Памятники и памятные места станицы Старочеркасской

Светлана Багаевская
Экскурсионный текст по памятникам  и памятным местам станицы Старочеркасской.

                Уважаемые гости, я приветствую Вас на Донской земле. Вы прибыли в станицу Старочеркасскую - это  бывший город Черкасск. Он был основан   в 1570 году на естественном острове. С южной стороны острова город омывает река Дон, а  с северной - Черкасская протока. С 1644 по 1805 год, Черкасск становится столицей Войска Донского. В 1805 году знаменитый донской атаман, герой войны 1812 года Матвей Иванович Платов  перенес столицу на новое место и стал основателем города Новочеркасска. Причиной переноса столицы на новое место это ежегодные наводнения, которые начинались в феврале-марте, и вода стояла до июня. 

   Черкасский городок был столицей казаков 161 год. Черкасск был военно-политическим и торгово-экономическим центром. Здесь был построен первый храм на Дону, открыто было первое учебное заведение и впервые именно в Черкасске зажиточные казаки стали строить себе жилые  каменные дома-крепости.  В станице Старочеркасской сохранилось огромное количество памятников и памятных мест, на базе которых по инициативе М.А.Шолохова в 1970 году был создан историко-архитектурный музей-заповедник.

   Станица Старочеркасская в настоящее  время является сельским поселением. Здесь проживает чуть больше 2-х тысяч человек. В летний период население станицы увеличивается за счёт дачников. В Старочеркасск можно попасть автомобильным транспортом по новой дороге через Большой Лог или через станицу Ольгинскую, а затем переправиться на пароме.

     Сотрудниками  Старочеркасского музея-заповедника был разработан Маршрут  по осмотру памятников и памятных мест станицы в один километр, от пристани до собора. По пути мы осмотрим жилую архитектуру казаков, как деревянную, так и каменную. Побываем на бывшей торговой площади Черкасска. Осмотрим экстерьер церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. На Атаманском подворье  ознакомимся с архитектурой дворянской усадьбы ХУШ века. Затем  на площади возле собора,  познакомимся с архитектурным ансамблем Войсковым Воскресенским собором и шатровой колокольней и закончим нашу экскурсию на территории Даниловского бастиона Черкасской крепости.

    Первым объектом осмотра станицы является Ивановский бастион, к которому мы сейчас и перейдём.




Ивановский бастион.
 
           Мы с вами находимся на площадке, где в 18 веке находился Ивановский бастион. Именно отсюда начиналась Черкасская крепость, которая имела 7 бастионов. Все бастионы  имели собственные названия и размеры. Со стороны Дона из камня были выстроены три бастиона: Ивановский, Донской, Даниловский. С северной стороны за городом  болотистая местность, поэтому здесь Черкасская крепость имела 4 деревянных бастиона: Андреевский, Алексеевский, Кумшатский и Мостовой. Кроме того в Черкасской крепости было 4 ворот: Богоявленские, Московские, Родионовские и Прибылянские.

    Ивановский бастион  имел форму шестиугольника. Был выложен из камня-ракушечника, высота внешней стены бастиона- 4 метра, толщина стен в основании до 2-х метров. Наверх бастиона вела каменная лестница, где были раскатаны бревна, поэтому иногда бастионы называют раскатами. На верхней площадке стояло 10 пушек, которые были направлены в сторону Азова.  При бастионе  круглосуточно находился караул из 21 человека. Здесь же находилась и небольшая тюрьма, которая играла роль, гауптвахты.

    В 19 веке  город Черкасск  потерял своё значение, как крепость из-за того, что границы России отодвинулись далеко на Чёрное море. В связи с заключением мирного договора с Турцией настала мирная жизнь, и надобность в крепостных сооружениях отпала. Крепостные сооружения Черкасска никто не ремонтировал, и до наших времён они не дожили. Только вот эти пушки напоминают нам о том, что когда-то  Черкасск был мощнейшей крепостью на Дону.

   Живя у реки, необходимо учитывать её весенние  паводки и подъёмы воды во время дождей и ветров. Ежегодные наводнения в Черкасске отразились  на жилой архитектуре и  создали особый вид жилища – курень. Сейчас мы  пройдем дальше по маршруту, где познакомимся с типичной застройкой  нашей станицы.


Казачий курень.
   
         Перед вами типичный казачий дом, который называется Курень, что в переводе означает «круглый дом». Не углы круглые, а комнаты в доме расположены по кругу вокруг печки. Курень строился на высоком  каменном подклете. Подклет это не жилое, а  подсобное помещение.  Курень в плане имеет форму квадрата, крыша четырехскатная, крылась камышом или чаканом. 
 
   Дом строился так, что глухой стены не было,  это чтобы у казака всегда был хороший обзор, ведь казаки до конца  18 века жили на военном положении. Все окна закрывались ставнями,  днем от жары, ночью в любое время от неприятеля. С трех сторон дома строился узенький балкончик, который называется «балясник», по нему ходили и закрывали ставни. Балясником называли и крытый балкон, который имел либо собственную крышу, либо как в данном случае, занимает угол дома.
 
   Вдоль одной из стен строился длинный, крытый  коридор, который назывался «Галдарея». Каждый  курень имел крыльцо, которое называлось «рундук». Во время наводнения,  только подплыв к рундуку можно было попасть в  помещение.  Деревянные курени окрашивали синей или жёлтой краской природного происхождения.

    Ставни и резьбу на окнах окрашивали  белой краской, что придавало куреню очень нарядный вид. Резьба на домах появляется только в 19 веке, сами казаки не  занимались ремеслами,  для строительства и украшения своих куреней нанимали пришлых на Дон людей, которых называли иногородними.

      В 18 веке в Черкасске богатые казаки стали строить себе каменные дома-крепости. Сейчас мы с вами познакомимся с каменной жилой   застройкой, города Черкасска.



Дом Булавина.
   
