Почему не состоялся матч с Каспаровым. 2

Алексей Ратушный
ПОЧЕМУ НЕ СОСТОЯЛСЯ НАШ МАТЧ С ГАРРИ КАСПАРОВЫМ - 2

часть вторая:

7.  ВЕРА В СЕБЯ

Один из самых сложных вопросов, с которым сталкивается каждый изобретатель, первооткрыватель, разработчик, говоря короче – АВТОР – это вопрос об авторстве, точнее о достоверности собственного авторства.
Лично я осознал эту проблему «в полный рост» при сочинении собственных песен. Вот у меня есть роскошная мелодия. Она звучит во мне, я её слышу, она завладевает всем моим существом. Вот я сочиняю текст. Но где у меня гарантия, что именно я первый, кто эту мелодию слышит? Откуда у меня уверенность, что именно мне первому удалось вот так сочетать слова и звуки? Неплохо было бы, конечно, иметь полный внутренний каталог всех мелодий и текстов мира. Нажал на кнопочку «поиск» и сопоставил свою мелодию со всеми мелодиями планеты…. Но вот беда: нет у меня такого внутреннего каталога.
Я вырос в доме, где царил буквально культ книги, культ поэтического сборника. В библиотеке моей мамы скопилось три тысячи сборников стихов российских авторов. Весь цвет русской поэтической мысли. Каждую из этих книг мне довелось хотя бы раз прочесть. Но никакой гарантии мне это не даёт.
Тем, кто общается со мной напрямую, а особенно – молодёжи, даже в голову не приходит, какое множество самых невероятных ассоциаций вызывает во мне каждое произнесённое моим собеседником слово. Поскольку СЛОВА – это один из основных инструментов в моей РАБОТЕ, стараюсь предельно внимательно относиться ко всему услышанному. И вот именно переполненность чужими текстами очень сильно мешает при попытках четко определиться в вопросе: а действительно ли это – мой текст?
В своё время мною был разработан специальный инструмент для различения своих и чужих текстов – ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Правда использую его, как правило, совсем в другом месте – во время работы с пакетами юридически значимых документов.
Таким образом я фиксирую здесь очень важный момент: исследователю, ученому, изобретателю очень важно ВЕРИТЬ В СЕБЯ, в свою способность самостоятельно генерировать новые идеи, тексты, музыку.
Технологии, позволяющие надёжно выявлять авторство до сих пор не созданы. Автор просто садится и пишет текст, или музыку. В момент обнародования произведения он ставит себя под общественный внешний контроль. И только контроль общества позволяет ему постепенно укрепляться в вере в свои силы.
С другой стороны, чем дальше двигается автор,тем более он убеждается, что сказать что-либо принципиально новое действительно очень сложно.
Мне повезло. Тексты современных психологов – фантастов мне в молодости дорогу не перебегали. Слаба Богу, обошлось без воздействий такого рода и типа. Никогда и никто не указывал мне, что обладание квартирой или автомашиной определяет мой личный творческий потенциал. Я знаю, как делаются открытия «на кончике пера», как генерируются высокопродуктивные технические и культуротворческие идеи.
Мне известно, что структура и контент человеческих мотиваций, их индивидуальная конфигурация во много раз сложнее всех текстов мира. Да, был такой врач-философ Лемметри. Именно он написал книгу «Человек – машина», где изложил взгляд механика – часовщика на человеческую природу.
Такое слово в этом звуке есть. В некоторых аспектах человека можно рассматривать и как машину, как механизм, состоящий из деталей. Но такой подход оправдан только при решении весьма узкого круга вполне конкретных задач. В этом ключе можно обсуждать механику движения легкоатлета над планкой при прыжках в высоту с шестом. Но если Вы пытаетесь выяснить, почему Вася влюбился без памяти в Аню, этот подход не поможет.
