Любовь и слёзы Короткое счастье

Анна Дмитриевна Степанова
      Слава Богу, в той ужасной войне пуля не коснулась моего отца. Но было так тяжело, что он не писал с финского фронта. Интересно, настанет ли когда-нибудь время, когда каждая человеческая жизнь будет ценится как самое дорогое, что может только быть?
      Отец вернулся живой и невредимый. В Казани его ожидала приятная новость - мама была, как говорят, в интересном положении. Они с нетерпением ждали пополнения и решили, что рожать она поедет в Анапу под опеку Валентины Антоновны.
      В начале июля 1940 года они поехали в Анапу. Мне уже было 1 год и 10 месяцев, что-то говорила. Дедушка очень гордился внучкой. Как водится, учил стишки со мной, подготовили трогательное выступление – топатушечки, песенки. Мама вспоминала, что Дмитрий Иванович был на этот раз к ней внимательный. Это было, пожалуй, самое счастливое время в их совместной жизни. Мама рассказывала: «На второй день встали с Димой рано-рано и пошли к морю. Волны спокойно, мерно плескались о берег. Лёгкий морской ветерок нежно ласкал наши тела. Морской запах на рассвете просто опьяняющий, ни с чем не сравнимый. Дима обнял меня и приложил руку к животу. «Кто-то стучится. Скоро, скоро на волю». На Востоке загорелась заря. Небо стало кроваво-красным. И вдруг мне показалось, что в море кровь, море крови. Я прижалась к Диме и заплакала.
-Мамочка, что с тобой?
-Мне страшно.
-Посмотри, какая торжественная красота. Я давно не был так счастлив.
Но меня давили слёзы. Появился озноб, я вся дрожала мелкой дрожью.
-Может быть началось? Пойдём осторожно к Валентине Антоновне.
      Валентина Антоновна старалась успокоить меня: «В таком положении всякое бывает. Ты сейчас старайся быть спокойной». Через неделю я попала в роддом. На этот раз роды прошли благополучно. Родился богатырь Славик 3 кг. Сколько было ликования! Ого-го!» Чуть было не забыли про меня. Только не дедушка. Дмитрий Иванович ходил очень гордый, но моей ручки не отпускал. Купали Славика бабушка с Дмитрием, а маме подавали готового. Не каждая женщина так запеленает, как папа. На этот раз у мамы было молоко, она садилась кормить Славика грудью, а папа напротив сидел и ликовал, как ликуют отцы, у которых рождаются сыновья. Такая идиллия. От любопытства приоткрывалась дверь и заглядывала я - ведь интересно! Но дедушка брал меня на руки, и мы шли заниматься своими делами.
      Через 2 недели папа вернулся в Казань. Вскоре, в начале августа 1939 года, 86 дивизия была дислоцирована к новой западной границе, к так называемому Белостокскому выступу в город  Цехановец. Первое время отец жил один. Этот маленький, живописный городок, окружённый лесом, с речкой посередине сразу пришёлся ему по душе. Однако привыкать к новой обстановке было непросто. Чувствовалось явное враждебное отношение поляков. Но постепенно благодаря тому, что отец любил детей любой национальности и всегда чем-то угощал их, а потом приводил толпами домой, он начал завоёвывать доверие. Дети хозяйки и племянники, как только Дмитрий приходил домой, тут как тут. Они и к речке вместе ходили, иногда рыбачили, иногда все гурьбой в лес за грибами… Лес там удивительный: огромные вековые дубы. И в прятки наиграются, и какой-то гриб принесут. Отношения в доме потеплели. Тогда отец поехал в Анапу и привёз семью. Хозяйка пани Влада часто ходила на базар и делала покупки для нашей семьи. Ей как местной жительнице удавалось лучше сторговаться, да и маме непросто было оставлять двоих детей. Смирились, сдружились - жить можно. Но всегда с оглядкой: ведь всё-таки граница. Поневоле напоминает: если завтра война?! Что будет с нами?