Шукшинские чтения

Малахитовая Шкатулка
Шукшинские чтения.
О Шукшине написаны книги и научные работы, охвачен, кажется, каждый этап его пути из обычной жизни в мир искусства. Шукшина заботила реальная духовная жизнь народа, сложнейшие проблемы социального бытия.
Шукшин был одарён народной мудростью. И обаяние его личности, и сила его характера, и творческая мощь его, и то гипнотизируещее влияние, какое он оказывал на людей, и многое другое, чем берёт Шукшин – всё в этом даре.
Рассказы Шукшина, при всём огромном разнообразии выведенных в них характеров, ситуаций, при всём богатстве жанровых оттенков, отличаются одной особенностью: напряжённостью нравственного звучания. Герои В. Шукшина не просто ищут справедливость,… но домогаются правды, где совестливость включена в процесс добывания  правды столь же естественно, сколь естественна сама жизнь. Этот поиск внутренних душевных оснований правды подчас даже вступает в противоречие с общепринятым толкованием справедливости. Не потому ли его герои традиционно русским народным способом пытаются утвердить своё ощущение правды: всплеском эмоций, криком, дракой, в предельном случае самоубийством.
Выросла генерация «прогрессивно»  мыслящих людей, усматривающих примитивизм прошлых поколений не только в технических средствах, но и в привязанностях к старым нормам поведения, именуемым совестью, скромностью, стыдом. Нравственные нормы устарели, отнесём их к «христианскому кодексу.»
Реальные условия современной жизни отбрасывают нравственные нормы в пользу самоутверждения, нужно преуспеть любым путём, даже если это безнравственно.
В.Шукшин, если угодно, преподал  урок современной философии, выразив подлинно современные, острейшие вопросы, которые  она призвана решать.
Шукшин сумел раскрыть тайну национального характера русского человека.
Истинная народность, высокая художественность, проникновенный гуманизм выделяются многими  критиками как черта его таланта.






Тем более привлекательны родные края Шукшина для всех творческих людей. ЛЕТОМ 2014 года
 
Рубцовские писатели: Евгений Заикин, Александра Кострубина, Анна Андриященко, Яна Никишина, Лидия Скрипкина, Сергей Медведев, Людмила Кузнецова-Ридных, члены "Русского литературного клуба" посетили памятные места в Сростках, связанные с именем Василия Шукшина:1) Дом, где прошли детские и юношеские годы Шукшина,
2) Дом матери, из которого Шукшин уехал покорять Москву, и откуда писала ему искренние и простые письма мама: там очень аккуратная крохотная горница и спальня, всё неброско, но очень уютно, там банька с низенькой дверцей, сделанная руками Шукшина, настоящий колодец, летняя саманная кухня.
3) Музей В.Шукшина, в здании школы, где учился Шукшин.
Сохранилась парта, за которой сидел Шукшин, его аттестат и аттестаты с его подписью, которые он потом выдавал, работая директором школы, очень много фотографий разных моментов жизни Шукшина, фотографии гостей, бывавших в  Сростках   .  По словам экскурсовода в 2003 году в этом музее был Владимир Путин, приехал  напряжённым, его охраняли, теле-видеосъёмка была запрещена, к нему невозможно было подойти. Но побывав во всех трёх домах-музеях, посвящённых Василию Шукшину, расслабился, к нему подошли дети, с ним уже можно было поговорить любому человеку.

