2. Поэты о любви к России

Зоя Орлова
Полемика с одним из авторов привела к желанию написать о патриотизме ПОЭТОВ конца XIX века, начала XX, а также советского периода.

А.А.Блок в стихотворении «Россия» продолжил некрасовские традиции в восприятии патриотической темы, когда понятие родины отождествлялось с жизнью народа, его бедами и радостями, с достоинствами и недостатками. В произведении отразились любовь и боль поэта за судьбу Родины, за её настоящее, прошлое и будущее:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!

А.А.Блок создаёт образ-символ прекрасной русской женщины, светлый лик которой омрачают заботы, боль, страдания, и видится нам образ матери-Родины. Отягощённая заботами, она не теряет своей привлекательности, душевности, внутренней силы. Она становится ещё дороже и милее сердцу поэта, для которого боль матери-Родины и страдания народа являются его собственной болью.
В стихотворении «Россия» Блок напоминает об историческом прошлом, когда Русь в тяжёлых испытаниях сохранила не только свои поля, леса, реки, но и свой народ. В такой стране и «невозможное возможно», потому что русские люди, по мнению Блока, несмотря ни на что бережно сохраняют свою культуру, язык, традиции и с упорством, стойко «несут свой крест».

Таким образом, содержание и символика стихотворения «Россия» свидетельствуют о высоком патриотизме поэта и позволяют предположить, что Александр Блок верил в благополучное БУДУЩЕЕ Родины.

В стихотворении «На поле Куликовом» поэт отразил свои переживания о том, что его тревожат смутные предчувствия новых испытаний для родной земли. Над полем Куликовым мгла словно «грядущий день заволокла», а за тишиной, когда «не слышно грома битвы», можно всё-таки распознать «начало высоких и мятежных дней». Действительно, приближалась первая мировая война, и Россия будет втянута в неё. А «поле Куликово» навсегда осталось в памяти патриотов напоминанием, что сберечь свою страну и свой народ можно только в том случае, если граждане этой страны понимают (как и А.Блок), что «не может сердце жить покоем».

В произведениях и других русских поэтов также воссоздан образ России, например, в стихах Анны Ахматовой. Иногда стихи не имеют названий, но читатель всегда уверен, что они посвящены Родине. Некоторые из современников поэтессы, кто оказался за рубежом, не верили в искренность её слов о любви к новой России и осуждали за преданность своей «печальной родине». Ахматова же спокойно отвечала им, что свой край покинуть не сможет:

Меня влекут дороги Подмосковья,
Как будто клад я закопала там,
Клад этот называется любовью...

Невозможно согласиться с теми, кто покинул Россию и упрекал Ахматову в неискренности, так как в её стихах мы видим всегда очень проникновенные, выстраданные слова. Нет фальши в её признаниях о том, как дорога ей Родина. Поэтесса знает, что её край – «глухой и грешный», но покинуть его не хочет совершенно сознательно. Ей дороги «рощи родины священной», где «тёплый ветер нежен и упруг», как писала она в других произведениях. И в стихотворении «Мне голос был, он звал утешно...» видится облик очень достойного, гордого человека:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух...

Анна Ахматова знала, как заманчивы для поэта слава, почёт, обеспеченная жизнь – наилучшие условия для плодотворного творчества. Поддаться же искушению, бросить всё, что дорого, и уехать «в манящую даль» она не может, расценивая эмиграцию как слабость и предательство. Поэтому на зов «утешного голоса» закрывает уши:
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Тесную связь своего творчества с темой России, с темой любви к родному краю не раз подчеркивал С.А.Есенин: «Моя лирика жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моём творчестве».
Одним из произведений, посвящённых главной теме, является стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Нарисовав дорогую картину родного уголка, поэт делает вывод:

Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.

Лейтмотивом всего стихотворения остаётся горячее желание говорить о любви к родному краю, выразить это чувство поэтическими строчками, чтобы убедить весь мир, как дорога ему Россия. Эти эмоции переданы и озвучены в словах:

Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.

Некоторое время С.Есенин жил вдали от Родины, и он совершенно осознанно убеждает своих возможных оппонентов, что невозможно разлюбить «отчие поля». Его мысли созвучны словам М.И.Цветаевой, которая также была уверена, что любовь к России вызывает у неё готовность к любым испытаниям. И Есенин после возвращения из Америки уже точно знал, что жить и умирать он хочет только в России:

Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть!

А потому написал он такие строчки, которые знают наизусть все патриоты России:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».

В жизни России 10-20-е годы прошлого столетия – это особенное время, одна из самых кровавых эпох, которая в то же время дала миру прекрасных поэтов, оставивших богатое наследие. Вместе со страной трагические события переживала и российская интеллигенция. Люди, одарённые талантом и высокой духовностью, никогда не бывают в стороне от происходящего на их Родине. Каждый из них мог бы подписаться под словами В.Маяковского:

Это было с бойцами или страной,
Или в сердце было моём.

