Неуважение к родителям - большой грех

Эльмира Ибрагимова 3
Амина с мамой после прогулки вернулись домой в хорошем настроении. Но войдя в подъезд, услышали громкий крик на своей лестничной площадке. Он раздавался из квартиры напротив.
-Сколько я могу повторять одно и то же? - раздраженно выговаривала кому-то их соседка, тетя Чакар. – Я не виновата в том, что ты ничего не слышишь. Одно мучение с тобой, опять куда-то положила мою книгу, и я не могу ее найти.
Амина с матерью переглянулись, они обе поняли: это тетя Чакар разговаривает со своей старенькой матерью, бабушкой Марият. Они не первый раз слышали, как плохо обращается соседка со своей больной и немощной матерью.
Мама недовольно покачала головой, но промолчала. Но как только они вошли в свою квартиру, Амина спросила: 
- Мамочка, разве только дети должны уважать своих родителей? А когда они вырастают, с них эта обязанность снимается? Когда люди становятся взрослыми, они перестают любить своих родителей?
- Так быть не должно, хорошая моя. Родители даются человеку на всю жизнь, и уважать их каждый человек обязан и при жизни родителей, и даже после их смерти. Мне бы не хотелось обсуждать с тобой соседку, взрослого человека. Но ты сама заметила, как неправильно поступает со старой матерью Чакар, и я этому очень рада. Было бы хуже, если бы ты не обратила на это внимание.
- Мне очень жалко бабушку Марият. Почему тетя Чакар с ней так обращается, что старушка ей плохого сделала ?
-Видишь ли, солнышко мое, с годами человек стареет, становится слабым, немощным. Он хуже видит и хуже слышит, иногда что-то и забывает. Он уже не может быть полезным для своей семьи, как раньше, то есть не может готовить, помогать по дому. Это нормально, возраст никого не делает сильнее и активнее. Но не все дети понимают, что должны поддерживать своих родителей в старости и помогать им. Никогда и никак нельзя выражать свое недовольство по отношению к родителям. Это не должно быть заметно ни в делах, ни в словах, ни в повышенном тоне. С родителями надо всегда говорить мягко и нежно, во всем проявляя свою жалость к ним. Нельзя говорить с ними громче, чем они говорят с вами. Нельзя допускать раздраженного тона, недовольных и сердитых взглядов. Об этом говорится в Священном Коране (смысл): «Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «Тьфу!» - не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (Коран, 17:23).
-Да, мне очень жалко бабушку Марият. Я помню, как она всегда готовила на всю семью, как убирала и стирала, выполняла всю домашнюю работу, пока тетя Чакар и ее муж работали, а их дети учились, - сказала явно огорченная Амина. – И вот теперь, когда она постарела, ей нет уважения в родной семье. Как же это неправильно! Неужели никто не подскажет тете Чакар, что она неправа? Может, ты поговоришь с ней, мамочка?
- Ты у меня умница и во всем права, - обняла дочь мама. – Мы не дружим с тетей Чакар и не близки с ней. Но я все же постараюсь найти повод и деликатно намекнуть соседке о том, как она неправа.
- Да, мамочка, сделай это. Ты же говорила как-то: все люди порой совершают ошибки, важно, чтобы они остановились в своих недобрых делах. Может быть, и тетя Чакар все поймет?
– Может быть, хотя я в это не очень-то верю. Такие выводы человек должен делать с детства, потому что родители – это святое. Меня очень огорчило отношение Чакар к матери, но обрадовало другое. Я и папа, как и все люди, состаримся, станем больными, немощными, не сможем много работать, будем плохо слышать и видеть, но ты нас никогда не бросишь и не обидишь, да, Аминка? 
- Конечно, не обижу, мамочка. Как я могу обидеть или бросить своих родителей? А если вы станете беспомощными, я еще больше буду жалеть и любить вас. Буду вспоминать, что когда-то не умела ходить, говорить, ничего не знала. И тогда вы с папой носили меня на руках, кормили с ложки, укладывали спать. Я тоже буду заботиться о вас с папой, ты даже не беспокойся. Я буду любить вас еще больше, чем сейчас.
- Я не сомневаюсь в этом, Аминка. Знаю, мы с папой воспитали хорошую дочь. Ты уже в своем юном возрасте понимаешь то, что не понимают, к сожалению, некоторые взрослые. И я рада этому по двум причинам. Во-первых, тобой будет доволен Аллах, а во-вторых, нас с папой ждет спокойная старость. Я знаю, ты с нами будешь доброй и милосердной. 
- Скажи, мама, Аллах наказывает тех, кто жесток и несправедлив с родителями? И вообще, есть специальные правила, как надо относиться к родителям? 
- Да, родная, в исламе есть определенные нормы на все случаи жизни. И среди них этика отношения к родителям стоит на особо почетном месте. В ней много правил. Например, такое: никогда и никак нельзя выражать свое недовольство по отношению к родителям. Это не должно быть заметно ни в делах, ни в словах, ни в громком голосе, ни в повышенном тоне. С родителями надо говорить нежно и тепло, во всем проявляя свою жалость к ним. Нельзя говорить с ними громче, чем они говорят с тобой. Нельзя допускать раздраженного тона, недовольных и сердитых взглядов.
- А если дети плохо относятся к своим родителям, Аллах их наказывает?
- За неуважение к родителям человек получает наказание гораздо большее, чем за многие другие страшные грехи. Есть множество достоверных хадисов, в которых указано, что неуважение к родителям, оскорбление их, доставление им обид и мучений считается тягчайшим грехом. Грех неуважения к родителям сравнивается с такими страшными грехами, как придание Аллаху сотоварища и убийство человека. Тот, кто обижает родителей, никогда не увидит рая, даже если все остальные его дела праведны и полезны. Никакие хорошие деяния не будут приняты Всевышним от такого человека. И наказание настигнет его быстро. Аллах накажет его уже в этой жизни.
- Как мне жалко тетю Чакар, мама. Может, в целом она и неплохая женщина, но все это теперь не имеет значения, если она плохая дочь. Я тебя еще раз прошу, мамочка, поговори с нашей соседкой, объясни ей все. 
- Хорошо, милая, я постараюсь.