Римская штучка Ч. 4

Олег Маляренко
Начало: http://www.proza.ru/2014/11/11/650

В конце июня Тимофей вместе с Ириной и Дашенькой прибыли в Героевское. Впервые им предстояло  отдыхать без деда Ильи. Минул год как он ушёл из жизни. Дом без хозяина выглядел печально и тоскливо. Чтобы привести его в жилой вид, следовало основательно потрудиться. А пока семья отправилась на пляж, где провела весь день под жарким крымским солнцем.

Вечером им нанёс визит вдрызг пьяный дядя Филипок, как Тимофей называл двоюродного деда Филиппа. Он плюхнулся на диван со словами:

- Тимоха, говорят, что братан Илюха передал тебе золотишко…
- Кто говорит?
- Да все…
- И что с того?
- Так тебе надо со мной поделиться… Он всё-таки мой братан…
- Что брат, так это точно. А что ты хочешь от меня?
- Отступные…
- Так ты их можешь получить от тех, кто говорил о золоте.
- Ладно… Не надо мне золота… Давай деньгами…
- И сколько ты хочешь денег?
- Сто тысяч рублей…
- Не дурно! А на меньшее ты не согласен?
- Могу согласиться и на десять тысяч…
- Это уже лучше. Ведь всё равно пропьёшь.
- Не… Мне надо на лекарство…
- А чем ты лечишься?
- Водярой… Ладно… Давай тысячу…
- Вот что, дядя Филипп, даю тебе десять тысяч рублей. Только запомни, что я тебе ничего не должен, как и ты мне. Постарайся пропить эти деньги не сразу.
- За это будь спок… Племяш, давай я тебя обниму!
- Не надо! У меня жена ревнивая.

Все дружно засмеялись. А дядя Филипок получил деньги и скрылся на высокой скорости.

Определённо, он что-то знает об орле, только неизвестно, что именно. Возможно, это он его искал в квартире деда, но доказать такое невозможно.

Все работы по наведению порядка на вилле, как Тима называл дачу, он по-мужски взял на себя, предоставив девочкам больше отдыхать. Соседи предлагали свою помощь, но он от неё отказался.

Многое в доме дед сделал своими руками: изящная резная полочка в ванной, грациозная женская фигурка из тёмного дерева и лепной плафон в гостиной. При этом в доме было много лишних и ненужных вещей. У многих стариков появляются привычки сохранять различные вещи даже тогда, когда они находятся в нерабочем состоянии. Тима удивлялся обилию таких предметов в хозяйстве деда.

Подошла очередь и до антресоли, расположенной так высоко, что добраться до неё можно было только по приставной лестнице. Здесь скопилось множество старых журналов, которые за ненадобностью следовало убрать. Дальше располагались книги, в основном по искусству, и альбомы с рисунками, а за ними коробки с инструментами. Завершала убранство антресоли тяжёлая металлическая коробка.

Такая необычная находка вынудила хорошо с ней разобраться. Среди инструментов преобладали штихели с круглыми деревянными ручками. А содержимое металлической коробки заставило Тиму вздрогнуть. В ней лежала завёрнутая в ткань аквила, покрытая неравномерно распределённой неровной патиной.

С трепетом Тимофей взял в руки чудесную находку. К сожалению, у аквилы было оторвано левое крыло, хотя это её не сильно портило. Вот она, та самая, которую дед раскопал при рытье колодца! Значит – римская аквила – не миф. Вот так штучка!

Тимофей стал внимательно рассматривать её. Сходство с золотой аквилой было несомненным, хотя она была бронзовой. И тут до внука дошло, что дед сделал точную копию с восстановлением недостающих частей и заменой бронзы на золото.

Сердце Тимы стучало, адреналин бил в голову, и его распирало от того, чтобы поделиться такой великой радостью. Конечно, с женой и дочкой. Он привёл в порядок вещи и быстрой походкой поскакал на пляж.