               Перед вами дом-крепость, постройки начала 18 века. Он имеет прочные стены, толщиной более метра, невысокие сводчатые потолки арочной формы и на первом и на втором этаже, маленькие узкие окна, на которых закреплены железные решетки, и металлические двери. Все это превращало дом в надежную и неприступную крепость. Такие дома обычно принадлежали атаманам, старшинам, торговым казакам. Первоначально этот дом принадлежал атаману Лукьяну Максимову, которого во время восстания казнили Булавинцы за измену. Восстание  вспыхнуло в 1707 году во времена правления царя Петра1.
 
       В конце 17 века в России и на Дону происходят значительные перемены, связанные с азовскими походами Петра 1. Казаки активно участвуют в петровских походах. После взятия Азова русское правительство стало активно вмешиваться в войсковые порядки.

      Так донским казакам запрещалось рубить деревья и ловить рыбу вольно, селиться, где хотят, лично обращаться к государю. Было ограничено право свободной торговли, дарованное ещё в 1614 году царём Михаилом Фёдоровичем Романовым. Были предприняты ряд мер по сыску беглых  на Дону, нарушая давнюю традицию казаков: « С Дону выдачи нет!». Царь запретил донцам посылать свои посольства к соседним народам, было необходимо спрашивать разрешение азовского губернатора.

     Кондратий Булавин был свидетелем всех  перемен в жизни казаков. В 1705 году Булавин становится атаманом Бахмутского городка. Он устанавливает дружеские связи с казачьими старшинами и атаманом Черкасска Лукьяном Максимовым.  Бахмутский городок был основан  близ соляных угодий. Соляные варницы Бахмутских казаков снабжали Черкасск дешёвой солью. Пётр 1 отдал варницы  Изюмскому полку, командир которого, бригадир Шидловский послал солдат выгнать донцов из соляных угодий. Отныне, казаки должны были покупать дорогую маноцкую или торскую соль, качеством уступавшую бахмутской.

    Петр 1 присылает на Дон князя Юрия Долгорукого, для усмирения казаков, в одном из боев Долгорукий был убит, а казаки пришли в Черкасск. Здесь на Кругу 9 мая 1708 года казаки избрали Булавина войсковым атаманом. И он стал последним выборным атаманом. После подавления  этого восстания, казаки уже сами не избирали атаманов, они  назначались  царем, и назывались наказными. Булавин поселяется в этом доме.
 
   Здесь в Черкасске он свое войско, разделил на отряды и разослал на Волгу, Хопер и под Азов. В Черкасске остался с небольшим отрядом. Войсковая знать, захватывает власть в свои руки, окружает вот этот дом, где укрылся Кондрат и в перестрелке он был убит.  А войсковая старшина, чтобы опорочить имя Булавина распространяет версию о том, что Булавин самоубийца и эта версия до наших дней имеется во всех  письменных источниках.

     И только в 1962 году научный сотрудник  ЦГАДА Елена Подъяпольская в архиве обнаружила документ, в котором говорится, что Кондрат Булавин был застрелен выстрелом в левый висок есаулом Семеном Ананьиным, который был подкуплен Черкасской старшиной.

    В 1709 году в Черкасск прибыл царь Петр 1, из Азова была доставлена голова Булавина и на майдане насажена на кол, для устрашения казачества. Здесь же 200  булавинцев были казнены. Остальных казаков привели к присяге царю на верность.

     В настоящее время этот дом находится на балансе музея-заповедника и после реставрации здесь располагается выставка, которая и рассказывает о восстании под предводительством Кондрата Булавина.(рекомендуется рассказывать о учебных заведениях Черкасска, стоя на площадке осмотра дома Булавина, лишь развернув группу к церковно-приходской школе.)

Учебные заведения города Черкасска.
 
      В 18 веке  город Черкасск достиг своего расцвета. Он стал крупным военно-политическим, торгово-экономическим и  культурным центром. Казачество  нуждается в грамотных людях, но учебных заведений все еще не имеется.  Только в 1790 году здесь открывается первое светское учебное заведение – это главное народное училище Дона. Директором училища назначен полковник Иловайский П.В. В  этом училище   имелось  четыре  класса, пятый рисовальный.  Детей казаков  обучали  грамоте  бесплатно.  В 1805 году в Черкасске, впервые на Дону открыта  гимназия. К этому времени в Черкасске имелось четыре храма, и при них открываются церковно-приходские школы.
 
      Перед Вами здание, постройки конца 18 века, здесь была открыта церковно-приходская школа. Здание имеет красивый декор, оштукатурено и побелено известью. В  1911 году к этому зданию   пристроили здание из красного кирпича. Здесь  открылась 4-х классное учебное заведение, в котором впоследствии до 1985 года размещалась  Старочеркасская средняя школа. А потом построена была новая, современная. В настоящее время в этом здании располагается библиотека, почта и сберкасса.
   
        В 18 веке Черкасск становится  еще и крупным религиозным центром казачества.  Здесь строятся православные  храмы, открыты старообрядческие и даже имелась мечеть в татарской слободе.  Сейчас,  мы с вами пройдем к Петропавловской церкви и познакомимся с ее  историей.

Петропавловская церковь.
             
  Перед вами церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, построена в камне в 1751 году.  В 1692 году на площади Прибылянской станицы был заложен деревянный храм. В 1744 году в городе Черкасске случился грандиозный  пожар, во время которого выгорело полгорода, в том числе пострадала деревянная церковь. В 1749 году императрица Елизавета для строительства каменной церкви прислала с казаком Михаилом Барабанщиковым мастера, каменщиков и штукатуров.

   Каменная Петропавловская церковь с приделом в память св. Иоанна-воина была построена в 1751 году, в 1869 году был устроен еще один придел (алтарь). Церковь строилась по проектам провинциальных храмов, разработанных многочисленными учениками школы Растрелли, Ринальди и других архитекторов. Как в этой, так и в других черкасских церквях характерны продолговатые главки, встречающиеся в храмовых зданиях Средней России.

     Здание  церкви построено по типу трехчастного храма. Это основное здание, колокольня между ними трапезная. В книгохранилище  храма находились богослужебные книги старинной печати XVII века. Утварью  церковь была не богата, памятна  тем, что  в  ней  был крещен Матвей Иванович Платов.

