Серебряное Царство

Гончар
/Так называемый "Колосс на глиняных ногах" представляет из себя гигантский квант времени, который внутри себя делится на пять отрезков (этапов) времени: Золотое, Серебряное, Медное, Железное и Глиняное Царства/.
****
В начале см. этап 1 - "Золотое Царство"  http://www.proza.ru/2014/11/23/12
 
           ЭТАП ВТОРОЙ - СЕРЕБРЯНОЕ ЦАРСТВО
           /его поведенческая характеристика/
 
 Серебряное Царство Руси, медленно поднимаясь из праха, начинало
свое развитие с античной формы рабства в ее азиатском исполнении.
Вскоре на обескровленную монголами Русь напали еще и полчища немецких
рыцарей – крестоносцев. Им хотелось прихватить себе ее западные земли,
а покоренное население обратить в свою католическую веру. Но такого
надругательства над православными чувствами никакая светлая душа
славянина выдержать уже не могла.

Заручившись согласием  и поддержкой в Золотой Орде, борьбу с рыцарями начал многодетный суздальский князь Александр (Невский). Его-то и можно считать первым духовным лидером и основателем Серебряного Царства, придавшим древней Руси столь необходимую идеологическую направленность. В дальнейшем, его младший сын Даниил Александрович превратил Москву в духовный центр всего Царства.
 Еще очень маленький город Москва стал столицей всей Руси, что поначалу оказалось выгодно ордынскому хану. Так, войдя к нему в доверие, внук Александра Невского - Иван Данилович Колита вызвался лично собирать дань для Золотой Орды. Получайте, мол, свою дань с доставкой на дом. Так ему удалось укрепить и возвысить экономическое влияние Москвы над всеми княжествами.
Ордынские баскаки стали реже наведываться на Русь за новыми рабами. Русь из рабства вновь стала медленно переползать на более высокую ступень феодальной формации, лозунг которой: «плати полагающуюся дань и живи спокойно». Но, не тут-то было! Новый хан Мамай вдруг решил, что Русь стала богатеть быстрее, чем его Орда. Что многие из его верноподданных татар перешли на службу к московскому князю. А сама Москва перестроена в неприступную  белокаменную крепость.
В гневе пошел Мамай стирать с лица земли русские города и сёла, как это
делали его могучие деды и прадеды. Но навстречу ему, на поле Куликово
вышел молодой московский князь Дмитрий (Донской). Их войска встретились
и родной внук Ивана Колиты, будучи правнуком Даниила Московского и
праправнуком Александра Невского, не посрамил гордую ветвь династии
Рюриковичей и решительно разбил свирепого Мамая.

Это сражение стало переломным в национально освободительной борьбе русского народа против иноземных поработителей. Именно тогда победители впервые осознали себя единым русским народом, а не жителями отдельных княжеств.
Однако, через два года новый хан Тохтомыш со своей конницей осадил Москву, грозно ощетинившуюся первыми на Руси деревянными пушками, окованными железом. Не дожидаясь, пока Дмитрий Донской приведет из Костромы наспех собранное войско, хан хитростью ворвался в ворота белокаменного Кремля и, устроив там дикое побоище мирных жителей, безнаказанно ускакал в свои степи.

*** С гибелью города Москвы, Серебряное Царство Руси получило смертельный удар в самое сердце и стало медленно разрушаться. Вся его экономика держалась на страхе «античного» рабства. Но Орда теперь сама страшилась осмелевших росичей. А у тех страх перед ней исчез, но нарушились централизованные поставки налогов, питающие государство.

 Без Дмитрия Донского, умершего от внезапного сердечного приступа, исчезло и государственное единоначалие. Между удельными князьями установился некий гражданский паритет. Они и в Орду за ярлыками не ездили, и оброками с Москвой не делились, и главенство ни за кем над собой не признавали. Даже отражая иностранную агрессию, они сами выбирали между собой наиболее талантливых полководцев, создавая добровольные полки из крестьян и ремесленников, и даже вооружали их в складчину на собственные деньги. Ну, чем не демократия?
 Тем не менее, пока Москва целых сто лет самостоятельно поднималась из руин,
 государственный организм, оставаясь без централизованного управления, постепенно разладился. Начались тихие времена застоя.
Быстро отвыкшие от рабского гнёта, крестьяне теперь сами оговаривали с помещиками оптимальную величину налогов. В поисках «сладкой» жизни, многие крестьяне тогда жили на (тележных) колёсах. И, если размер оброка кого-то не устраивал, он переезжал в другое поместье. Там возводил себе на зиму землянку, а весной засевал боярское поле на правах аренды.

