Мухоморы

Ирина Поволоцкая
(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)


Мы идём с Дедом Мазаем по лесу. Тропинка еле видна в траве, но Дед идёт уверенно. А я просто стараюсь не терять его из виду. Идти по тропинке только – мне скучно, и я бегу. То вперед, то немного в сторону…

Столько всего интересного!

Вон куст в форме горбатого верблюда. Вон – из травы выглядывает купол муравейника. А вон – здоровый мухоморище!

Я сбиваю палкой красную в белый горошек шляпку, и той же палкой кромсаю сам гриб.

И снова бегу за Дедом. Он оглядывается на меня, взгляд неодобрительный. Но я не задумываюсь над этим, мало ли что там взрослым не нравится, главное не отставать и не потеряться… Хотя... С Дедом просто так ничего не бывает...

Ладно. Сам скажет...

Вижу ещё один мухомор, и собираюсь расправиться с ним, как и с первым…

— Зачем?
Голос Деда спокоен. Он стоит рядом, глядя на меня строго, но не сердито.
— Мухомор ломаю.
Я смотрю на него удивленно – разве непонятно, что я делаю…
— Это я вижу. Зачем?
— Мухомор – ядовитый гриб, его надо ломать.

Дед вздыхает, и идёт к пеньку недалеко от тропинки.

— А тут – ложные опята. Их тоже надо ломать?
— Да!
— А вон у той березы кривая ветка. Её надо ломать?
— Зачем? Она сама сломается…
— Свинья у тёти Маши хромает, у неё одна нога кривая. Ей надо ногу выломать?
— Ой, нет, свинке больно…
— А грибам не больно?
— Но это же грибы. Мухоморы. Они же ядовитые…
— Значит, мухоморы не нужны?
— Да!

— Нет на этой Земле ничего однозначно ненужного. Мухомор – лекарство, если умеешь это лекарство сделать. Змеиный яд тоже лекарство. Нельзя считать себя умнее природы. Если бы что-то было не нужно – его бы и не было.

— Но ведь комары не нужны! Они плохие!
— Комаров едят лягушки. И не только. Всё со всем связано. И всё для чего-то нужно.
— А зачем нужен человек?
— Экая ты… Каждый человек сам решает, зачем он нужен. А если он это не решает, то и умирает, не став человеком.

Мы пошли дальше. Только я уже не бегала, а молча шла за Дедом.

Неожиданно Дед остановился.
— Смотри.
Он указал на мухомор. У него была обкусанная шляпка.

— В лесу знают, что мухомор – лекарство. Если ты не знаешь полезности чего-то, это ещё не значит, что оно и правда, бесполезное.

…И снова мы шли молча. Мне хотелось плакать, и попросить прощения у леса…

Дед, как и всегда, знал моё состояние.

— Попроси прощения. В этом нет ничего стыдного. Лес живой, и он слышит тебя.


Апрель 2013 г.