Рай на земле

Ангелина Кныш
Один из завсегдатаев военно-новостной (о событиях в Донбассе) тусовки в Твиттере долгое время безуспешно пытался вырваться из зоны боевых действий и осесть в Киеве. Нужны были деньги, жилье, работа. Наконец, с неимоверными усилиями, ему это удалось, и он написал: «Дама сердца варит на кухне борщ, я режу сало. Я – в РАЮ!»

Всего-то? Мелковато, пожалуй, будет для рая. Вспомнилось, как в разгар войны довелось побывать в двухнедельной паломнической поездке в западной Европе (по сравнению с нашей материальной действительностью там «рай», без всяких кавычек), но при этом ни на миг не возникло желание туда перебраться. Зачем? Устремленная к Богу душа охладела к бренным мирским ценностям. Да и сама война, как ничто другое, четко отсекает все лишнее в жизни человека и на практике подтверждает истинность утверждения Христа о том, что нужно жить днем сегодняшним, уповая во всем остальном на Бога.

Так существует ли хотя бы мимолетный рай на земле для тех, кто избрал для себя путь духовного совершенствования? Есть ли некий предел мечтаний, достичь которого в земной жизни удается лишь избранным?

Один из высокопоставленных клириков РПЦ, выступая недавно на телевидении, обозначил этот предел мечтаний озарением человека БОЖЕСТВЕННЫМ СВЕТОМ, что равноценно встрече его с Самим Богом. При этом он утверждал, что немногие праведники удостоились такого озарения и буквально единицы описали это явление. Среди последних – Симеон Новый Богослов.

Вот как описывает он видение Божественного Света: «Сидя при свете светящего мне светильника, освещающего мрак ночи и тьму, я думал, что нахожусь во свете, внимая чтению, исследуя, каковы речения и наблюдая (их) сочетания. Итак, когда я, занимался этим, Ты внезапно явился вверху гораздо большим солнца и воссиял с небес (даже) до сердца моего. Все же прочее стало казаться мне как бы густою тьмой. СВЕТЛЫЙ ЖЕ СТОЛП ПОСРЕДИНЕ, РАССЕКШИ ВЕСЬ ВОЗДУХ, ПРОШЕЛ С НЕБЕС, даже до меня жалкого».

Говорят, испытав однажды на себе воздействие Божественного Света, человек уже не может мечтать ни о чем другом. Настолько, видимо, притягательна осеняющая его при этом сила Божественной Любви.

Симеон Новый Богослов в своем «Гимне 60: Путь к созерцанию Божественного Света» делится также своим опытом достижения того, что испытал  сам:      

«Кто хочет узреть оный Свет,
Тот должен следующее в сердце хранить:
[Блюстись от] телесных страстей и непотребных скверн,
Божбы и всякого гнева и возмущения,
И рассеяния и памятозлобия
И совершенно людей не судить;
А быть в самом помысле и сердце
Чистейшим от плотских скверн,
Кротким, смиренным, спокойным,
Откровенным и чадом мира,
Воздержанным в пище и питии
И неослабно заниматься молитвой;
Началом же и концом во всем этом
Иметь главу добродетелей—любовь».

Все остальное приложится!