Шары и увольненье

Семенов Андрей Геннадьевич
  На присягу ко мне приехали мама с братом.
  Все курсанты построились на плацу, и действо началось.
  Очередной новобранец выходил вперед и, опираясь на висевший у него на груди автомат, читал по листикам из папки Торжественную Клятву:
  - Я, такой-то и такой-то, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь…
  Что там было написано дальше, не помню.
  Но, скорее всего, обещание свое все выполнили. Я не слышал, чтобы кто-нибудь стал шпионом или предателем.
  Мама с моим младшим братом приехали не одни. В Самаре жил сын маминой подруги Миша Белов. Он учился в Авиационном институте. Там же и женился на своей однокурснице Тане. Жили они в общежитии. Миша с Таней тоже смотрели на мое приобщение к воинскому братству.
  Я вспомнил, что когда я еще учился в начальных классах, мы ходили к Беловым в гости. Взрослые сидели за столом, а мы в другой комнате в темноте смотрели диафильмы.
  Миша, как старший, крутил колесико и читал нам сказочные истории. А мы с его братом Сергеем, моим ровесником, зачарованно смотрели на стену, на меняющиеся цветные картинки.
  Потом Миша вытаскивал пленку диафильма, и начинались военные действия. Луч диаскопа становился прожектором. А мы с Серегой были разведчики и прятались за диваном и стульями. Мы перебегали по комнате, а луч прожектора нас вылавливал.
  - Ту-ту-ту! – «стрелял» Миша. – Вы оба убиты!
  - Нет, мы только ранены! – кричал Сергей.
  Начинались споры, какие бывают, по поводу правильно или неправильно забитого мяча в футболе.
  Когда присяга была всеми принята, и мы дошли до своей казармы, я, наконец, смог обнять своих родных.
  - Андрюшка, сейчас к Мише поедем, - сказала мама. – Я тебе всяких вкусностей привезла.
  Но, как оказалось, обещанное всем увольнение было отменено. Общаться с приехавшими родственниками и знакомыми можно было только на территории полка.
  - А я ведь с собой не взяла ничего! – расстроилась мама. – Все у Миши осталось. А кто это решает, что никого не отпускают?
  - Командир полка, наверное, - сказал я. – Вон он стоит в центре площади.
  Командир полка стоял, окруженный офицерами и, яростно жестикулируя, что-то им выговаривал.
  - Подожди-ка, - сказала мама и пошла прямо к ним.
  - Может, получится, - сказал мой братишка Ромка. Я в этом сомневался.
  Командир полка у нас был бывший «афганец». Несколько лет принимал участие в боевых действиях. Был немного глуховат от полученной контузии и на офицеров орал мало не покажется.
  Мама подошла к кучке офицеров и начала что-то говорить полковнику. Через несколько минут она уже шла обратно в сопровождении нашего командира роты Хизбуллина.
  Хизбуллин подошел ко мне:
  - Командир полка разрешил тебе пойти в увольнение. Пойдешь в роту, у сержанта получишь парадную форму и инструкции.
  Я не верил своим ушам! Вот так мама!
  Бегом побежал в казарму. В каптерке сидел младший сержант Голод и что-то шил. Наверное, ушивал штаны.
  Голод выслушал меня и достал парадную форму.
- Шары принеси.
  - Шары?!!
  Голод оторвал голову от шитья и внимательно посмотрел на меня.
   - Шарилка что такое, знаешь?
   - Да.
  Шарилкой назывался солдатский буфет.
  - Вот, шары – это то, что там продается. Понял, нет? Пирожки, булочки и все такое.
  - Понял! Принесу обязательно!
  И я побежал переодеваться.
  Мы поехали к Мише в общежитие.
  - Сейчас покушаем, потом погулять можно сходить, - сказала мама.
  - Хотите, на Волгу съездим искупаться, - предложил Миша.
  - Конечно, хочу! – сказал я.
  У Миши с Таней была уютная комнатка. Таня поставила чайник, мама достала привезенное угощение. Я был счастлив!
  После еды меня как-то очень быстро разморило, и я стал клевать носом.
  - Приляг, приляг! – сказала мама. – Одежду верхнюю можешь снять.
  Я снял парадный китель и рубашку и лег на мягкую подушку. У мамы при взгляде на мою худобу и большую, не по размеру, майку, на глазах показались слезы.
  Мне снилось, что я дома. В школу сегодня не пошел, немного болело горло. Я предвкушал хороший день – буду дома один, можно целый день лежать на кровати и читать!
  Во сне время течет по-другому. Я не успел ничего прочесть и проснулся.
  Солнце клонилось к закату. Увольненье заканчивалось.
  До полка доехали уже с опозданием. Я бежал по асфальтированной дорожке. В руках у меня была большая сумка.
  Весь полк стоял на плацу. Шла вечерняя поверка.
  - Политрук Сергей Ростов!
  - Я! – ответил кто-то из нашего взвода.
  - Навечно зачислен в списки части! Рыбкин!
  - Я!
  Успел! Меня еще не зачитали!
  Сержант Синюков показал мне кулак.
  После поверки все двинулись в казарму. Я вытащил из сумки пакет для сержантов и отдал Голоду:
  - Вот, товарищ сержант! Все принес!
  Голод взял пакет, взвесил его в воздухе и сказал:
  - Так держать!
  Сержанты ушли к себе с моим пакетом, а я поставил сумку в центре комнаты и стал выкладывать на табуретки мамины пироги, булки, сметану, варенье.
  - Вот, угощайтесь!
  Ребята не заставили себя упрашивать. Налетели, только шум стоял.
  Подошли Туктаров и Франт из первого взвода. На лицах у них были скромные улыбки:
   - А можно мы тоже?
   - Да, конечно.
  Первовзводники ввинтились в жующую кучу.
  Я один ходил вокруг, как неприкаянный.
  «А ведь неизвестно, когда еще придется поесть маминой еды», - пришла вдруг мысль.
  - Эй, а мне-то оставьте! – закричал я.
  И стал работать руками и локтями, пробираясь к остаткам пирожков и колхозной сметаны.