Сказ о родном языке и родной речи

Вениамин Бушмелев
Вы спрашиваете почему я решил написать книгу «Сказы о родной речи для малышей и их родителей»? Да потому, что во-первых, по долгу службы,  уже более 50 лет мне приходится  ежедневно общаться с детьми и меня всегда поражает  их  искренний интерес и пытливость к познанию. Особенно это характерно для детей дошкольного и раннего школьного возраста.
Во-вторых, мой внук Сережа, очень любознательный мальчик, задавал много вопросов по происхождению тех или иных слов и мне приходилось на них отвечать. Уже в 3,5 года он довольно бойко самостоятельно читал. И однажды он предложил: «Дедушка, ты  лучше напиши мне все то, о чем рассказывал,  я прочитаю и лучше пойму, и запомню». Я  выполнил его заказ, сел и написал эту книжку.  Когда сам внимательно посмотрел  что получилось, посчитал - это должно быть достоянием всей пытливой и любознательной ребятни. Я очень люблю вас дети, хочу, чтоб вы были здоровыми, умными и грамотными.

Так что, в добрый путь, мои юные друзья! Перелистывая страницы этого произведения, мы вместе с родным языком пойдем за новыми знаниями,  запомним новые и старые понятия  о родной речи и об языке на котором говорим.

ИТАК, СКАЗ О РОДНОМ ЯЗЫКЕ И РОДНОЙ РЕЧИ

Язык – это способность говорить и писать, выражать свои мысли устно или в письме. Язык является важнейшим средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Русский писатель Владимир Галактионович Короленко писал: «Язык дан человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, - другим людям».

Один из первых русских историков-писателей Николай Михайлович Карамзин указывал, что богатство языка – есть богатство мыслей. Педагог-писатель Лев Васильевич Успенский подтвердил: «Язык – это удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли. Именно в языке эти мысли закрепляются, и каждая в отдельности, и все мысли человечества в их величавой совокупности».
 
С самого раннего детства вся жизнь человека неразрывно связана с языком. «Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык. Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими людьми. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь» – писал в своей книге «Слово о словах»  прекрасный педагог и писатель  Лев Васильевич Успенский.
 
У разных народов и народностей свой язык и своя речь. Язык – духовное богатство народа. «Сколько я знаю языков, столько раз я человек» - отмечает народная мудрость. «Но богатство остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты.  Чем глубже человек познает оттенки родного языка, тем больше подготовлен к овладению языками других народов», - подчеркивал виднейший ученый-педагог Василий Александрович Сухомлинский.

Наш родной язык, с помощью которого мы говорим, общаемся между собой и письменно отражаем свои мысли, называется русским.

«Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности, и образования каждого из нас» - писал русский поэт и литературный критик Петр Андреевич Вяземский. «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся  и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни»  - вторил этому изречению мастер лирической прозы  Константин Георгиевич Паустовский, - «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы  передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых,  для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Знаменитый литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский в своих публицистических очерках указывал, что русский язык один из богатейших языков в мире.  « В русском языке все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых и до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно,» - писал великий писатель  Николай Васильевич Гоголь.
Таким образом, мы с вами установили, что русский язык - самый прекрасный язык в мире.

Раньше любого иностранца, который не умел говорить по-русски, называли немым, немтырем. От них произошли слова «немчура, немец».
Владимир Иванович Даль в  “Толковом словаре живого великорусского языка” объясняет, что всякого иностранца с запада, европейца, не говорящего по-русски, в частности, германца, местами и доныне в народе называют немым или же немцем. Вот и повелось, что в России  жителей Германии сейчас называют не германцами, а немцами.
 
Словесное изречение для передачи мыслей своих, в которых есть определенный смысл, выраженное устно или письменным путем, называется речью.
Речь во всем живом мире присуща только человеку. Речь - один из видов общения человека  путем использования средств языка с другими членами общества, в котором он живет. В. И. Даль объясняет, что речь -  это «что-либо выраженное словами, устно или на письме; предложение, связные слова,  в коих есть известный смысл». Обратите внимание, он подчеркивает фразу: «связные слова, в коих есть известный смысл»!  Вот этим и отличается общение человека с человеком от всех остальных индивидуумов живой природы.
 
Природа не беззвучна, в ней нет абсолютной тишины. Мы же видим, как между собой могут общаться и животные, и птицы, и рыбы, и деревья, и даже травы.  Например,  когда вы выходите гулять за город, то явственно слышите шелест травы и шум листвы деревьев. Это они «разговаривают» между собой и  с ветром.  И журчание ручейка,  и плеск воды в реке, и шум  морского прибоя -  все это  звучание  природы, её разговор.

Все животные общаются между собой с помощью различных звуков. Грозный рык издают хищники. Это угроза их добыче и их противникам. Панические крики птиц раздаются,  когда их гнезду, в котором находятся  птенцы, угрожает беда.  Трели соловья и щебет скворца – это призывная песня своей подруге. А вы прислушайтесь к звонкому стрекотанию кузнечиков на зеленом лугу в знойный июньский день. И вы явственно услышите их «разговор», их звучные песни.  Это же настоящая симфония, посвященная живой природе и радости жизни!
 
Можно привести ещё массу примеров, но следует понять, что  общение  представителей живой природы отличается от людского общения тем, что животные не обладают речью и у них отсутствует сознание. Все издаваемые ими звуки представляют  условные сигналы, отражающие  или угрозу, или панический страх, или призыв к себе подобным. В науке это называют первой сигнальной системой. Это форма непосредственного отражения действительности в виде ощущений, восприятий и ответной реакции любого организма. Первая сигнальная система формируется при воздействии всевозможных раздражителей:  света, звука, боли, чувства голода, страха, ответственности за свое потомство и других проявлений.  Она  образовалась для каждого вида живой природы очень давно, в глубокой древности и передается от родителя  к потомкам по наследству.

Сознание – это человеческая способность мыслить, ясно понимать действительность. Сознание всегда  связано с речью. Знаменитый ученый физиолог Иван Петрович Павлов назвал это явление второй сигнальной системой. Он считал, что только человеку свойственно мыслить, воспринимать чувства, фантазии, суждения,  иметь предпочтения в любви и ненависти, радости, огорчения и сомнения. По  учению И.П. Павлова только человек, в отличие от животных, обладает осознанной памятью, чувством юмора, волей, желаниями и их решениями. Вторая сигнальная система формируется при воздействии речевых сигналов, их словесного обозначения и возникает на основе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. Возьмем самый простой пример.  Мама тебе читает эту книжку и,  таким образом учит мыслить, думать, мечтать, то есть развивает у тебя вторую сигнальную систему.

Под словом «речь» понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, которые закрепляются памятью или письмом).