Посетив все три музея,
остановилась наша компания  на берегу Катуни , где был организован палаточный городок, привезены дрова, вода в цистернах, биотуалеты..
 Был уже вечер, в городке я увидела несколько автобусов с туристами, машины, палатки всех видов и калибров, кое-где даже душ. Люди пели у костра, кто-то колол  дрова, кто-то спускался к реке, жизнь кипела. Мы присоединились к отдыхающим, поставили палатки, сготовили ужин. Вокруг очень чисто, клевер, тысячелистник, душица – всякое разнотравье.  Чистая вода, чистый, пронизанный ароматом цветущих  трав воздух – прекрасная экология.
 Вся энергетика пронизана добрым, мудрым, ясным. Свинцовые тучи, нависавшие над нами целый день, так и не разразились грозой, дождь пошёл только в понедельник.
На закате небо окрасилось розовым, контрастируя с синими тучами, и в вечернем небе мне привидился профиль Василия Шукшина.
26 июля. Сростки. Гора Пикет. 
Люди всех возрастов гуляют, сидят и лежат на траве плоскогорья. Рядом со мной веселились и кувыркались маленькие ребятишки, лет двух-трёх, никто из них не плакал и не жаловался, стайка шумных девушек-подростков промелькнула между сидящими на земле и на стульях людьми, внимание приковано к сцене - скоро начнётся концерт.
Разливается аромат разнотравья как тягучий и сладкий нектар, особенно он силён, когда поднимаешься вверх на гору Пикет. Сюда Шукшин любил бегать ребёнком, сюда приходил , будучи зрелым мастером, здесь снимал заключительные кадры фильма "Печки-лавочки".
Из Кемерово, Омска, Иркутска, Новосибирска, с Урала, из Москвы, из разных городов и сёл Алтая приехали в Сростки на родину Шукшина русские люди.
Русский народ, добрый и трудолюбивый, мудрый и мужественный, сильный и искренний, о котором писал Шукшин, мучаясь вопросом: "Что с нами происходит?», любит и помнит своего писателя. Шукшин писал о душе, и душа народа отвечает ему взаимной любовью.
Люди сидели на траве, слушали, думали о чём-то о своём, завороженные высотой, красотой этого места, проникшиеся торжественностью, небудничным смыслом этого дня, проникшиеся сочувствием и любовью, окрылённые, необыкновенные сегодня.
Знаменитые артисты говорили хорошие, проникновенные слова, пели песни, читали стихи Есенина, исполняли Высоцкого.
Губернатор Алтая Александр Карлин сказал несколько тёплых слов всем собравшимся, поздравил с Шукшинской премией писателя Анатолия Кирилина, руководителя Алтайской писательской организации.
Здесь родина Василия Шукшина, мир песен, преданий, сибирского упорства, духовной мощи. В книге "Нравственность есть правда" Шукшин писал:
 " Родина... Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я , чтобы постоянно ощущать в себе житейский "запас прочности": всегда есть, куда вернуться, если станет невмоготу".
Мощное силовое поле личности Шукшина приковывает внимание к его малой родине, и, побывав там, убеждаешься, сколь неповторим и обаятелен дух Сросток, как много они дадут всякому, кто приезжает сюда.
 
Из автобиографии Шукшина
(д.р. 25 июля 1929 г)
« В 1943 году я окончил 7 классов Сростинской средней школы и поступил учиться в Бийский автотехникум.   В 1946 г ушёл из техникума, не окончив его. Пошёл работать. Сначала работал в колхозе, потом уехал в город и работал на стройках в качестве слесаря- такелажника.

В 1949 году был призван в ряды ВМФ.
В 1953г. сдал экзамены экстерном на аттестат зрелости при Сростинской средней школе и год работал в Сростинской школе сельской молодёжи в качестве директора и учителя 5-7 классов.
Поступил во ВГИК 20 июня 1954г."
 
