Неприступная Крепость Кронштадт

Григорий Саталов
Неприступная крепость

   Уже много лет свои отпуска я провожу преимущественно в Петербурге и его окрестностях. Получается, что именно таким способом мне удаётся лучше всего отдохнуть и набраться сил для дальнейшей работы. В студенческие годы я проходил практику в музеях этого города и мог бы и сейчас работать гидом или музейным сотрудником, например, в музее Военно-морского флота, история которого полна удивительных и захватывающих событий. Но моя судьба распорядилась иначе, а ей виднее.

Флюгер-парусник

  Рядом с Зимним дворцом находится здание Адмиралтейства, украшенное высоким шпилем, на вершине которого находится флюгер в форме парусника. Именно от этого здания  нынешней осенью я в очередной раз отправился в плавание по рекам и каналам Петербурга. Флюгер-парусник стал одним из символов северной столицы. На флагштоке рядом со шпилем развевается Андреевский флаг. Между тем в годы Крымской войны (1853-1856 гг.) в британском адмиралтействе всерьёз строили планы водрузить над Адмиралтейством в Петербурге Юнион Джек, флаг Британской империи. И если бы не предусмотрительность Петра Великого, построившего в Финском заливе морскую крепость Кронштадт, планы англичан вполне могли бы реализоваться.

Поход  благословила королева

   Английские войска вместе с союзниками- французами, турками и итальянцами- к концу Крымской войны сумели овладеть другой важнейшей морской  крепостью  России Севастополем. Подвиг героев- севастопольцев как бы несколько заслонил собою подвиг моряков Кронштадта. Между тем на Балтийском театре военных действий Крымская война протекала значительно успешнее, чем на Чёрном море и в Крыму.  Сражения в той войне, которая в западную историографию вошла под названием Восточной, велись также на территории современной Румынии,  на Кавказе, в Белом и Баренцевом морях и на Тихом океане у дальневосточных берегов Российской Империи. Противники России мечтали нанести решающий удар в этой войне по столице нашей страны. Тогда их победа стала бы безоговорочной. Весной 1854 года английская королева Виктория  вышла в море на яхте провожать англо-французскую эскадру в поход к берегам Невы.

Минные поля

   Российский флот уступал англичанам по числу кораблей, оснащённых паровыми двигателями и винтами. Французская же эскадра состояла тогда преимущественно  из парусников и по пути на Балтику отстала от англичан на несколько недель.
Всю весну 1854 года англо-французский флот придерживался выжидательной тактики, ограничиваясь лишь разведывательными операциями, небольшими артиллерийскими обстрелами и не вступая в решительную схватку. А в начале лета англо-французы столкнулись с новым в военно-морском деле способом ведения войны — с морскими минными полями. Балтийским флотом около Кронштадта было установлено 609 морских мин. Это стало первым в мировой практике опытом массового использования мин для обороны военно-морских баз. Минная война поломала все планы нападения англо-французов на Петербург. После подрыва нескольких кораблей на минах, они не решились развязывать генеральное морское сражение в Финском заливе. К тому времени помимо самой Кронштадтской крепости в окрестностях острова Котлина на небольших островках было сооружено несколько фортов, оснащённых артиллерийскими батареями, способными нанести огромный урон вражескому флоту.
Один из таких фортов мне удалось хорошо разглядеть при подъезде к Кронштадту. Он находится рядом с  сооружениями, защищающими в наши дни Петербург от наводнений.
Столкнувшись с минными полями и не умея ещё тралить мины, англо-французская эскадра полностью лишилась возможности совершать нападение на Петербург с моря. Однако от планов захватить Петербург противники России всё ещё не отказывались. Для этого теперь оставался только один способ — подойти к Петербургу с суши. Но это можно было сделать только, если бы в войну на стороне антироссийской коалиции вступила бы Швеция. И тогда развернулось дипломатическое сражение.

Успех русской дипломатии
 
   Убедившись в бесперспективности военных действий в районе Кронштадта, англо-французская эскадра покинула Финский залив и напала на крепость Бомарзунд на Аландских островах в Ботническом заливе. Мощным артиллерийским огнём укрепления крепости были разрушены,  её русский гарнизон, насчитывавший 1 600 человек при 112 орудиях  капитулировал 4 августа 1854 года ввиду невозможности дальнейшего сопротивления. Захваченный Аландский архипелаг и крепость Бомарзунд сразу же были предложены шведскому королю Оскару в качестве аванса за вступление в войну с Россией. Но король отказался от такого подарка и ещё раз подтвердил нейтралитет Швеции. Тогда англо-французские союзники взорвали остатки крепости.
Тем временем отдельные группы кораблей Балтийского флота начали выходить из Кронштадта в море, демонстрируя готовность к морским сражениям. С приближением зимы 7 октября 1854 года англо-французский флот, прекратив свои операции против России на этом театре военных действий, покинул Балтийское море. В результате неудачных действий английского флота командовавший им адмирал Непир был заменен в военной  кампании следующего 1855 года адмиралом Дондасом.

