Золотое Царство

Гончар
 Очевидно, что все пять Царств - пять циклов развития так называемого "Колосса на глиняных ногах": Золотое, Серебряное, Медное, Железное и Глиняное Царства, характерны сразу для всех государств Европы и Азии. См.  http://www.proza.ru/2014/11/23/81
И Россия здесь не исключение. И так,
 
      ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЗОЛОТОГО ЦАРСТВА РУСИ

. Если считать, что Золотое Царство на Руси началось с приходом Рюрика,
 то можно уверенно утверждать, что домашнее рабство, возникшее ранее в
 славянских племенах, Рюрик значительно укрепил.
 Но, усмиренные жесткой княжеской рукой, смерды стали исправно платить
дань, а кто-то из них, занимаясь торговлей или другими ремёслами, даже
разбогател. Так в первом Царстве – государстве подросла первая буржуазия
со своими производственными отношениями.
Но ее рост душили не только феодальные налоги. Чтобы построить на своем
дворе кузницу, кожевенную, бондарную или гончарную мастерскую и
начать товарное производство, мастеровому человеку требовались большие
деньги. А занять их можно было только у ростовщиков под 500% годовых, что
для любого начинающего ремесленника могло обернуться пожизненным рабством.

*** Конечно, сельский пахарь в крайней нужде мог занять в рост под эти
проценты, например, мешок-другой посевного зерна. Ведь, из каждого зёрнышка
вырастает колос, в котором два - три десятка таких же зерен. А вовремя
занятый мешок хороших семян, это десятки мешков прибыли.
 Из них пять мешков (500%) он, во-первых, должен вернуть своему «благодетелю».
Во-вторых, заплатить оброк феодалу. И, в-третьих, весь год худо-бедно
кормить  свою семью. При хорошем урожае это реально. Но ремесленник
зарабатывает свой хлеб более трудоемким способом. Для него такие проценты
слишком высоки.
 
Но однажды, одному очень ловкому мастеру, для расширения кустарного производства, понадобились десять рублей серебром на строительство личной кузницы.
Казалось, он всё рассчитал правильно. Кузницу на своем дворе он построит за один месяц и, трудясь весь год, заработает, как минимум, 25 рублей серебром. Из них на 6 рублей он сможет весь год кормить свою семью. Другие 6 рублей в год он отдаст местному феодалу за право заниматься своим ремеслом. На 3 рубля он наймёт молодого подмастерья,- без помощника не обойтись. Затраты на закупку металла на следующий год - тоже 6-7 рублей. А оставшиеся 4-5 рублей станут его личным накоплением.
 
Но, вот беда,- через год он не сможет отдать ростовщику 500% годовых, что составит целых 50 рублей серебром. В лучшем случае, экономя на здоровье близких, он  вернет только 15 рублей.  Но это - всего 50% годовых, а не 500%, как требует ростовщик.  И если их не выплатить, то через год его долг возрастет до 175 рублей серебром, (50 руб. – 15 руб.) ; 5 = 175. Не каждый феодал сможет сразу собрать столь огромную сумму. Ремесленник же за такой долг будет продан в рабство вместе со всей семьей. А деньгами за их продажу ростовщик - «благодетель» покроет свои «убытки».
. Подобная правовая практика, разоряющая честного производителя товаров, сегодня называется «дефолтом». А тогда под его угрозой прозябало в нищете и рабстве, практически всё трудовое население Киевской Руси.

Такая «экономическая свобода» длилась вплоть  до прихода великого князя Ярослава Мудрого. Только он смог грамотно разобраться в ситуации процентных ставок. И, когда (под страхом смерти) повелел ростовщикам снизить их до 50% годовых, бурный рост древних ремёсел не заставил себя долго ждать. Так мастеровой люд оказался при деньгах, а налоги в княжескую казну потекли рекой. Однако, оказавшись на фоне обуржуазившейся черни, князья и бояре схватились за голову. Если дело пойдет так и дальше,- наступит средневековый капитализм. А делиться властью с неотесанными смердами не хотелось. Думали бояре, думали и, наконец, придумали «великую мудрость».

               БОЯРСКАЯ МУДРОСТЬ ИЛИ «КОЖАНАЯ КОПЕЙКА»

 Византийские миссионеры и купцы возили тогда на Русь множество товаров. Помимо церковной и прочей утвари, они торговали своим недавним изобретением – кожаными иконами с тесёмочкой. Внушая нашим предкам религиозные чувства, они предполагали, что каждый христианин должен носить эту икону на шее. И древний наш народ действительно стал носить на шее иконы, но сразу превратил их в разменные деньги. Икона могла обмениваться на другие товары или выдаваться в форме сдачи, поскольку имела свою определенную стоимость. Карманов на одежде тогда еще не было, а хранить на шее десяток – другой износоустойчивых денежных знаков оказалось очень практично.
 
