На краю земли

Сергей Демченко
   Канадская тундра -  безлесая , голая земля, раскинувшаяся на тысячи километров за полярным кругом, земля тысячи озер, белесых лишайников, разбавленных редкой зеленью обломанных пихт и непуганных зверей.

  Смятым  коричнево-седым , лохматым ковром медведь лежал на  задавленном и наполовину съеденном карибу. Гризли спал . Спал очень крепко.

  Светлая шкура карибу, неровными клиньями укрывая темный , сырой , прибрежный песок, сползала в воду и на обрывках  ее , в прибрежных волнах ,болталась голова с рогами. Волны путались в многочисленных отростках рогов, пенясь и булькаясь, подбрасывая и выталкивая голову на берег и откатывая ее обратно..

  Оба они , и распластанная на песке, полусъеденная  жертва , и насытившийся зверь закрыли собой узкую полоску прибрежного песка, бегущего вдоль береговой линии озера, ниспадающего одной стороной в воду , а второй уходящей от берега в поросшую мхами ,лишайниками и прочей мелкой растительностью тундру.
 
   Вдали , на уровне горизонта неторопливо прорысили пара карибу. Их силуэты рельефно выделялись на фоне синего неба. Минутами позже , в той же стороне и на той же дистанции прошел еще один. Бык был хорош! С громадной короной рогов, он медленно уплыл в том же направлении.

    В этом месте полоска берега сужалась до длины прыжка нападающего хищника , что делало это место идеальным для засады всех хищников, в том числе и человека.

  Холодок медленно пополз по моей спине, когда я ясно вспомнил , как вчерашним вечером, я тщательно изучал именно этот участок береговой линии с ребусами следов волка ,россомахи , карибу и медвежьих. Вспомнил так же ,как мой гид медленно ,но уверенно поторапливал меня оставить это место и плыть к лагерю. Я подчинился его интуиции и мы ушли, но я помнил его обеспокоенное лицо, когда он говорил мне , что гризли , живущие здесь , в тундре, совсем не такие , как  живущие в горах Британской Колумбии. Многие из них, никогда не видившие человека, не испытывали чувства страха при встрече с ним. Находясь на высшей ступени кормовой цепочки и не имея потенциальных врагов здесь , они и человека воспринимают как источник пищи, не более того.Только гризли может навести террор здесь в тундре , только он, он здесь Хозяин.

 Гид заметно нервничал ,объясняя все это мне на узкой песчанной полоске, внимательно изучающему следы, нервно сжимая в руках свой карабин. И только сейчас я понял – ПОЧЕМУ.

  Даже протрусивший на фоне закатывающегося солнца огромный бык с прекрасными рогами не вдохновил его. Он скрылся в направлении своих предшественников в темнеющей тундре, оставляя нам надежду на следующую встечу.

  Только лишь поэтому мы и оказались на следующее утро на том же самом месте, с оружием и на легкой аллюминиевой лодке, с подвесным двух сильным моторчиком,в надежде встретить нашего карибу.

  Вместо этого мы встретили медведя...

  Сбросив обороты двигателя , наш гид присматривал удобное место для причала, когда его взгляд уперся в гризли.

  - Медведь! – прошептал он , сразу же заглушив мотор. Легкий ветерок , дувший в сторону берега, медленно подталкивал нашу аллюминьку. Ветер дул прямо на медведя.

 ... Подмяв под себя остатки карибу , медведь продолжал спать. Голова карибу все болталась в набегавшей волне, плескавшейся  в отростках рогов, убаюкивающей зверя.  Он нас просто проспал!

   Инерция и ветер толкали нашу аллюминьку ближе и ближе к медведю. Мы были уже настолько близко ,что видели розовые ребра карибу ,торчащие вверх растопыренными пальцами и остатки подсыхающего темно –красного мяса на вывернутой местами шкуре.

  Медведь спал , не вызывая никаких опасений, как большая плюшевая игрушка и по мере приближения к берегу, я ощущал легкую дрожь в моем теле и конечностях, от близости большого и опасного зверя, пусть даже спящего.

  Охота на тундрового гризли запрещена для всех ,будь ты даже представителем коренного населения. Даже если гризли тебя атакует и ты случайно выживешь после нападения, то тебя все равно похоронят под кипой, охраняющих гризли бумаг.
  Но в то же время , я уверен , что никакие законы не могут остановить гризли , если ОН атакует. Мы для них такой же обед или завтрак , как и все животные населяющие их территорию.

    Повесив на плечо свой трехсотый  магнум и вооружившись фотокамерой , я ступил в броднях за борт. Лодка скользила по мелководью и вода была чуть выше колена.

  Я начал скрадывать зверя , как обычно это делал на охоте, скользя подошвами сапог по дну и стараясь не произвести никакого шума. Отключившись от окружающего мира , я скрадывал спящего зверя , в надежде сделать несколько редких снимков, держа камеру наготове.

  Ветер внезапно закрутил...

     Голая арктическая тундра раскинулась во все стороны, до горизонта, кое-где поднимаясь невысокими голыми холмами , облюбованными местными хищниками  и падая в голубые зеркала озер, населенные гигантскими северными щуками , озерной форелью, не уступающей щукам в размерах и красавцами хариусами. Иногда человек здесь хищник, иногда жертва , а чаще всего и то и другое. Очень трудно уловить  ту грань , когда ты из одного состояния , легко и незаметно переходишь в другое. Не испорченная , не засоренная , дикая природа. По настоящему дикая.

  Я услышал всплеск за моей спиной и легкий щелчок , затем второй. Оба моих компаньона были уже в воде. Их карабины , смотрели мимо меня , на медведя , все еще спящего..

  Я понял , какой я идиот! В погоне за редким кадром, я мог толкнуть всю нашу компанию в большие неприятности. Если зверь проснувшись атакует, то они вынуждены будут стрелять. А вероятность того , что он атакует очень велика. Во-первых , он спящий , во-вторых , на своей добыче. Мы просто убьем зверя, просто убьем и оставим его здесь . Меня просто осенило, насколько глупым и необдуманным было мое желание ступить за борт с камерой.

  Я закивал головой , молча извиняясь и забираясь в лодку. Ребята забрались вслед за мной , сильно оттолкнувшись.

  От всплеска ли, или от шума , медведь поднял голову, затем резко встал на задние лапы, заворчав и замахав передними лапами в воздухе. Он был огромен. Его большой, черный нос, жадно ловил воздух пытаясь определить причину беспокойства. Вдруг он побежал, стоя на задних лапах , спеша и подпрыгивая, в сторону отходящей лодки.

  Невероятно...Громадный , седой зверь бежал на задних лапах , как заправский спринтер, пытаясь догнать лодку. Он остановился прямо напротив нас , грозно уставившись на непрошенных гостей, громко вдыхая ноздрями. Потом ступил в воду..

  Рыкнув , запустившийся мотор толкнул нас от берега , оставив обескураженного спросонья гризли на мели.

  Мы отохотились неделю , так и  не отстреляв нашего карибу, но вволю половив озерную форель. Но этот , спешащий на задних лапах за лодкой гризли, оставил самые лучшие воспоминания о той арктической охоте.