    На одной из стен храма имелось изображение рыбы-сазан. Если слово «Иисус» написать по гречески, то это означало рыба. Поэтому, первые христиане носили вместо крестика две рыбки, и изображение Христа в виде рыбы очень было распространено. В большей части казаки этого не знали, поэтому многие считали, что рыба-сазан являлся знаком рыбного базара, который находился на берегу реки Дон, напротив Петропавловской церкви.

   Во время борьбы с религией при советской власти все внутреннее убранство этого храма было уничтожено. Купола  были разрушены, и до 1970 года в ней располагалась местная пекарня.

    В 1971 году была передана на баланс музея-заповедника. Реставрационные работы велись медленно.  Только в 1998 году здесь открылась выставка. При советской власти  она называлась «Религия и атеизм на Дону». В настоящее время ее переделали,  и называется она «Казак без веры не казак». В 2010 году этот храм был передан на баланс Ростовской епархии и каждую среду здесь проходят службы, а в остальные дни недели функционирует, как музей.

Торговая площадь.

         Перед этой церковью  небольшая площадь, на которой  располагался сенной рынок, и здесь же совершались казни над провинившимися казаками. В частности здесь в 1800 году были засечены до смерти братья Грузиновы, за то,  что хотели поднять восстание подобно Разинскому и Булавинскому. Евграф Грузинов служил в лейб-гвардии атаманском полку  в чине полковника. По своим взглядам был республиканцем. Мечтал создать Сенат, в который входили бы люди всех вероисповеданий и любой  национальности. Сенат должен был стать Верховным органом государственной власти. В проекте Грузинова не оставалось места для императора. Евграф мечтал создать закон, который бы давал «всем людям, живущим под солнцем жить счастливо». За эти свободолюбивые взгляды, братьев Грузиновых казнили на этой площади.

   В 17 веке черкасский торг славился своими ярмарками, на которые съезжались купцы из Кафы, Керчи, Тамани, Воронежа, Оскола и из других русских городов. На черкасском рынке круглый год шла бойкая торговля хлебом, оружием, вином, мёдом, солью, продавалась в большом количестве донская рыба, лошади персидские и турецкие товары. Тут же велась и торговля ясырём – пленниками.

   В 18 веке черкасский торг пополнился товарами из Греции, Китая и Индии. От этой  площади до Атаманского подворья располагались торговые лавки в несколько рядов. Первоначально торговые лавки строились из дерева, в связи с развитием экономических отношений, в 18 веке Черкасская торговая площадь стала застраиваться каменными лавками и магазинами. Торговая площадь Черкасска состояла из мясного, рыбного, ягодного, шапочного и других торговых рядов. К концу 18 века насчитывалось 203 лавки, 25 прилавков, 39 кабаков, также имелись мелкие шинки и  погребки, в которых торговали крепкими напитками.  Во время весенних разливов Дона весь город и базарная площадь затоплялись водою; торговые суда в это время заходили в Протоку, и торг устраивался на лодках.               

    Сейчас мы с вами осмотрим каменную лавку 18 века, для этого нам необходимо пройти через площадь.



Торговая лавка.
 
         Перед вами торговая лавка 18 века. Имя и фамилия первого владельца, а также чем именно здесь торговали, не сохранилось. Имеются более поздние сведения, по которым, в этом здании в 19 веке был магазин по продаже томата. Хозяин скупал помидоры у местного населения и в подвале этого здания наёмные рабочие давили томат. В революцию здание было национализировано.

    До Великой отечественной войны  здание имело пристройку, в которой стояла машина для выработки электрического тока, а в остальной части была общественная баня. При освобождении станицы от немецко-фашистских захватчиков здание было разбито и впоследствии разворовано местными жителями.

    После войны здание было восстановлено и использовалось под продуктовый склад. В подвале этого здания до 90-х годов 20 века стояли бочки, в которых солили капусту, помидоры, огурцы, то есть овощную продукцию совхоза «Старочеркасский». После войны здание было оштукатурено, а впоследствии  украшено к празднованию 400-летия города Черкасска в 1970 г. Стена лавки, обращённая к пристани, имеет несколько художественных композиций, в которых можно проследить путь от казака–воина к казаку-пахарю. 

     На торце здания было выбито изображение 2-й печати донских казаков, которую в 1704 году на Дон прислал царь Петр 1.  В Черкасске он был несколько раз. Сохранилась легенда о том, как царь, гуляя по шумной торговой площади,  увидел хохочущую толпу. Подойдя ближе, Петр 1 увидел такую картину: совершенно голый казак, сидел на бочке вина и был изрядно пьян.  В одной руке он держал оружие, в другой рог. Царь спросил: «Казак, ты почему пропил одежду, а не оружие? Ведь за оружие мог бы взять  много денег, и купить больше вина?». На что казак ответил: «Проваливай, без одежды, но с оружием в руках, я добуду себе всё, а без оружия я не казак». Царю понравился такой ответ, и  в 1704 году казакам была прислана эта печать. Но казаки пользовались этой печатью только тогда, когда документы отправляли царю, а внутри войска донского по-прежнему пользовались первой печатью, на которой был изображен Олень пораженный стрелой.
 
  В настоящее время здание принадлежит частному лицу и выставлено на продажу.  Сейчас мы с вами от бывшей торговой лавки 18 века пройдем в центр торговой площади для дальнейшего знакомства с памятниками и памятными местами станицы Старочеркасской.

Аллея героев.
 
       Мы с вами  прошли мимо дома купца Куралимова, который был раскулачен в 1921 году.  Местные жители называли эту лавку рыбным магазином.  Построено это здание в 1911 году, так же, как и дома-крепости 18 века в форме квадрата. Но здесь уже две стены сплошные, то есть без окон, на первом этаже окна, как витрины огромные, здесь располагалась лавка. Второй этаж был жилой.  Еще одно отличие этого дома от домов-крепостей 18 века  это огромное подвальное помещение, которое использовалось как складское. В настоящее время здесь местный гастроном.

      А  мы с вами находимся у памятника Советским воинам, павшим в 1943 году при освобождении станицы от фашистов.  В нашей стране много величественных, монументальных и вот таких скромных памятников. Но все они нам дороги, потому что  здесь похоронены солдаты, погибшие, защищая и освобождая нашу  Родину от фашистских  захватчиков. В 1941 году из Старочеркасска ушло 800 мужчин на фронт. 