Потребуются другие инструменты, другие логики, другие концептуальные пространства.
Лично для себя и в себе я определился давным-давно: я – АВТОР! У меня есть собственная, мне имманентная,совершенно индивидуальная, неповторимая манера самовыражения в музыке, текстах и графике. Я – мощный генератор идей. Например – города-плёнки. В таком городе размером 70 х 70 км могут проживать десятки миллионов людей….
Поскольку я сам вырабатываю свои тексты десятки лет, у меня постепенно пропал страх, что у меня что-нибудь „сопрут”. Можете – прите!!! Мне не жалко! У меня всего этого так много, что не унести целой планетой! Некоторые люди на одной-двух моих идеях строили себе карьеры и звания. Ради Бога!! Пусть никто не останется обиженным.
Именно поэтому молодому генератору идей я могу посоветовать не зажиматься, не зацикливаться на одной своей мелодии или одном своём творении.
Вот стоит Свитовид (Свентовит, Святовит) – матрица в самом центре Киева. Я написал о ней книгу и выложил её в Интернете. Я прекрасно понимаю, что эта Матрица умнее всех нас вместе взятых. Я понимаю, как она, используя массы проходящих мимо людей без устали вырабатывает и вырабатывает волны, искривляющие Вселенную. Это – Матрица – Ключ! Ключ ко всем тайнам планеты. Можно было бы и подзажаться, заныкать информацию, которую я смог на ней обнаружить, но я понимаю: нужны столетия и тысячи талантливейших исследователей, чтобы хоть сколько-нибудь полно расшифровать это письмо человечеству. Поэтому не стесняясь приглашаю всех молодых к этому роскошному изданию Истин. Над числом 3456 я бился несколько лет. Установил его вопреки всем математическим завихрениям наших математических математиков. И потом обнаружил, что ответ на мой вопрос и итог моего исследования давно нанесён на эту Матрицу! Что оставалось лишь её прочесть.
Вот в силу всего вышеизложенного я смело утверждаю: Мерцающие (украинские) шахматы – это то, что является моей авторской гордостью. Пусть я сделал немного, но это сделал я. И все остальное моё движение в сторону популяризации этой чудо-игры я основываю на формуле: „с тобой или без тебя!... но я это сделаю!” Именно в таком контексте и нужно рассматривать мой вызов Гарри Каспарову. Я ему по сути сказал: - С Вами или без Вас Гарри Кимович, но эта игра явится новым этапом развития шахматного искусства. И в отличие от умерших обычных (ортодоксальных) шахмат она пока недоступна вычислительным машинам самого последнего поколения.Человек в этой игре превосходит любой самый совершенный компьютер!
И открывая главу истории шахмат под названием „полифигурные игры” я и здесь приглашаю всех желающих совершать свои собственные маленькие и большие открытия в этой потрясающей области человеческого постижения мира. Мне не жалко. Здесь открыт горизонт для биллионов новых Игр! Творите! Совершенствуйте! Мне не жалко!
А Гарри Кимович оказался недостаточно велик для понимания сущности моего предложения. Великий суперсчетчик слишком замкнулся в маленьком узко профессиональном шахматном мирке. В конце концов – Бог с ним! Необходимо признать, что в своей оценке этого дарования я ошибся. Я полагал, что имею дело именно с гением, достойным предложенной ему миссии. Я был глубоко неправ. Его гораздо больше интересуют такие земные нелепости, как деньги и власть. И я могу вслед за Сократом повторить: Вам Гарри Кимович туда, мне – сюда, и неизвестно, чья дорога лучше!