И Анна Ахматова говорит о своём чувстве патриотизма по-христиански горько, страдальчески, но без уныния, со строгим, гордым величием:

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

В стихотворении М.И.Цветаевой «Родина» мы узнаём о такой преданности своей земле, когда лирическая героиня готова на любые испытания или жертвы ради своей страны: «Сей руки своей лишусь, – хоть двух!». Поэтесса, как оказалось, не может жить вдали от России, она говорит, что согласна «на плахе» подписаться под словами любви и верности. Действительно, в душах многих людей, как и между партиями или сословными группами, могут происходить «распри». И Марина Цветаева пишет о своих «распрях», то есть о терзаниях души, противоречивых мыслях и убеждениях, которые могли быть вызваны событиями, произошедшими на родной земле. Но вывод последовал такой: «...распрь моих земля – гордыня, родина моя!» Возможно, поэтесса хотела сказать, что испытывает в душе не только тоску, страдание, боль, но и гордость, так как не может не любить Родину.

Настоящие патриоты любят русскую природу, ценят в народе стремление сохранить культуру и язык. И каждый из творцов «серебряного века» оставил прекрасные строчки, посвящённые России.

Говоря о любви к Родине, следует вспомнить и о теме исторической памяти, так как всем известно, что памятью жив народ, без прошлого нет будущего у страны, как не жить и дереву без корней.

Теме исторической памяти посвящены многие произведения, назовём только некоторые. Это стихотворение А.С.Пушкина «Стансы» и поэма «Полтава», произведение М.Ю.Лермонтова «Бородино», стихотворение А.А.Блока «На поле Куликовом», «Реквием» А.А.Ахматовой.
В стихотворении А.А.Блока «На поле Куликовом» присутствует мысль, что Куликовская битва, где русские воины, возглавляемые Д.Донским, одержали победу над татаро-монгольским войском, навсегда останется в памяти потомков.

О патриотизме русских писал М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Бородино», повествующем о готовности солдат и их командиров погибнуть во время битвы на Бородинском поле, но не отдать Москву французам.
В описании сражений в произведении Лермонтова, как и в «Полтаве» Пушкина, много общего: это, прежде всего, гордость за простого человека, в сердце которого есть великая любовь к своей земле и высокое чувство верности Отечеству. В поэме А.С.Пушкина в описании Полтавского боя отражён тот же патриотизм, то же яростное стремление победить врага.

Поэт также напоминает людям о том, какую роль может сыграть в истории целого народа или государства отдельная личность. Один из главных героев, Мазепа, произносил пламенные слова о том, что Украина должна освободиться от «покровительства Варшавы», от «самовластия Москвы», но готов был сотрудничать со шведским королём Карлом ради того, чтобы придти к власти. И от нового «покровительства», то есть от завоевания шведами, Украину защищают именно русские воины во главе с царём Петром. В заключительной части поэмы «Полтава» Пушкин пишет, что «забыт Мазепа с давних пор!». А вот о жертве предательского поведения Мазепы, о Кочубее, потомки «доселе внукам говорят». Да и царю Петру благодарна была тогда не только Россия, но и Украина, которую российская армия спасла от шведской оккупации.

Но в XXI веке Мазепа вдруг из предателей переведён в герои, и память о былом утрачивается. Не ценят уже нынешние политики, рвущиеся к власти и богатству, самоотверженность тех своих предков, которые погибли в боях под Полтавой. А помнить об уроках прошлого надо бы всегда.

О необходимости помнить не только исторические даты, но и имена героев России писал советский поэт А.Т.Твардовский. В его стихотворении «Есть имена и есть такие даты...» лирический герой говорит о вине своего поколения перед ветеранами войны. Поэт напоминает о серьёзной проблеме общества, о том, что люди, стремясь приглушать боль прошлого, невольно стирают из памяти то, что забывать на самом деле нельзя. «Короткая» память иногда является следствием равнодушия, эгоизма или даже полного бездушия, но чаще всё-таки человек оправдывает себя «текучкой» или загруженностью. Если есть время, то говорим добрые слова о тех, кому жизнью обязаны, например, о солдатах, погибших за Родину. Это в праздники и юбилеи. А потом опять собственные будничные дела затмевают чувство долга перед дедами и отцами.
 
А.Твардовский прав, что, возможно, по той же причине наши потомки и «нас оставят за чертой». Значит, надо делать выводы. Историческая память должна быть присуща как отдельным личностям, так и всему обществу, что является признаком высокого уровня развития морально-нравственных качеств человеческой души.

Научиться быть благодарным ЗА СЧАСТЬЕ ЖИТЬ призывал и поэт XX-го века Роберт Рождественский:
О тех, кто уже не придёт никогда, – помните!
Но «памяти павших» нужно ещё быть достойными «каждой секундой, каждым дыханьем», а это очень непросто. Такое душевное состояние достигается, если сердце «не может жить покоем», как писал А.Блок в стихотворении «На поле Куликовом».