.  «Мудрость» многочисленных внуков и правнуков великого князя Ярослава заключалась в том, чтобы изготовить эти иконы в своем отечестве. Благо, больших затрат такое дело не составило. Нарезать ровные квадратики из кожи не трудно. Дальше, свинцовой печатью оттиснуть на них красочное изображение, скажем,  св. Девы Марии или Георгия Победоносца, сможет каждый икономаз (художник). А тесемочку для православной шеи приделает любая дворовая девка.
 
.  В начале, когда на древний рынок обрушился шквал инфляционных денег, в выигрыше остались те, кто его устроил,- власть предержащие феодалы. Однако, сорвав огромный товарный куш, они в итоге проиграли собственное государство.
 
 .  В первый день, пахнущие свежей краской, мелкие деньги ни у кого особого беспокойства не вызвали. Удивило только то, как князья, бояре и их подручные холопы-вышибалы, повторяя «подвиг» легендарного богача Садко, спешно скупали всё подряд целыми возами. На второй день обворованный рынок в панике взвинтил цены на всё, что у него осталось. Торговцы не доверяли даже кУнам и серебру, хотя видели, что господа по-прежнему платят мелкой кожаной «монетой». Началось повальное разорение ремесленников. Плакали даже очень богатые купцы, не зная, куда девать целые возы наторгованных кожаных денег, цена которых упала ниже кожаных заплат на штанах неимущего сословия.

Вскоре феодалы поняли, что, перекупщиков на их товары не найти. При взлетевших до небес ценах, серебра нет даже у ростовщиков. И все пытаются расплатиться только никчемными «иконами». Гниющие горы товаров в забитых доверху закромах лежат у князей и бояр без движения, а оголодавшая чернь устраивает кастрюльные бунты и злобно крушит опустевшие торговые ряды, в надежде раздобыть хоть какой-нибудь еды.

Возникла большая смута. И, спустя какое-то время, экономически ослабленное Золотое Царство Руси, оказавшись легкой добычей для иноземцев, рассыпалось в прах под копытами монгольской конницы. Города и сёла пылали пожарами, а убегающих от врага мирных жителей убивали или  брали в полон, отправляя на азиатские невольничьи рынки.
Великие князья, стоя на коленях, слезно вымаливали пощаду. Клялись служить ордынскому хану, платить дань; за что и получали золотой ярлык на княжение. Так распалось Золотое Царство Руси, а на его месте зародилось Царство Серебряное с его античной формой рабства, но в азиатском исполнении.

              КООРДИНАТЫ ЗОЛОТОГО ЦАРСТВА

Оказалось, что Золотое Царство отлично вписывается в открытую К.Марксом систему координат, предназначенную для его Модели общественного развития. Мало того, график развития Царства точно отражает не только движение общества вперед, но и полный откат назад, то есть, его полное разрушение общественных отношений. 
Так, с момента прихода Рюрика и до начала княжения Ярослава Мудрого организованное домашнее рабство существенно подтолкнуло производительные силы всего населения (см точки 1-2).

За тем социальные преобразования Ярослава придали существенное ускорение развитию общественных отношений, что сильно укрепило позицию древней буржуазии (2-3).

 Экономика государства стремительно рванулась вверх, после чего стали развиваться «запанибратские» отношения между правящим классом и народившейся буржуазией (3-4).
 
 Однако возникший между ними "финансовый" конфликт (4)привел древнее государство к экономическому кризису, полному спаду его производительных сил и остановке производства.
 А вторжение захватчиков в экономически ослабленное  Царство привело к полному распаду общественных (производственных) отношений (4-5).

 Так государство покатилось под откос и, по уровню своего развития, точнее, распада (5), оказалось где-то не далеко от точки первоначального развития.
 С этой отметки (5) и стало развиваться совершенно новое Царство,
попавшее в полную экономическую и политическую зависимость к Золотой Орде.
 
Заранее скажем, что развитие Серебряного Царства в точности  повторит
начерченную (на графике) петлю развития Золотого Царства, только на более высоком уровне.

*** Историки доказывают, что реформы (в точке 2) провел Владимир Мономах,
но автор вправе изложить свою версию событий.
/Гончар/
***
См. продолжение "Серебряное Царство"  http://www.proza.ru/2014/11/22/102