8. ОБ ОЦЕНКЕ МОЕГО ПСИХИАТРИЧЕСКОГО СТАТУСА

Излюбленный приём негодяев – намекать на то, что их оппонент „немного не в себе”.
Когда в ход пускают такой „аргумент” можно смело подводить итоги дискуссии. Тот, кто выдвигает подобные тезисы безусловно проиграл, и возразить что-либо по существу ему нечего. Что касается лично меня, необходимо отметить, что как игротехник и психолог я люблю тестировать людей своим внешним видом. Вообще говоря, речь идёт об элементарной безопасности. Как узнать, как реально к тебе относятся?
Встречают, как правило как раз и именно по одёжке. Для людей с внутренними закомплексованностями очень важно быть одетыми с иголочки. Это маскирует их внутренние тревоги и озабоченности (зачастую ложные!). Люди, много лет проведшие в походах, в дорогах, в пустынях, в тайге, в горах одеваются достаточно специфически и носят с собой достаточно специфический набор предметов.
И вот идёт спор – где цена вопроса довольно высока. Проигрывающая спор сторона цепляется за соломинки. И в самом конце разговора (помните у Владимира Семёновича: „я обидел его!”) или даже за рамками непосредственного общения, за глаза(!!!) заявляется о том, что „разве можно спорить с больным человеком?”
Для молодого исследователя, добравшегося до какого-либо результата эта проблема самоидентификации стоит очень остро, особенно на фоне естественных фобий, сопровождающих любое достижение. Юноша начинает сомневаться в себе: „А вдруг и правда?” Не вдаваясь в детали могу уверенно сказать – лажа всё это! Не надо бояться себя самого и своих собственных мыслей! Не верьте никому! Просто верьте в себя, в мощь своего рассудка, в силу своей логики. Критическое отношение к себе и своим собственным произведениям – это нормальное качество любого пытливого ума!
Все мои критики и близко не подходят к тому уровню беспощадной критики, которой я подвергаю собственную деятельность.
Иногда на тренингах с учениками я предлагаю посчитать риски, присутствующие в их „проектах” или даже в самых заурядных бытовых ситуациях.
Там где начинающие обнаруживают от 2-х до 5-ти рисков я демонстрирую им на порядок больше. Здесь весьма поучительна история с проверкой школы одного, без преувеличения – выдающегося, педагога, директора. Вкратце воспроизведу её не называя имён, чтобы не задеть чьи-либо интересы. Для меня лично эта история стала великим уроком на всю жизнь.
В городе К было десять школ, в двух из которых работали замечательные, очень сильные директора. Эти школы соперничали между собой по всем направлениям. Заведующий гороно (городским отделом народного образования, а проще – начальник этих директоров) должен был уходить на пенсию и стоял вопрос, кто из этих двух пойдёт на повышение. Директора эти были разного пола – мужчина и женщина. Женщина гонку за власть выиграла и была назначена заведующей гороно. И первым своим шагом она решила „проверить” школу соперника, что называется „на всю катушку”. Школа Мужчины подверглась так называемой ФРОНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКЕ. После таких проверок весьма часто следуют серьёзные оргвыводы. Видя, как много инспекторов посещает школу, и понимая, какой „документ” готовится директор Мужчина собрал педагогический совет и попросил педагогов самостоятельно написать подробные анализы своей деятельности с беспощадным перечислением и критикой собственных недостатков.
По итогам „фронтальной проверки” в областное управление ушла „Справка” от гороно, содержавшая перечень из ста девятнадцати выявленных серьезных недочетов в организации учебно-познавательной деятельности учащихся. А следом ушел Отчет самой школы, содержавший такой замечательный текст:
-проведенная фронтальная проверка не оказала педагогическому коллективу школы никакой помощи, поскольку плохо работавшие проверяющие с трудом обнаружили 119 недочетов в нашей работе, тогда как сам педагогический коллектив видит более шестисот недостатков и имеет свою собственную программу последовательной системной работы по их устранению!
В итоге новую заведующую строго предупредили о недопустимости впредь и более фронтальные проверки на школу Мужчины не насылались.
Вот именно в таком режиме беспощадного самоанализа я и привык работать. И побасенки о „психиатрическом стане” для меня давно стали пустым звуком, явным свидетельством поражения оппонентов в споре. Человеческий организм устроен очень мудро и прекрасно саморегулируется. Необходима очень серьезная поломка в соматическом статусе, чтобы произошли серьёзные нарушения психики. Без нарушений в соме (в теле) нет нарушений в психическом статусе. Вот, пожалуй, и всё.
Понятно, что мои оппоненты не переставали пытаться адресоваться к этой теме, но безуспешно, и оттого были особенно безутешны!