    Трое наших станичников стали героями  Советского Союза. Ковалев Михаил Васильевич и Татаркин Петр Евсипович получили звание  Героя посмертно, они погибли в годы ВОВ и похоронены на месте гибели, а  Резанов Виктор Дмитриевич вернулся  с фронта в родную станицу, работал в совхозе «Старочеркасский» рядовым рабочим. Когда заболел, то завещал своим сыновьям похоронить его не на общем станичном кладбище, а здесь, рядом с воинами-освободителями. Воля его была выполнена.

    В этой братской могиле покоятся  263 воина, но не все имена известны, 113 из них безымянных. Когда солдаты шли в бой, то многие при себе имели так называемые «Смертные медальоны», это патрон, куда вкладывались записки - данные о солдате и  его адрес. Других документов при них не было. И те, у кого таких медальонов  не было,  похоронены безымянными.

        Продолжаем осмотр торговой площади  города Черкасска. Сейчас, мы с вами  пройдем к дому торгового казака Жученкова.


Дом Жученкова.
         
    Перед вами дом-крепость, постройки 18 века, принадлежал  торговому казаку Жученкову.  Род Жученковых был самым старинным  среди жителей города  Черкасска. Их предок  Жидченко в 16 веке в городе Черкасске купил у ногайского князя участок земли вместе с домом. Тот первый Жидченко - был "жидовином". Скорее всего, он был караимом - потомком иудеев-хазар. Ко времени, о котором мы ведем рассказ, Жидченковы поменяли фамилию на Жученковы и перешли в старообрядческое православие. Они были своего рода донскими ротшильдами. По богатству с ними могли соперничать разве что казаки из атаманской династии – Ефремовых.

    Семье Жученковых принадлежало в городе несколько каменных домов, в том числе и этот дом возле которого мы сейчас с вами находимся. На планах города Черкасска этот дом впервые появляется  в 1797 году, хотя  по некоторым сведениям архитекторов этот дом был построен гораздо раньше.

     Обратите внимание на декор: окна украшены каменными наличниками, пилястрами, межэтажным поясом и сложным карнизом. Окна нижнего этажа значительно меньше верхнего и скошены вовнутрь углами, что напоминает крепостные бойницы. Окна имеют кованные металлические решётки, что также усиливает их суровую мощь. Окна второго этажа и высокие стены придают зданию светский характер.

    Такой дом подчёркивал состоятельность владельца, а на случай опасности служил и своеобразной крепостью, в которой можно было укрыться  от нападения врагов. Курень со всех сторон окружен деревянной галереей, над входом  резной рундук. Особенности декора позволяют относить архитектуру этого дома к 18 столетию.

     Это подтверждает и украшавшая интерьер дома голландская печь. К сожалению, она не сохранилась, но судя по сохранившейся фотографии, печь была выполнена в барочном стиле 18 века из цветных изразцов. Этот дом был украшением всей торговой площади Черкасска. На первом этаже располагалась лавка, второй этаж был жилым.

       Торговля на Дону начала развиваться с  царской грамоты, присланной на Дон в 1614 году «о беспошлинной торговле». Основной обязанностью казака была военная служба, но торговля приносила большие доходы. Поэтому многие казаки занялись торговлей. Стать торговым казаком было непросто, для этого нужно было заплатить откуп в войсковую казну,  в размере 100 рублей и только после этого казак освобождался от воинской повинности и становился торговым казаком.

    Торговое дело в Черкасске было очень  прибыльным занятием, поэтому количество торговых казаков увеличивается настолько, что  в 1802 году создается общество «Донских торговых казаков» со своим уставом и привилегиями. С изданием в 1870 году правил о торговле в казачьих, общества торговых казаков были упразднены.

   Основной формой торговли в конце 19 века в Донской области была ярмарочная. В станице Старочеркасской ярмарка проводилась ежегодно 20 июля, на которую стекалось множество народа. Наряду с развитием ярмарочной торговли на территории войска Донского получили постоянные формы торговли через биржи, магазины, склады, торговые дома и акционерные общества. Торговали, прежде всего, товарами, которые были необходимы в жизненном обиходе и сельском хозяйстве.

         Итак, мы с вами познакомились с памятниками и памятными местами торговой площади города Черкасска, а сейчас мы с вами пройдем на атаманское подворье Ефремовых и познакомимся с его историей и  архитектурой дворянской усадьбы 18 века.

Атаманское подворье.
 
           Мы с вами находимся на подворье атаманов Ефремовых. Это типичное родовое поместье 18 века. На плане города Черкасска 1740 года поместья ещё нет, но на плане 1759 года имеется план дома под №6 между Даниловским и Донским бастионом и обозначен, как вновь строящийся господином  тайного советника Данилой  Ефремовым. Дворец был окончательно достроен в 1761 году и тогда же освящён вместе с домовой церковью в честь Донской божией матери. Дворец  построен в традициях  европейской архитектуры  и принципах возведения русских домов 17 века.

    Первый этаж этого здания напоминает дома-крепости зажиточного казачества, а это метровые стены,  сводчатые потолки, на окнах мощные железные решетки и кованые двери между комнатами. Второй этаж первоначально был деревянный, но после пожара в 19 веке был отстроен в камне, поэтому здание потеряло свой первоначальный вид. Высота потолков второго этажа в полтора раза выше нижнего. Атаманский дворец имеет два ризалита: северный и южный. За счёт южного ризалита была увеличена парадная комната дворца. Внутри северного ризалита дворца расположена лестница на второй этаж.

    Парадная комната находится в центре второго этажа атаманского дворца, а справа и слева к ней примыкает по три одинаковых комнаты соединённых между собой круговой анфиладой. Первоначально дворец имел печное отопление. Всего во дворце было 12 изразцовых печей, в 19 веке дворец стал отапливаться с помощью водяной системы отопления. Освещался дворец свечами, которые ставились в подсвечники, шандалы и паникадила. В каждой комнате был красный угол с иконами.

