны побежали пОлчища серых
полевых мышей. Саша ГребенЮк (мой земляк - с Луганщины - из сэлА ПискЫ 
(откуда мой дядя Павел Юрович Бахтин):
высокий, сутуловАтый, жилистый, сильный сельчанин -
 с застЕнчивым, нежно румяным девичьим личиком: сельчанин - люто ненавидящий мышей, -
как врагов, пожирАющих урожай и всяку еду) начал ногами топтать мышей,
а анАпец Андрей схватил Сашу и не пускал его топтать мышей:
"- Не надо! Они хорошие! ОНИ красивые! Они же птичек хищных кормят!"
         Потом мы подошли к заболОченное руслу ручейкА КиршА, где квАкало
 множество серых и зелёных лягушек. А у нас дОма через весь сад протекал
 ручей, где тоже было множество серых и зелёных лягушек и жаб!
 И мне - эти миленькие лягушечки и жабки - очень нравились:
 такие милые, с прелестными, выразительными глАзками,
 с тоненькими милыми пальчиками на всех 4-х лапках,
 с такими красивыми (ТОЧНо как у гОленьких ЖЕНщин!)
 гладенькими беленькими лЯжечками и живОтиками: ну настоЯщее ЧУДо!
       Но ТУТ Андрей Наталенко, а вместе с ним и АнтОша ПластУн (из Горловки) -
 начали бить их палками: "- ПФУ, какАя ГАДость протИвная!"
 А я и мой земляк Саша - начали их безрезультАтно урезонивать...
       Потом мы по куче хвороста перебрались через заболОченное русло
  речушки КиршА и поднялись к ставкУ-прУдику над запрудой ручья -
  притока КиршИ. Там среди зелени и сухих стеблей тысячелистника-дэрывИя -
  оказалось множество серых и зелёных ящериц. И тут Андрей стал рьяно
  топтать ящериц: "- ПФУ, какАя нЕчисть протИвная!"
 А Саша и я - безрезультАтно пытались схватить Андрея и не пускать
 топтать ящериц: "- Не надо! Они хорошие, полезные! Они вредных насекомых поедАют
 и НАМ урожай повышАют! И ОНИ красивые, гибкие, лОвкие!"


      Да - ЭТО верно:
ВСЁ БОГом и людьми созданное -
даже КЕМ-то оплЁванное, охАянное -
имЕет ПРАВо на существование!
         Владимир Крыленко  23 ноября 2014:
         Зою Даниловну Смолякову -
         С Днём Рождения поздравляю,
        Здоровья, Счастия, любОви и прочих РАДостей
        (чего, с КЕМ, когда, СКОЛЬко ХОЧется!) - желаю!