Конечно, в условиях подобной демократии, очень больших, как при Орде, налогов взимать с крестьянина было невозможно. А без больших налогов, государство – не могло стать Третьим Римом, как предсказывала Софья Палеолог - византийская жена Ивана третьего. Но ее родной внук - первый русский царь Иван четвертый (Грозный), создав опричную службу, сумел вновь поселить страх в душах своих подданных. При малейшем подозрении, он казнил бояр, конфискуя всё их имущество, чем значительно увеличил собственную казну.
 Однако содержать служивый люд лишь на народные «пожертвования» невозможно. И, чтобы увеличить оброк, потребовалось закрепостить неоседлую чернь на землях бояр. «Вот, тебе, бабушка, и Юрьев день!»,- чесали затылки крестьяне, услышав указ царя Бориса Годунова о своем крепостном бесправии. Зато, с кочевой жизнью на Руси было покончено.

После смерти Бориса Годунова, утратив всякую духовную основу, феодальная Россия погрузилась во мрак смутного времени. Чуть подросшие сельские буржуазные  отношения окончательно разрушились. По сути, государство никак не могло разродиться Царством Медным, а в таком положении его можно было взять «голыми руками».
 
Так, почувствовав легкую наживу, вместо монголов, на русские богатства польстились польские паны. Страна вновь превратилась в чужеземную колонию, управляемую царями–марионетками. Но, ни один Лжедмитрий, посаженный Польшей на ограбленный русский трон, на нем не прижился. А подвиг простого крестьянина Ивана Сусанина породил столь необходимую новую духовность: «ЖИЗНЬ ЗА (доброго) ЦАРЯ!», подхваченную всем народом. Так возникло новое триединство двух классов (V+C) и купеческого (буржуазного) сословия(m).
А богатый гражданин Минин и князь Пожарский стали символом народного освободительного движения. Вновь, как при Александре Невском, православие изгнало католиков за пределы земли русской. А на престол возвели избранного царя Михаила Романова. С этого момента на Руси и началось развитие Царства Медного.
***   ***   ***
***
На стыке между Серебряным и Медным Царствами нация великороссов породила малороссов и белорусов. Юго западная окраина России, (впоследствии Украина) где с польским войском бились свободные духом запорожские казаки, еще сто лет оставалась под влиянием польского католицизма. За эти сто лет, находясь вдали от московской власти, казацкие селения сами прониклись образом жизни польских панов. Родилась своя идеология, то есть, представление  о благе. А благом для казака были земля и воля. Порукой же тому были гетманы, которым  командовать казацкой общинной вольницей без указа «москалей» казалось слаще меда.
Так гетман Мазепа, попав под влияние католицизма, затеял отделить окраину от России,- кто раз изменил православию, не один раз изменит и данной царю присяге. За это царь Пётр I приказал отлить для предателя тяжёлый серебряный орден Иуды первой степени для пожизненного ношения на шее...
 
Так, в веке 16-том, зародилась вольная нация украинцев. А уже через три столетия юные малороссы получили из рук так называемого "старшего брата" свою республику, а за тем и государство, прихватив из-под носа либеральных демократов часть российских земель. «Нехай» развиваются, всё-таки, братья по крови. Лишь бы не предавали. Но, повторяя библейский сюжет, "средний брат" вскоре стал претендовать на первородство, заявляя о ещё большей древности украинской нации и её языка, который возник из древнерусского при сложении его с польским и частичными вкраплениями слов немецких...

*** Похожим образом, только без братских измен, сложилась и нация белорусов. А когда в их просторные степи царь завез клубни картофеля, они в шутку стали называть себя нацией «бульбашей».
По территории Белоруссии также прокатилось немало войн, пришедших со стороны западных агрессоров, от чего постоянно гибла значительная часть населения. Но стойкости и мужества белорусам не занимать, после чего стали говорить, что "белорус это тот же русский, но со знаком качества".
***  ***  ***

*** И так, на рисунке (в той же самой системе координат) одно за другим уложились уже два Царства. Контуры Серебряного Царства (в точках 5,6,7,8,9) идентичны контурам ниже лежащего Золотого Царства (в точках 1,2,3,4,5).

 В свою очередь и (третье) Медное Царство (династии Романовых) опишет аналогичную «загогулину» и окажется над Серебряным Царством. Следом за ним появится петля (четвертого) Царства Железного (СССР). А  над ним обозначит свои контуры (пятое по счету) Глиняное Царство (буржуазно-демократическая Россия).

 И повторим, что именно на стыке между Серебряным и Медным Царствами нация великороссов породила малороссов и белорусов. Почему? Да по тому, что слишком огромной была осваиваемая вначале славянскими племенами, а затем княжескими родами территория, чтобы удержать язык в единых рамках развития. Но все друг дружку прекрасно понимают.
/Гончар/
***
Далее см. "Медное Царство"  http://www.proza.ru/2014/11/21/17