    Стены и пол дворца были устланы персидскими коврами, которые привозили Ефремовы из военных походов. На коврах по восточной моде было развешено оружие: сабли, ружья, кинжалы, луки и стрелы в колчане. На окнах висели тяжёлые занавеси. Комнаты дворца были обставлены европейской мебелью.

    На стенах висели большие зеркала, гравюры с изображением Полтавского боя и сражении «При Лесной», а также английскими гравюрами на сюжеты произведения Гёте «Вертеп». В спальнях стояли кровати с перинами и подушками из пера, одеялами красной турецкой парчи с зелёными атласными каймами.

      В настоящее время здание дворца отреставрировано и используется под выставочную деятельность музея.

Домовая церковь.
 
     Украшением подворья была и является домовая церковь, она была построена в 1760 году во имя Донской Божьей Матери на  средства Данилы Ефремова по его личному проекту. По преданию, Д. Ефремов за образец взял церковь, которая стояла на ближних пещерах Киево-Печёрской лавры, где атаман был частым гостем, впоследствии он стал ктитором(старостой) лавры.

    Домовая церковь это типичная трёхчастная  русская церковь, состоящая из основного объёма храма, колокольни и трапезной. Однокупольная Донская церковь построена трехъярусной, её два нижних кубических объёма служат основанием для восьмерика, перекрытого лотковым куполом, увенчанным главкой на вытянутом барабане. Углы ярусов украшены  тройными дорическими колоннами. В таком же стиле выстроена и колокольня. Церковь вместе с колокольней образуют красивую силуэтную массу. Стены церкви оштукатурены и побелены.

    В настоящее время церковь отреставрирована и восстановлен её интерьер, но в современном варианте. До революции в этой церкви был 4-ярусный серебряный иконостас в высоту 4,6 м  в ширину 3.6 метров с иконами греческого письма. Все иконы были украшены золотыми и серебряными окладами, перед иконостасом висело паникадило из чистого серебра, весило более семи пудов, которое накануне своей смерти  Данила подарил в Киево-Печерские лавры.

    Имелись серебряные царские врата. В середине царских врат была вставлена икона Благовещение Пресвятой Богородицы, а по краям изображение 4 евангелистов. Поверх царских врат в полуарке, украшенной звёздами, находился образ Спасителя в сюжете «Моление о чаше». В алтаре стоял 8-ми пудовый серебряный ящик престола.

    Во время революции церковь подверглась разграблению. Все ценности: золото, серебро, драгоценные камни были вывезены либо белой гвардией, либо красной, остатки в 1922 году были реквизированы Советской властью в помощь голодающим Поволжья во время голода и неурожая.

   За алтарём церкви сохранилось небольшое семейное кладбище Ефремовых. Самой первой здесь была похоронена  Меланья Карповна, которая была второй женой Степан Даниловича Ефремова.  Данила Ефремов был назначен на должность атамана в 1738 году по указу царицы Анны Иоановны и пробыл в этой должности до 1753 года. Затем, его сын Степан Данилович за заслуги отца был назначен атаманом войска Донского. Ефремовы нуждались в наследниках, но первая жена Степана Даниловича умерла рано, не оставив  наследников, а вторая оказалась бездетна.

   Есть придание о том, что однажды Степан Данилович проходя по шумной торговой площади Черкасска, обратил внимание  на молодую казачку, которая звонким голосом зазывала покупателей, продавая свой товар. Атаман был очарован и предложил ей стать его женой. Отказа не последовало. И как говорит предание, атаман свою бездетную жену отправляет в монастырь, а на казачке, которую звали Меланья Карповна,  женится.

   Атаманскую  свадьбу гуляли несколько недель всем городом и всем войском Донским. Столы стояли через весь город Черкасск в несколько рядов, и наготовлено  было столько, что до сей поры по всей России ходит поговорка: «Наготовлено как на Меланьину свадьбу!»  Меланья быстро вошла в среду атаманской старшины. Освоила грамоту, и даже дворцовый этикет. Степану Даниловичу она родила  6 детей: 4 дочери и 2 сына.

    Умерла Меланья Карповна в 1804 году и была похоронена за алтарём  домовой церкви, где  позже были похоронены и все ее дети. Данила Ефремович  умер в 1760 году, похоронен на старом кладбище с южной стороны Преображенской церкви. Во время реставрации этого храма был обнаружен склеп Данилы и надгробная плита, которую с его могилы перевезли на атаманское подворье, её можно увидеть у западной стены.

   За семейным кладбищем Ефремовых сохранилось ещё одно здание 18 века, так называемые погреба, где хранилась не только казна Ефремовых, но и казна всего войска Донского. Здание погребов строилось одновременно со зданием атаманской кухни.


Атаманская кухня.
 

     В 1776 году на плане города Черкасска на территории Ефремовского подворья появля-ется кухня. Здание было построено по типу двойного дома со сводами. Людская и кухня имели собственные входы и соединялись между собой через коридор. Ефремовская кухня имеет ещё и третье помещение – это кладовая для хранения съестных припасов. За атаманской кухней находился каретный сарай, сложенный из ракушечника.

Постройки Ефремовского девичьего монастыря. (1837-1926 гг).

     В 1837 году по инициативе наследников Ефремовых на подворье был организован женский монастырь. Монастырю отошли все постройки атаманского подворья, кроме дворца, так как там проживала основательница монастыря Евдокия Акимовна Ефремова, урождённая Карпова. Она была женой Данилы Степановича Ефремова сына Меланьи и Степана.

    Территория подворья была небольшой, поэтому сначала было пригорожено часть торговой площади, где были выстроены для проживания «насельниц» (так тогда называли монашек), отдельные строения из которых до наших дней сохранилось вот это  двухэтажное здание из красного кирпича. Оно было построено в 1891 году и использовалось под монастырскую гостиницу.

   Этого было недостаточно, поэтому в 19 веке было выкуплено два частных домовладения с восточной стороны подворья. Их территория была присоединена к монастырю. Сейчас эта территория находится за зелёным забором. Там были выстроены келийные корпуса, часть из которых сохранилась до наших времён.