 О съёмках « Степана Разина»
ЦК КПСС
 В связи с письмом писателя В. Шукшина относительно постановки  фильма «Степан Разин»  сообщаю следующее…
Сценарий был признан интересным в тематическом отношении, содержащим отдельные яркие, талантливые сцены. Вместе с тем, сценарная редколлегия указала на крупные недостатки сценария идейно-художественного порядка – нагнетание жестокостей. Принижение образа Разина и т. п.
В феврале 1971г все работы по фильму «Степан Разин» прекращены.
В марте 1970 г В.Шукшин в личной беседе с председателем Кинокомитета А.Романовым заверил его,  что переработает сценарий в режиссёрском варианте .
1 апреля 1970г  на студию было направлено  письмо за подписью А.Романова, в котором кратко повторялись все предыдущие соображения  о серьёзных недостатках сценария и говорилось: «Учитывая согласие автора с замечаниями, Комитет в виде исключения, разрешает осуществить режиссёрскую разработку сценария по первому фильму (всего две серии).
Фильм был запущен в режиссёрскую разработку, была создана съёмочная группа , произведены материальные затраты. Однако, несмотря на устные заверения В.Шукшина, что он в режиссёрском варианте сценария учтёт советы и пожелания членов редколлегии Комитета, он, тем не менее, концепцию своего произведения не изменил.
В феврале 1971г. все работы по фильму были прекращены.
Зампред Госкино СССР В.Баскаков.
Из личного архива В.И.Фомина. Опубликовано:  Фомин В.  Кино и Власть. Сов.кино 1965-1985г.г.М:»Материк1996 –С.331-332.
Шукшин пишет  письмо гендиректору киностудии «Мосфильм» т.Сизову Т.Н., где обосновывает свою концепцию по Разину и предложения по удешевлению фильма. «В народной памяти Разин – заступник обиженных и обездоленных и т. п.»
 Т.Н.Сизов  даёт указание председателю Госкомитета Совета Министров СССР по кинематографии тов.ЕрмашуФ.Т. :
«Начинаем снимать».

Фильмы, снятые Шукшиным:
«Ваш сын и брат» (18 апр 1966)Киностудия им.Горького 1965г
По рассказам Шукшина «Стёпка», «Змеиный яд», «Игнаха приехал».
«Странные люди» 1969 киностудия им. Горького.
Киноальманах из 3-х новелл "Братка». «Роковой выстрел», «Думы».
«Живёт такой парень» Киностудия им.Горького, 1964г.
«Печки-лавочки» Киностудия им.Горького 1972, на экран вышел 2апр.1973г.
«Калина Красная», «Мосфильм», 1973г.
Лев Аннинский: «Эмоциональный сюжет, в котором Шукшин осмыслял социальную картину мира, непрерывное сопоставление города и деревни. Точнее и уже: драма деревенского жителя ,который неудержимо стремясь в город, попадает там, глядишь,  не в сферу великой культуры, а в сферу великого потребительства».
Евгений Черносвитов:
Его этика «нравственность есть правда».
«Совестливость, гипертрофия личной ответственности за всё и вся, возможно, вообще черта русского характера. Шукшин был одарён народной мудростью. И обаяние его личности, и сила его характера, и творческая мощь его, и то гипнотизирующее влияние, какое он оказывал на людей, и многое другое, чем берёт Шукшин – всё в этом даре. По твёрдому  убеждению Г.Буркова:  «Шукшин был рождён духовником». У него «через духовное раскрывалось гражданское, через нравственное – социальное.»
Л.Аннинский: «По первому впечатлению, книги Шукшина – это пёстрый мир самобытнейших, несхожих, самодействующих характеров». Но , вдумавшись, видишь, что этот мир зыблется, словно силясь вместить что-то всеобщее, какую-то единую душу, противоречивую и непоследовательную. И вовсе не множество разных типов писал Василий Шукшин, а один психологический тип, вернее одну судьбу, ту самую, о которой критики говорили неопределённо, но настойчиво: «Шукшинская жизнь» .
Рассказы Шукшина, при всём огромном разнообразии выведенных в них характеров, ситуаций, при всём богатстве жанровых оттенков, отличаются одной особенностью: напряжённостью нравственного звучания.
Путь Василия Шукшина в большую литературу начался в журнале «Октябрь», в третьем номере за 1961 год опубликованы три рассказа «Правда», «Светлые души»,  «Стёпкина любовь». Позже им написаны:
«До третьих петухов» (1977), «Я пришёл дать Вам волю» (1980) опубликовано изд-вом «Европа»., роман «Любавины» .