Язык Великих Русских Классиков примитивизировать н

Сария Мамадова
                Маммадова Сария
   
      Язык Великих Русских Классиков примитивизировать нельзя!
         
          «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Дидро Д.

P.S. Обычно это приписка в конце, но получив рецензии на статью, поняла, что не все глубоко вникли в написанное и даже делают попытки оправдать подобное положение. Очень не хотелось приводить этот комментарий из соц.сетей, откуда явствуют  перемены к худшему, но тогда пусть вначале читатели  прочтут "это?", а потом уже статью, может отношение поменяется в нужном русле.
"  Многоуважаемая Любовь! Судя по Вашей реакции, я поняла, что Вы - замечательный педагог, ответственный человек, переживаете, что не хватает времени в школьной программе, но тогда ответьте только как можно прокомментировать вот этот, комментарий на статью о том, что в Британской семье родился улыбчивый ребёнок,(уже и от этого отвыкли):
"Sveta crecons
ага га ! охрененная новость! ну где же он он еще мог жить? Он улыбается на нервной почве от мысли о своем будущем:))))) его зачали в пьяном угаре вот он и улыбается"
И ещё один  пример привожу в конце статьи, но до него наверное не дочитали.
Я об этом безобразном изложении  говорю. Об этом Вы все должны говорить и менять положение дел! Это наша боль и печаль!


В последнее время всё чаще появляются предложения упрощать тексты, не задумываясь, что маленькие предложение и абзацы лишают текст естественной гармоничности  и   литературной привлекательности и ведут к сплошному примитивизму. Примивитизировать – упростить-упрощать, огрубляя (Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е.: Норинт С.А.Кузнецов)
Почему-то у некоторых  складывается мнение, что простота подобна примитивности.
Мне представляется, что это не упорное стремление настоять на своём, а горькая действительность. Ведь упрощение мысли, простота в речи и изложении, ведёт к ДЕГРАДАЦИИ мышления. Отпадает необходимость анализировать, продумывать  сказанное, написанное. Постараться найти те самые главные, нужные слова, иногда убедительные, порою единственные…
  Ведь сейчас, уже начиная со  школьного возраста, мы не запоминаем правила и  ход решения задачи, доказательства теоремы, вывод формул, методы получения и химические свойства веществ,  выводы  законов физики, этапы  протекания того или иного процесса. Мы даже не напрягаем, не тренируем  память, отсюда уменьшение базы памяти и человек перестаёт логически мыслить, запоминать. Мы просто нажимаем соответствующую кнопку, или обводим один из четырёх, разжёванных ответов, которые нам лень даже  обдумать. Проще нажать. Иногда на авось!
        Порой ответ на самый примитивный вопрос  на телевизионных шоу пытаются отгадать по буковке, на других шоу:  -   подключают телезрителей, звонки другу,  или методом исключения двух ответов.
 А иногда просто на все варианты ответов  раскладывают  суммы денег ( только  непонятно, откуда проистекает  такая щедрость и из какого фонда идут средства   на самые примитивные и лёгкие вопросы... Честно говоря, мне кажется, что все эти сомнительные шоу, передачи, игры, связанные с раздачей денег направо и налево, рассчитаны только  на легковерных, посредственных, недостаточно умных людей.
«Простота текста» -  в первую очередь, это простота визуального восприятия, а значит, в дальнейшем - упрощение  мышления и соответственно, что самое страшное -  упрощение речи!
Все уже давно отлично поняли, что читать текст с экрана совсем не то же самое, что читать текст с бумажного носителя. Признайтесь  честно — что приятнее читать: монолитный кусок текста без признаков визуального форматирования, или хорошо  свёрстанный материал,  статью в формате книжки с интересными подзаголовками в переплёте.
Настоящий читатель, книголюб, начитанный человек, даже  не задумываясь, выступит за второй вариант. А  лично  я  -  как большой книголюб и любитель чтения, особенно русской и мировой  классической литературы никогда не буду голосовать за чтение  электронных книг.
Ведь чтение - это же целый ритуал, что-то особенное и неповторимое ни в чём! Когда держишь в руке – хорошо  изданную  и оформленную книгу в  переплёте,   с удовольствием , большим удовлетворением открываешь её,  с благоговением перечитываешь знакомые, родные,  профессионально написанные строчки, Ты чувствуешь ауру писателя, его любовь к созданному произведению - своему  «детищу», которое создавалось долгими вечерами. Автор переделывал, перечитывал написанное не раз, пока она  начинала нравиться ему в этом варианте, и он ещё не  раз читал любимые строчки  и понимал, что книга – состоялась.
Любая хорошая  книга проникнута духом того времени, когда она писалась, неважно столько лет, или столетий прошло.  От книги  веет духом времени, когда она писалась и от неё исходит особая энергетика, как и от   полотен живописцев,  написавших свои шедевры  в разные века и эпохи. 
Более того, в книгах  так достоверно  описаны   места обитания и окружающая героев обстановка,  природа, что читая,  ты прекрасно представляешь  это.
И все  красиво оформлено, иногда – необычный вензель, а вспомните у А.С.Пушкина и др. зарисовки на полях, наброски рукой гения – это же материальное и живущее навечно!
Так, что я лично и не смогу даже читать электронные книги, оставив рукотворные издания.
Они для меня – просто неодушевленный предмет! Материальное, но без души!