   Окончательно территория монастыря сформировалась к 1881 году, тогда же была выстроена новая кирпичная стена с двумя воротами, которые сохранились до наших времён. Перед вами главные «Святые» ворота монастыря, выстроенные в виде арки с двумя калитками через которые в настоящее время все попадают на атаманское подворье.
 
       При монастыре была школа для девочек, богадельня, золотошвейная мастерская винодельня и небольшой свечной заводик. Монашки обрабатывали все Ефремовские угодья, огороды, сады и виноградники. У монастыря была своя «рыбная тоня», где ловили рыбу,  свой рыбоспетный  завод, где рыбу солили, вялили и коптили.

      В 1920 году была установлена Советская власть. И здесь на подворье,  уже в 1921 году, жена священника  Гринева Анна Митрофановна организовала музей имени Степана Разина. В атаманском  дворце монашки сохранили  все ефремовские бытовые предметы,  посуду и 36 наименований  мягкой европейской мебели: диваны разных стилей: ампир, рококо, барокко, стулья, кресла, этажерки. Все это Гринева взяла под государственную охрану. 

    Для музея  выделили семь комнат атаманского дворца, где простой народ мог посетить выставку и посмотреть  на Ефремовские хоромы. Но в 1926 году бывший  председатель сельского Совета решил именем советской власть эту мебель изъять, одну часть растащили по домам,  другая часть была продана с аукциона. Музей решили закрыть, но после настойчивых походов Гриневой по советским инстанциям оставили и в 1930 году музей  переместили в галерею Войскового Воскресенского собора.

       Монастырь после установления Советской власти  был расформирован. На территории монастыря был организован детский дом, затем переорганизован в школу-интернат для детей глухонемых. В 1970 году, когда был создан музей-заповедник, все подворье было отреставрировано. Затем в трех зданиях  были устроены экспозиции музея, в остальных корпусах предоставляли жилье для сотрудников музея.

   В 1995 году наша Ростовская епархия открывает здесь  Свято-Донской мужской монастырь. Домовую церковь и шесть строений 19 века передано на баланс епархии. На балансе музея в настоящее время осталось три здания – Атаманский дворец, атаманские кухни и бывшие монастырские кельи, где располагаются музейные экспозиции и  фондохранилище музея. 

    А сейчас мы с вами пройдем на главную площадь г. Черкасска - майдан  и продолжим нашу экскурсию.

Майдан.
 
       Мы с вами находимся на главной площади Черкасска, которая называется  Майдан. Это слово переводится, как место для собраний. Действительно здесь собирался высший законодательный орган казачьей власти – Войсковой  Круг. Здесь казаки выбирали атаманов,  решали, когда и куда идти в поход, карали провинившихся и награждали героев. А когда на Дону не было церквей, женились и разводились тоже на майдане. Здесь собирал круги С.Разин, был избран атаманом К.Булавин  и был зачитан указа царя Александра 1,  о том, что  на должность атамана назначается Матвей Иванович Платов, бюст которого был установлен на этой площади в год 250-летия со дня рождения атамана – 19 августа  2003 году.
 
    Атаман  Матвей Иванович  Платов  родился в Черкасске, в семье казака Ивана Платова. Получив домашнее образование, поступил на службу в 13 лет простым казаком. Своим военным талантом к 48 годам, дослужился до генерала от кавалерии и в 1801  году был назначен на должность войскового атамана.

     Когда на Россию напали французы в 1812 году, генерал, оставив вместо себя  заместителя, отправился на фронт. На войне командовал всеми казачьими иррегулярными войсками дошел до Парижа. Имел огромное количество наград от царского правительства и в 1812 году получил титул графа Российской империи. Легендарный атаман, о котором слагали легенды и песни.

     В 1805 году он решил вокруг Черкасска насыпать земляной вал, чтобы защитить этот город от наводнений. Средств, в казне  не было, и Платов обратился за помощью к царю. Но царское правительство отказало в материальной  помощи казакам и предложило подыскать место для новой столицы.

     Недалеко от своего имения в хуторе Мишкино,  в 20 верстах  от Старого города Черкасска, на совершенно пустом месте под названием Бирючий кут, Платов заложил новый город и назвал его Новочеркасск. А наш город Черкасск стал называться станицей Старочеркасской.

      Умер М.И.Платов в своем имении Мишкино в 1818 году. Сначала был там же и похоронен, но в 1911 году в Новочеркасске был построен новый собор во имя Вознесения Христа, в подвале собора были устроены усыпальницы, куда были перенесены останки М.И.Платова, Я.П.Бакланова, И.И.Ефремова, где они покоятся и поныне.

Азовское осадное сидение.
 
          На майдане находятся трофеи, которые  казаки привезли из Азова в 1642 году. Это  событие в жизни казаков вошло в историю под названием «Азовское осадное сидение». В 1637 году казаки, что бы обеспечить себе беспрепятственный выход в Азовское и Черное море, собственными силами  отбили у турок крепость Азов и перенесли туда свою столицу.

     Почти 5 лет держали  в своих руках, но в 1641 году турки решили вернуть эту крепость и осадили Азов и с суши и с моря. Причем по одним сведениям турецкая армия насчитывала больше 250-тысячное войско, а в крепости находилось всего 6 тысяч казаков и среди них 800 женщин и детей. Несмотря на такое преимущество в военной силе, турки не смогли взять Азов.

     Казаки послали посольство в Москву с просьбой присоединить Азов к Российскому государству, но  казакам было отказано в помощи. Царь,  приказал вернуть Азов туркам. Казаки, уходя из Азова, разрушили всю крепость до основания, а сюда в Черкасск вывезли трофеи, часть которых сохранилась до наших дней.

    Калитка  и створки крепостных ворот города Азова является символом той победы, а торговые весы стали символом вольной торговли города Черкасска. Пушки до конца 18 века защищали город от неприятеля, затем были сняты с вооружения. В настоящее время они украсили всю нашу станицу.

История строительства собора.

