История, которая пригодилась

Михаил Наливайко
То утро началось тихо-мирно, и даже немного красиво. С Востока над лесом всплывало солнце, а вместе с ним всплывали и наши поплавки. Плотва размером  с ладошку отправлялась в садки. Ветер ещё спал где-то в далёких лесах, и тишина звенела в ушах, как вдруг стал прослушиваться грохот; он усиливался почти ежесекундно. Через полминуты стало понятно, что с горки по грейдерной дороге спускается какое-то транспортное средство. Мы со Львом Фёдоровичем поглядывали на дорогу. Из-за кустов вынырнул маленький горбатый «Запорожец». На передних сиденьях находилось двое молодых людей. Тот, что был пассажиром, почему-то лежал лицом на панели приборов, а руки были разведены от одной двери до другой. Скрипя тормозами, и ещё Бог знает чем, автомобиль остановился. Пассажир вышел из него и задал классический вопрос:
- Ну что, мужики, клюёт?
- Да поклёвывает сорожечка, - ответил Лев Фёдорович.
- А мы вот не знаем, - продолжил речь парень, - толи здесь оставаться, то ли на озеро ехать. Много нахапали?..
- Да кто её считал; - включился и я в разговор, - десятка полтора на двоих.
- Не густо. Поедем дальше
- Слушай, - загоревшись любопытством, спросил Лев Фёдорович, - чего это ты лежишь лицом на лобовом стекле?
- Чего, чего. Дверки держу. Замки не работают. Вчера собирались подремонтировать. Водку выпили, а до замков так руки и не дошли. Вот и держу.
- Я понял, - заулыбался Лев Фёдорович, - она у вас на взлёт идёт, когда дверки отпускаешь?
- Вроде того.
- Ну что же, это тоже романтика. Езжайте тогда на озеро, там продолжите романтику, а здесь одна скука.
Молодой человек сел в автомобиль, тот взревел всей своей утробой и сорвался с места. Виляя задом, как блудная девка, он проскочил мостик из полусгнивших брёвен через речку и скрылся за поворотом.
- Ваня, ты понял, что такое романтика, - неожиданно для меня спросил Лев Фёдорович?
- Вроде понял – смелость и решительность, логика ни к чему.
- Ну, тут ты не прав! Это тебе так кажется. У них есть логика, правда, своя, но для них верная.
После такого умозаключения я понял, что ловлю нужно продолжать молча.
Утро, начавшееся так необычно, к нашему удивлению, так необычно и продолжилось. Буквально через час к мосту подъехала гужевая повозка, которую волочил, явно не избалованный жизнью, каштанового цвета жеребец. Возглавлял этот тандем возница, с упавшей на грудь головой, которая болталась со стороны в сторону в такт неровностям на дороге. Видно жеребец сам знал дорогу, извозчику явно было не до того.
Тихой спокойной походкой конь ступил на брёвна мостика, но по какой-то причине остановился. Телегу перекосило набок.
- Да-а, - сказал протяжно Лев Фёдорович, - колесо между брёвна попало. Пусть лошадь отдохнёт, заодно и мужик поспит.
Но мужчина, почувствовав изменения в покачиваниях собственной головы, оклемался и поднял её.
- Ну-у-у и чего ты стоишь. Пошёл. Давай, давай, пошёл!
Но конь даже не тронулся с места.
- Ваня, хочешь, концерт покажу?
Лев Фёдорович положил удочку на берег и быстро залез под мостик. Я смотрел на его действия, ничего не понимая.Мужчина взял в руку хлыстик и слегка ударил жеребца по бедру.
- Но! Вперёд! Окаменел, что ли?!
Жеребец дёрнулся и одновременно из под мостика раздался голос Льва Фёдоровича:
- Да пошёл ты на…
На несколько секунд зависла тишина.
- Не понял? – сам у себя спросил извозчик, - Кто это?
- Кто, кто. Я это!
- Ну и что? Я не понятно сказал? Но, пошёл!
Мужчина со всего маху хлестанул жеребца по спине. Тот дёрнулся, но расщелина между брёвнами крепко держала колесо.
- И я тебе понятно говорю, - снова раздался голос из под мостика, - пошёл ты на …
Услышав в очередной раз такой ответ, мужчина как-то выпрямился, тряхнул головой, стараясь собрать воедино рассудок.
- Не понял, повтори…
- Да пошёл ты на …
- Ах, ты сволочь, мразь, ты лишайная! Правильно говорят, что кормить вас надо раз в день. 
Мужчина соскочил с телеги и, гремя кирзовыми сапогами по брёвнам, подбежал к морде лошади; Ухватил левой рукой за узду, а правой замахнулся на коня.
- Повтори, скотина, что ты сказал?!
- То, что ты мне каждый день говоришь. Ты бы взял, да приподнял телегу.
Мужчина опять задумался, потом согласительно мотнул головой.
- Понял, согласен.
Он упёрся плечом в телегу, стараясь её приподнять.
- Но! Вперёд! Давай, давай!
Жеребец пару раз дёрнулся, но телега оставалась на месте.
- Ты, что же, сволочь, не тянешь? Я тут надрываюсь, понимаешь…
- Плохо надрываешься! – Лев Фёдорович улыбаясь, посмотрел в мою сторону – Давай ещё раз.
Мужчина ухватился  двумя руками за колесо, и со всей силы стал тащить его вверх.
- Но! Пошёл!
Лошадь опять дёрнулась, но у мужчины явно не хватало сил, чтобы приподнять переднюю ось. Он посмотрел в сторону жеребца.
- Ты, паршивец, будешь тащить или нет?
- Я же тебе сказал: «Пошёл ты на…»
Мужчина совсем остолбенел.
- Не понимаю… Ничего не понимаю! То ли я с ума сошёл, то ли… Вот нажрался.
- Мужчина, - не удержался и я подшутить над извозчиком, - а конь у вас, случайно, не пил?
- Откуда я знаю. Я его не поил.
Лев Фёдорович вылез из под мостика, и посмотрел вверх.
- Мужик, может тебе помочь?
- Ой, помогите, ребята, пожалуйста, помогите! А то я ничего не понимаю.
- Ты что, мужик, пил вчера что ли?
- Да-а-а, бражонки малость хлебнул, что ещё в деревне пьют.
- Так ты, наверно, даже не процедил её, - продолжил расспрашивать Лев Федорович?
На лице мужчины завис вопрос.
- Процедить, говорю, надо было, и лучше всего через не стираную портянку.
- Да? – удивлённо произнёс мужчина. – Ничего не понимаю!
Лев Фёдорович мотнул мне головой.
- Пойдём, поможем мужику.
Втроём мы вытащили застрявшее между брёвнами колесо. Под надрывные вопли извозчика конь двинулся вперёд и мужчина, держась за вожжи, залез на телегу.
- Спасибо, ребята! Ничего не понимаю…
Мне, конечно, стало интересно, как напарнику пришла в голову такая мысль – разыграть извозчика.
- Лев Фёдорович, вы можете что-нибудь объяснить из сотворённого вами?
- Всё очень просто. Был я как-то в Гаринском районе, за клюквой ездил, так вот один егерь и рассказал мне эту историю. Вот видишь, пригодилась.