 Сейчас призывают упрощать написанное, уменьшить количество изложенного текста, но  эта простота  изменяет и наше мышление, восприятие. Я уверена, что от таких текстов – умнее, мудрее не станешь, а -  подобная  литература никогда  не станет классикой.  Это будет проза современной жизни, в некотором примитивном, упрощенном виде под стать обывательскому вкусу  среднего читателя.
Да, великие русские писатели не очень-то заботились о простоте изложения давая  такие подробные описания всех требующихся в тексте  нюансов, деталей.  И делали это мастерски, поэтично, вдохновлено и душевно. 
Это был их высокий уровень развития, мудрости, познания.
А, если некоторые, а ещё хуже, если педагоги сетуют,  что вынуждены перечитывать написанное по несколько раз, чтобы по - простому объяснить школьникам,  учащимся,  то это все говорит об их некомпетентности  как учитель и как образованный человек.  Отсюда и низкий уровень преподнесённого материала.
Некоторые предлагают  упрощать тексты, а это, как уже писалось, лишает их глубокого, осмысленного, литературного содержания. Но к сожалению  это предлагают  не только  читатели, но и  представители ведомства  по образованию. 
Их удивляет: «Почему сразу нельзя писать проще? Так, чтобы понятно с первого раза? Чтобы учителю не приходилось сложный текст объяснять, а главное объяснять скорее всего на свой лад, а не как видение  автора классической литературы.
 Так, что за намёки? Может и классику не проходить, изъять из школьной программы, все равно на ЕГЭ будем  - не думать, вспоминать (что?),  анализировать, мыслить, а отгадывать?!
«Если подумать, это ведь логически обосновано — сразу писать и говорить так, чтобы тебя поняли». Это  как же надо  примитивно мыслить, что  ещё предлагать. Так, тогда уточните, кого вы собираемся выпускать из школ, учебных заведений. Образованных, грамотных, интеллигентных, начитанных людей, или говорящих на простом наречии людей с примитивным изложением своих мыслей. А кто будет двигать науку, писать на языке великих русских классиков,  у кого учиться мудрости? Кто будет излагать свои глубокие мысли. Так давайте тогда перейдём, на так называемую, лубочную литературу.
«Быть человеком – это значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествующие делали для нас». Г. Лихтенберг.
Наверное, многие обращали своё внимание, а может и нет, что в  домах  интеллигентных людей,  целый зал отводят под библиотеку, кабинет.
 Там, на   красиво оформленных деревянных полках, достающих иногда до потолка лежат книги, а учёный, или образованный человек, поднимается по высокой лестнице, чтобы достать ту или иную книгу.  Если к нему приходит посетитель, то его просят пройти в библиотеку для переговоров.
 Доказано, что активный мозг не стареет. Если человек ведёт активный образ жизни, стремится к достижению научных, творческих, интеллектуальных   результатов и итогов своей деятельности, то мозг его постоянно задействован, развивается, растет база данных. У такого человека до самой старости мозг прекрасно работает, а мышление  не меняется. Это как в хорошо отлаженном механизме.
Если даже самый совершенный механизм стоит долго без выполнения своих  функций, он перестает работать.
Человек, мало работающий над повышением своего уровня развития и образования, в решениях колеблющийся и неуверенный, легко поддается чужому влиянию.  Такие нерешительные люди часто не знают как поступить в той или иной ситуации.
Почему зачастую сплетни, слухи так быстро распространяются? Это происходит оттого, что многие, даже не вникнув в суть вопроса,  передают по эстафете услышанное. Иногда это происходит и потому, что это единственная мало-мальски имеющаяся у них информация, а в обществе других ( скорее всего себе подобных людей) надо о чём-то говорить.
Люди другого склада ума и мозговой деятельности заняты более важными и нужными делами. Они развиты умственно и постоянно ищут пищу для духовного и интеллектуального развития, для дальнейшего увеличения багажа знаний.
Жизнедеятельность и жизнеобеспечение человека всецело зависит от способностей каждого индивидуума, черт его характера и умения, творческого и духовного потенциала.
Всё закономерно и всё объяснимо.
Малообразованные люди,  обладают примитивным мышлением, ограниченным только вопросами быта и потребления. Они не подвержены логическому изложению своих мыслей, ощущений, переживаний. Их мозг не способен принять то, что  выходит за пределы их рассудочного понимания. Некоторым события, происходящие в личной и общественной жизни, остаются непонятыми, у них нет  своего видения на происходящее. Отсюда так называемый эффект толпы, многие даже не осознают происходящее и слепо  идут за большинством. Их легко можно  направить в ложное русло.
Как  метко заметил поэт (А.С.Пушкин) «Вокруг народ стоял непросвещенный, Ему (им) бессмысленно внимал».   Вот по-простому, так и будет!
На самом деле, дело  вовсе не в простоте текста, а в его словесной бедности.
Люди, которые жалуются на краткие, простые  предложения, жалуются вовсе не на них, а на бедность языка автора. А это уже проблема…Действительно, многие современные авторы, следуя современным же рекомендациям, забывают о самом главном — пополнении своего словарного запаса..
Не следует забывать о главном — о собственном развитии . Читайте, познавайте!
Можно найти в тексте: Наслаждайтесь восхитительной и богатой простотой текста. Как простота текста  может быть богатой  (интересно чем?). Так, что о богатстве простоты текста – лучше умалчивать.
 В последнее время, обращает внимание низкий уровень общения в интернет сетях, примитивные комментарии, содержащие грубейшие орфографические ошибки, иногда, вызывающее большое недоумение. Иногда – просто диву даешься: шас,   чо , ну а чё?   конешно, и ещё трудно вообразить!
Долго раздумывала,  решила поместить одно  из наиболее «интеллектуальных», а главное – "грамотных" из комментариев. (Не шучу. Бывает: « ой как похуже»).  Но я мало что разобрала, наверно образованием не вышла…
«- ну таки 500 часов посещений лекции по психологии имею,не считая жизненного опыта и обставлю тя эдак хода на три в сей теме)))))) мог бы и сам психологом сидеть, делов то-выслушал покивал дал простой совет... совет этот они выполнят,ибо он не бесплатный,а то что за деньги куплено надо делать,и ву а`ля!)) или как с тем евреем Изей, ну раз не помогло то возвращаю ваши шекели)) семейный???? хороша семейка что все по углам по соцсетям сидят))))) Боже упаси от такой)) лучшеб ты уборщицей была, отматерила прохожих и домой на позитиве, чем либизить перед хз кем и материть домешних... бывай "психологичка"))»