     Еще в 1637 году, когда казаки собирались идти на Азов, дали обещание Богу, что если возьмут эту крепость, то построят храм.  Но забыли о своем обещании, и вскоре на казаков напал «мор», вымирали семьями. Казаки, вспомнив о своем обещании, в 1650 году  построили деревянный храм. Мор прекратился. Этот храм в 1670г  сгорел.  В 1672 году казаки вновь отстраивают деревянную церковь на майдане в честь иконы «Воскресения Христово». Как выглядели эти храмы – неизвестно.

     В ноябре 1687 года этот храм тоже сгорел. Лишь в 1704 г  казаки обратились к царскому правительству за разрешением построить каменный. В стране в это время были бурные события  правил Петр 1, который запретил все каменное строительство по всей России, весь камень отправлялся на строительство Петербурга. Но казакам царь не только разрешил постройку храма, но и оказал материальную  и моральную поддержку. 

     Из Москвы были присланы мастера, строительный материал, церковная утварь, деньги и, будучи в Черкасске в 1709 году, Петр лично положил несколько кирпичей на алтарной стене и залил известковым раствором, который подавал Василий Долгорукий. Окончательно храм был готов в 1719 году и был освещён 1 февраля. До самой революции 1917 года, в этом храме, после праздничной службы, можно было пройти по галерее и осмотреть казачьи реликвии, которые периодически выставлялись для всеобщего обозрения.

    Обратите внимание на архитектуру этого храма. Это единственный на юге России девятиглавый храм. 9 куполов это церковная символика – 9 чинов Божьих: ангелы, архангелы, серафимы и херувимы. Купола всегда крылись медью, медь от воздействия воздуха зеленела, поэтому стали окрашивать зеленой краской. В настоящее время собор передан епархии, и распоряжается всем мужской монастырь, с 5 куполов краска зеленая снята, что будут делать дальше, мы не знаем.

    Кресты на всех куполах кованы из железа, покрыты сусальным золотом. Первоначально собор имел три отдельных  входа. В русских православных храмах так и строились: центральный вход для священства и знати, правый для мужчин, левый для женщин. В 19 веке  из-за  наводнений крыльца были разрушены, и была построена паперть с удобной площадкой для причаливания лодок. Но, обратите внимание,  три двери были  оставлены. Годы строительства этого храма 1706-1719-й.

   В прежние времена русло Дона проходило у стен собора. Строители хотели, чтобы здание отражалось в зеркале многоводной реки. Раньше здесь бывали большие разливы. Первый разлив - "холодная вода" - происходил в конце февраля - в марте, когда на Нижнем Дону таял снег, и начиналось вскрытие реки. Второй разлив - "теплая вода" - более мощный, начинался в конце апреля и затягивался на 2-3 месяца на всем протяжении Дона, от верховьев до гирл.

   Б. В. Лунин в книге "Старый город (Черкасск)" приводит интересные сведения, основанные на материалах инженера-гидрогеолога А. Ф. Самохина "О метках высоких вод на Дону".  Оказывается, стена соборной паперти является своеобразной летописью наводнений в Черкасске. На ней ежегодно делались отметки уровня вод во время наводнений. На основании этих отметок были получены данные об уровне стояния высоких вод Дона во время наибольших наводнений за двести лет.

   На Дону существовал обычай давать особые названия высоким водам реки в память о событиях или по фамилиям известных лиц. Вот некоторые отметки:

1740 год. Большая вода была названа "Таракановской", в память о ней "вбит в соборную стену бударный гвоздь". На нем отметка "1740. П. Г. В. Б.", что означает: "В 1740 г. по (сей) гвоздь вода была". Высота подъема воды - 4,72 метра.

1786 год. Большая вода - "Краснощековская". Во время наводнения умер бригадир А. Ф. Краснощеков. Его тело более двух месяцев находилось в засмоленном гробу, так как наводнение разорило и Соборное и Петропавловское кладбища и похоронить бригадира было негде. Подъем воды составил 4,66 метра. Все "присутственные места" из Черкасска выезжали в Аксайскую станицу.

1845 год. В этом году правительство потребовало выселить с Дона 400 казачьих семей для заселения берегов р. Сунжи на Кавказе. Большая вода названа "Сунженской". В память о ней на стене паперти "положена печать".

1849 год. "Хомутовская" вода. М. Г. Хомутов первый донской атаман из иногородних. Вода поднялась на 4,81 метра. Собор оказался погруженным в воду на 2 аршина 1,5 вершка, Петропавловская церковь - на 10 вершков и Преображенский храм - на 5 вершков. Кроме всеобщего разрушения, размыты водою каменные "завалины" собора. У Петропавловской церкви сильно поврежден фундамент, мосты вокруг храма совершенно уничтожены. Разрушен Ивановский бастион-раскат. Из 994 домов от наводнения уцелела лишь 20-я часть.

1917 год. Высокая вода. Подъем - 5,15 метра. Станичники спасались от наводнения в стенах собора.

1929 год. Высокая вода, с подъемом в 4,75 метра.

   Следовательно, самая высокая вода почти за два столетия была в 1917 году. Отметки на стене паперти старинного собора оказали большую помощь инженерам при разработке проектов Волго-Донского судоходного канала.
Шатровая колокольня.
 
    В 1730 году рядом с собором была построена шатровая башня-колокольня. Высота ее 48 метров, колокольня трехярусна.  В первом ярусе, где толщина стен  больше 2-х метров располагалась тюрьма, для особо опасных преступников до вынесенного приговора, а потом этих заключенных отправляли в Посольский приказ в Москву, ну а там уже по этапу в Сибирь. Во втором ярусе хранился казачий архив, до 1805 года. Наверху имеется площадка, где находился казачий караул, который круглосуточно следил за окрестностями города Черкасска.

   Там же висело 9 колоколов, один из которых был «набатный», именно в этот  колокол звонили тогда, когда угрожала  опасность городу. Черкассцы знали «голос» этого колокола, который не раз предупреждал жителей об опасности, поэтому, когда  по распоряжению Платова этот колокол сняли и перевозили  в Новочеркасск, его вышел провожать  весь народ Старого города. Со слезами на глазах провожали почти до самого Новочеркасска.

   Завершает колокольню шатер, на котором имеются сорок круглых окошек «люкарни», в которые по большим праздникам вставлялись горящие плошки для освещения площади. И собор и колокольня являются единым архитектурным ансамблем на юге России. До 1911 года этот собор являлся главным всего Войска Донского.