Итоги Крымской войны

   Защитники Кронштадта использовали передышку в военных действиях зимой 1854-1855 годов для дальнейшего укрепления крепости и установки новых морских минных полей. К началу 1855 года на верфях Кронштадта и Петербурга  были построены 30 паровых канонерских лодок. Они позволяли надёжно оборонять шхеры Финского залива и сам Кронштадт. В состав Балтийского флота вступили три винтовых линейных корабля, в Кронштадте переоборудовались в винтовые еще два корабля, а на верфях Санкт-Петербурга строились два новых винтовых линкора.
Поэтому, когда в навигацию  1855 года англо-французская эскадра снова прибыла в Балтийское море, она и не пыталась приближаться к Кронштадту. Вместо этого
28-30 июля 1855 года англо-французы предприняли попытку штурмовать крепость Свеаборг в Финляндии. За 45 часов по Свеаборгу было выпущено 18 500 снарядов. Сгорела большая часть деревянных строений. Но потери в живой силе составили лишь 61 человек в крепости и 11 на кораблях. Так ничего толком не добившись на Балтике и в 1955 году, англо-французская эскадра с  наступлением осени во второй раз ретировалась восвояси.

   Надежды врагов России захватить Петербург потерпели полный провал. И в этом ключевая роль принадлежит Кронштадту и Балтийскому флоту. 
18 марта 1856 года в Париже был заключен мирный договор между воюющими странами. Условия договора были очень тяжелыми для России. Но если бы не удалось отстоять Петербург, они были бы ещё тяжелее и унизительнее.
 
  Две «Авроры»

   Отправиться в Кронштадт именно этой осенью меня побудило прежде всего то обстоятельство, что сейчас там на ремонте находится легендарный крейсер «Аврора». Когда его буксировали по Неве в Кронштадт, провожать  судно на набережные вышли огромные толпы петербуржцев, продемонстрировав тем самым как они его любят. Даже один из старейших кинотеатров Питера, который я предпочитаю всем другим,  носит название «Аврора». Правда, вход в кинотеатр украшен не изображением крейсера, а скульптурой Авроры - богини утренней зари.  Подобную скульптуру можно найти и в Летнем саду, в котором в 2009-2011 годах прошли серьёзные реставрационные работы.
История крейсера «Авроры» достаточно хорошо известна, поэтому не станем на ней подробно останавливаться. Надо подчеркнуть однако, что этот крейсер I ранга прославился задолго до своего незабываемого участия в штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года. Он доблестно участвовал в Русско-японской войне и в её главном морском сражении возле острова Цусима. Большинство кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием адмирала Рожественского были либо потоплены японцами, либо сдались в плен. Но крейсер «Аврора»,  благодаря своей быстроходности сумел избежать этой участи.

   А вот о том, что в составе Балтийского флота в годы Крымской войны находился другой корабль под названием «Аврора» известно меньше. Это был 44-пушечный фрегат. Спущен на воду 27 июля 1835 года. Причём именно этот фрегат оказался последним русским военным парусником, совершившим кругосветное путешествие. Некоторые источники утверждают, что имя фрегату дал лично император Николай I, повелевший назвать новый корабль «в честь одной из самых красивых женщин Петербурга» Авроры Карловны Демидовой-Карамзиной (урождённой баронессы Шернваль фон Валлен), фрейлины императрицы Александры Фёдоровны. В наши дни именем Авроры Карловны названа одна из улиц Хельсинки.
   Перед началом Крымской войны фрегат «Аврора» был направлен из Кронштадта на Тихий океан. Его экипаж  героически проявил себя при обороне Петропавловска-Камчатского, который был полностью разрушен артиллерийским огнём английской эскадры.  «Аврора» под неприятельским огнём участвовала в эвакуации гарнизона Петропавловска.

   Завершил свою службу фрегат  в 1861 году. И по российской военно-морской традиции его имя было позже передано крейсеру I ранга.

   И в заключение ещё интересный, хотя и немного неприличный факт. Его приводит писатель Алексей Новиков-Прибой, служивший матросом на броненосце «Орёл» и собравший богатейший материал о походе 2-й Тихоокеанской эскадры, опубликованный  в  исторической эпопее «Цусима». Командующий эскадрой адмирал Рожественсткий описан Новиковым-Прибоем как самодур, грубиян и матерщинник. Всем кораблям своей эскадры адмирал дал обидные прозвища и, когда гневался на ошибки их капитанов во время похода, находясь на мостике флагманского броненосца «Князь Суворов» и отдавая команды, называл корабли этими обидными прозвищами. Так вот крейсер «Аврору» он прозвал проституткой.


Опубликовано в № 47 газете "Панорама Красивомечья" 20 ноября 2014 года
со значительными изменениями