"Язык нынешнего поколения, к сожалению, даже не жаргон, а нечто сборно-сбродное местами. Если абстрагироваться от действительности и посмотреть со стороны: впечатление такое, словно происходит подмена ценностей и наше поколение отстает в восприятии формирующегося нового этноса и нового мира. Словно, мы свое уже отжили, отработали, отдумали, пора на печь. Владимир Муравьев.      
"Хотела лучше познакомиться с Вашими публикациями. Они многому могут научить, так как затрагивают очень важные проблемы общества не только одной страны. Особенно это касается воспитания молодёжи и отношений в социуме. К сожалению, такие умные публикации не доходят до тех, кто в этом как раз и нуждается. Нравственность ... Посмотрите , каким языком разговаривают в интернете. А русский язык часто без словаря тюремного и не поймёшь. Как печально это! Татьяна Коломоец.
   Считаю обязательным привести мнение известного телеведущего,  шоумена Мурада Дадашова  по  поводу социальных сетей, ставших неотъемлемой частью жизни взрослых и детей:
- Социальные сети, при всем развитии демократии и свободы слова, должны иметь определенные нормы и правила. Наше поведение в социальных сетях характеризует нас как личностей. Сегодня в киберпространстве можно встретить массу бескультурья, цинизма, грубости, одномоментных модных тенденций. Необразованность хорошо видна на примере соцсетей, она отражается на поведении людей.  Одним словом, в социальных сетях тоже нужны свои правила.
     Николай Томск: Мысли были в основном одноразовые: пришли и ушли не оставив в душе и следа.
 В последнее время,  если надо похвалить что-то, то включаются, ставшими очень популярными слова, причём они употребляются везде и всеми вплоть до политиков, речь которых должна сильно  отличаться от среднего человека: Крутой, классный, прикольный, офигено, мне пофиг….
Короче! Все оставляет желать лучшего…
Потому так важно развивать мышление, анализ, логику, которое дает только хорошее образование. Человеку постоянно надо находиться в состоянии познания. Только в ходе умственных занятий, человек начинает думать, мыслить, логически размышлять и только в этом случае поднимается над уровнем развития примитивного человека, начинает  управлять мыслями и эмоциями, уже не подвержен, так называемому стадному чувству, и становиться в конечном итоге «Homo sapiens» – человеком разумным. Немаловажное значение при этом играют родители, учителя, наставники, круг общения, примеры для подражания.