       Итак, мы с вами осмотрели все достопримечательности майдана, а сейчас пройдем к последнему объекту нашего осмотра Даниловскому бастиону.

Даниловский бастион.
 
   Мы с вами находимся на площадке, где 18 веке возвышался самый мощный бастион Черкасской крепости – Даниловский бастион. В настоящее время здесь представлены пушки, которые были найдены здесь же  археологической экспедицией организованной Ростовским университетом в 1948 году. Было найдено   18 пушек, часть из которых перед вами.

    До начала 40-х годов XVIII столетия крепостные сооружения Черкасска  в нижнем течении Дона по-прежнему оставались деревянными, быстро приходя в ветхое состояние. В одном из писем этого периода черкасские казаки писали в Петербург, что Черкасская крепость «весьма обветшала и развалилась», а просили правительство отпустить на её ремонт казенный лес, разбросанный по пойме реки Дон. Правительство пошло им навстречу и отпустило казакам на ремонт фортификационных сооружений Черкасска 11’531 бревно и 20 будар.
 
      Однако войсковой атаман Данила Ефремов, посоветовавшись со старшинами, решил строить не деревянно-земляную, а каменную стену вокруг главного казачьего городка. Не известив об этом правительство, он в 1741 году самовольно начал строить каменную стену со стороны реки Дон. Однако было сооружено только 380 метров каменной крепостной стены, когда по доносу за неразрешенное правительством строительство атаман Д.Е. Ефремов на два года угодил в Петропавловскую крепость Санкт-Петербурга.
 
      В 1744 году его освободили из заключения и разрешили достроить южный участок черкасской крепостной стены. В решении Военной коллегии по этому поводу было сказано: «… Устроенную ими от турецкой стороны стену для укрепления от воды и набегов неприятеля достроить им, допустить только, как оная на чертеже показана, а больше того вокруг со стороны Российского каменного строения крепости накрепко запретить, а пристраивать к вышеупомянутой каменой стене вокруг деревом».

    Каменная стена, которую успел с юга соорудить атаман Данила Ефремов, имела высоту 2 сажени (4 м 26 см), толщина у её основания равнялась 2 м 80 см. Деревянная стена Черкасской крепости представляла собой цепь примыкающих друг к другу деревянных срубов, внутри забитых землей. Высота передней части сруба достигала 4 м; внутренняя стена возвышалась всего более 2-х метров. Ширина сруба достигала 2 саженей (4 м 26 см, 1 сажень = 213 см). Сруб стены состоял из шести полных и одного половинного венцов, причем, последний шел вдоль наружного края стены. Общая протяженность крепостных стен Черкасска к середине XVIII столетия составляла 2’300 метров.

    Самым мощным бастионом Черкасской крепости  был Даниловский.  Он   получил свое наименование от инициатора его сооружения войскового атамана  Данилы Ефремовича Ефремова. Бастион располагался в юго-восточной части Черкасского острова за Войсковым Воскресенским собором. До 40-вых годов 18 века он был деревянным, а в 1741 г был отстроен в камне.

    Даниловский бастион имел форму многогранника, обращённого к месту слияния Черкасской протоки и реки Дон.  Он был сложен из камня-ракушечника и имел две стены: внешнюю высотой 4 м 56 см. и внутреннюю, возвышавшуюся на 3 м 35 см.  Толщина этих стен у основания, соответственно равнялась 2 м 35 см и 1 м 60 см. Внешняя стена юго-западного (правого) крыла Даниловского бастиона, по данным археолога З.А.Виткова, имеет длину 48 метров. Пространство между стенами было заполнено песком. Бастион имел систему водостоков, не позволяющих воде скапливаться в нём и разрушать стены.

     Строительство бастиона было завершено, вероятно, к 1748 году, а в 1752 году он был окончательно оборудован и вооружен мощными крепостными пушками. В 1-й половине XVIII века Черкасск активно сдерживал натиск турок и татар, был форпостом русской обороны на юге России.

   Последний раз Черкасск подвергся нападению в 1773 году, когда крымский хан Девлет-Гирей разорил многие донские станицы. Опасность для города была столь велика, что войсковой атаман Сулин велел наскоро укрепить обветшавшие укрепления, усилить малочисленный гарнизон донской столицы. Девлет-Гирей не решился штурмовать город, а вскоре был разбит на реке Калалах уроженцем Черкасска Матвеем Ивановичем Платовым.

     После образования крепости Димитрия Ростовского (1761 г.) и окончательного присоединения Азова к Российскому государству (1769 г.) Черкасск потерял значение как крепость. Его крепостные сооружения постепенно приходят в упадок, что отметил генерал-майор Александр Ригельман, побывавший в Черкасске в 70-х годах XVIII века.

    Этот процесс разрушения крепостных сооружений Черкасска хорошо прослеживается на планах XVIII века. Например, на плане Черкасска 1776 года ни у одного раската нет внутренней стены. Каменная стена представлена обрывками. В следующее десятилетие крепостные сооружения донской столицы были почти полностью уничтожены. А на плане  Черкасска 1797 года нанесены скудные остатки некогда мощных и грозных крепостных сооружений города.
 
    Афанасий Щекатов, приводя данные на начало XIX века о крепостных сооружениях Черкасска, писал: «Город ныне огражден палисадником от внешнего немалого наводнения… кругом на 4 версты (1 верста = 1066 м), а с предместьями на 20 верст; имеет в пристойных местах 8 деревянных и 2 каменных бастионов».

  В 1864 году на местах, где некогда грозно высились черкасские бастионы, стараниями священника Г.А.Левицкого, были поставлены каменные стелы. В настоящее время на каждом из бастионов установлены на каменных постаментах крепостные пушки XVIII века, найденные при раскопках Даниловского бастиона. Чугунные таблички обозначают название каждого бастиона.

Итак, мы с вами прошли от пристани до Даниловского бастиона, познакомились с памятниками и памятными местами Станицы Старочеркасской. Если есть вопросы, я с удовольствием отвечу!

До новых встреч!