Туман, связанный с аквилой, постепенно стал рассеиваться. Бронзовая находка, вероятно, подлинная римская, хотя это ещё надо доказать. Она может стать единственной, дошедшей до наших дней.

Имея золотые руки и светлую голову, дед Илья отлил золотую аквилу, а затем при помощи инструментов придал ей необходимые формы. Копия выглядела даже лучше оригинала, и не только потому, что была полной, и каждоё пёрышко было тщательно обработано, но и вид орла стал более грозным. Скорее всего, он её делал в одиночку и в полной тайне. Остаётся догадываться, что дед собирался сделать с аквилой и её копией. Вряд ли он считал бронзовую аквилу ценной, а золотой копией дорожил. Подобно пушкинскому Скупому рыцарю дед Илья замуровал золотое изделие в подвале, возможно, периодически любуясь им. Это уже было на грани разумности, но осуждать его за это ни у кого нет права.

Неизвестно, откуда дед взял такое количество золота. И вряд ли кто узнает об этом наверняка. Есть предположение, что золото, чудом сохранённое, принадлежало его отцу Христофору Колумисовичу. Прадед был богатым землевладельцем не только в Крыму, но и в Приазовье. Ему принадлежали дома, виноградники и суда.
 
Следующим днём Тимофей отправился в музей к Дмитрию Архиповичу. Ни слова не говоря, он выложил аквилу на стол и развернул её. У учёного глаза полезли на лоб, а руки затряслись, когда он увидел артефакт. Он стал его пристально рассматривать.

- Это та аквила, которую раскопал ваш дед? – спросил он.
- До конца не уверен, но вполне вероятно.
- Немедленно звоню Евгению Оскаровичу. Пусть немедленно приезжает. Такие открытия делаются раз в триста лет.
- Думаю, что он прилетит не позднее завтра.
- А что вы собираетесь делать с аквилой?
- Я решил подарить её вашему музею. То, что найдено на керченской земле, должно там же и выставляться.
- Дорогой Тимофей Константинович! Буду искренне признателен вам за такой щедрый дар!
- Считайте, что это дар от моего деда. Будь он жив, то сделал бы то же самое.


На этот раз экспертиза неопровержимо доказала, что бронзовая аквила была подлинной и относилась к периоду расцвета Римской империи. СМИ всего мира словно сошли с ума, и в течение нескольких дней картинки аквилы мелькали на экранах телевизоров, а в газетах помещались её фотографии.

Надо отдать должное такту и мудрости деда. Он не стал удалять патину с найденной вещи, не пытался приделать крыло вместо утерянного, а оставил её в прежнем виде. Древний предмет мог видеть Иисус Христос при своей земной жизни.

В копию из благородного металла, тонкой и прекрасной, дед вложил свою душу.

Как и обещал, Тимофей передал дедову находку Керченскому историко-археологическому музею, где она стала самым ценным экспонатом, привлекая толпы посетителей. И это, невзирая на отсутствие левого орлиного крыла.

Золотая аквила стала также экспонатом музея, но Золотой кладовой Эрмитажа. В табличке сообщалось, что это копия римской аквилы. Автором её был назван Илья Триандафилиди. Помещённая за толстым стеклом и освещённая фонарём, римская реликвия неизменно приковывает взгляд. Что касается надписи, внесённой дедом «AC MTS», то, вероятно, это зашифрованное обращение к потомкам. А имя дарителя прекрасной копии знают только несколько человек.

Дедушка Илья, хотя и посмертно, удостоился славы, которой не хватало ему при жизни.

При каждом посещении Керчи Тима обязательно заходит в известный ему музей. Глядя на аквилу, он вспоминает не только деда, но и другую ущербную скульптуру, которую видел в парижском Лувре. Это знаменитая Ника Самофракийская.

У неё отсутствуют голова и руки, а правое крыло реконструировано из гипса. Многократные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешными, все они портили шедевр. Эти неудачи заставили признать: Ника прекрасна именно такая, совершенна в своём несовершенстве.

Аквила продолжает жить и в наше время, преобразившись в полковое знамя, символ чести воинов.