Узбекско-туркменские ориентиры

Революционарио Шер
Официальный визит Ислама Каримова в Туркменистан, состоявшийся 23-24 октября 2014 года, оказался весьма прагиматичным и более рациональным, чем предыдущие встречи узбекского президента с главой соседней республики. Эксперты выдвигают разные точки зрения, увязывая это с ситуацией в Афганистане и выводом оттуда американских сил, а также угрозами стабильности в Центральной Азии как со стороны ИГИЛ/ИДУ, так и России, которая неофициально поддерживает сепаратистские движения на юго-востоке Украины. Но все же данный визит был плодотворным с ясными перспективами сотрудничества. Это связано с тем, что краеугольным камнем стали экономические интересы двух стран, а не капризы политического формата, которые часто проявлялись в двусторонних отношениях. Так, к слову, в 1990-х годах между Сапармаратом Ниязовым и Исламом Каримовым часто перебегала «черная кошка», в итоге резко снижались обороты торговли, транспортных сообщений, миграционных потоков. В 1995 году чуть ли не возникла угроза «холодной войны», однако позже президенты разрулили ситуацию, более того, приняли совместные проекты Серахс-Теджен-Мешхед с увязкой узбекской железной магистрали[1], а также ТРАСЕКА[2], способных интегрировать национальные транспортные коммуникации в мировые рынки, создать новую логистическую цепь в транспортировке товаров и продукции. Однако С.Ниязов оказался человеком, не всегда придерживающийся взятых обязательств, он завышал транзитные ставки, отказывался модернизировать порты на Каспии, чем значительно снизил грузоперевозки Узбекистана в сторону Западной Азии и Европы. Позже опять возникли сложности, связанные с обвинением сотрудников МИДа Узбекистана в поддержке мятежников, покушавшихся на туркменского президента. В итоге, Ислам Каримов не очень-то и стремился налаживать крепкие связи с соседом, предпочитая, к примеру, строить альтернативные маршруты – по казахстанской территории к Каспию.
Вопросы и решения, которые рассматривались сторонами, можно поделить на следующие части:

Первая, транспорт-транзит-грузы. Несомненно, транспортные проекты были главными вопросами между Ташкентом и Ашгабадом. В частности, Узбекистан и Туркменистан занимались строительством железных дорог и мостов, восстановлению важных инфраструктурных объектов Афганистана, в будущем расчитывая не только создать зону политической стабильности у своих границ, но и диверсифицировать маршруты экспорта, в частности, к Персидскому заливу, в Индию. На встрече особое внимание было уделено разитию подписанного 25 апреля  2011 года в Ашгабаде соглашения о строительстве нового международного транспортно-коммуникационного коридора Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман, который открыл бы Узбекистану новые рынки на Ближнем Востоке. До визита Ташкент уже сделал реальные шаги в этом направлении: так, постановлением Президента от 15 октября 2014 года № ПП–2243 был утвержден Меморандум о взаимопонимании по реализации Соглашения о создании Международного транспортного и транзитного коридора между правительствами Исламской Республики Иран, Султаната Оман, Государства Катар, Туркменистана и Республики Узбекистан (Ашхабадское соглашение), подписанный 6 августа 2014 года в Маскате. Согласно документу часть транспортно-транзитного коридора будет проходить по железной дороге, связывающей Узбекистан, Туркмению и Иран, а часть — по морю от иранских портов Бендер Аббас и Чахбахар до портов Омана. Следует отметить и тот факт, что Министерству иностранных дел Узбекистана было поручено направить депозитарию соответствующее уведомление о выполнении Узбекистаном внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу указанного международного договора. Подписываются Ташкентом транспортные соглашения и с другими странами, что свидетельствует о повышенном интересе Узбекистана входить в новые регионы[3].
Данный проект свидетельствует о том, что Ташкент уже мало увязывает свои торговые отношения с северными странами, а стремится найти более устойчивые рынки, не подверженные политическим стрессам. Уже сейчас эксперты отмечают снижение объема торговли Узбекистана с Россией[4] и Украиной из-за экономическихсанкций США и Европы против Москвы и ухудшением экономического положения российского государства. Более того, Ислам Каримов ищет новых партнеров, готовых приобрести узбекский хлопок, который стал объектом санкций со стороны европейских и американских трейдеров, увязывающих торговлю «белым золотом» с правами человека. Как известно, арабские страны не брезгуют подобными сделками. Недавно Ислам Каримов объявил, что в республиканский хирман сдано 3,4 млн. тонн хлопка-сырца, и этот объем, естественно, должен был в большей части экспортирован. Уже оценка экспорта текстильной продукции составляет более $1 млрд. в год[5].
Интерес к Западной Азией доказывается возросшим товарооборотом Узбекистана со странами данного региона:
- Иран: экспорт $378,4 млн., импорт – $61,1 млн.;
- Израиль: экспорт – $22,9 млн., импорт – $43,5 млн.;
- ОАЭ: экспорт – $125,8 млн., импорт – $21,6 млн.;
- Турция: экспорт – $910,2 млн., импорт – $277,4 млн.
Государственнной акционерной железнодорожной компанией «Узбекистон темир йуллари» ежегодно перевозится 59,6-62 млн. тонн грузов, грузооборот достигает 22,5-30 млн. т/км. Естественно, Ислам Каримов не собирается снижать обороты индустрии транспорта и промышленности. Договоры с туркменским государством – это возможность заново освоить старые направления (оживить ТРАСЕКА[6]) и найти новые, перспективные.

Вторая, новые маршруты поставок углеводородного сырья. Узбекистан и Туркменистан намерены расширять объемы экспорта нефти и газа, причем минуя Россию, поскольку не желают увязываться в проблемы Москвы с Европой. Ныне Ташкентом и Ашгабадом реализуется проект транснационального газопровода Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай, позволяющий странам диверсифицировать географию экспорта природного газа и получать стабильные доходы. Ежегодно в Узбекистане добывается 3,6-3,9 млн. тонн нефти, включая газовый конденсат, производится 260 тыс. тонн сжиженного газа. Трубопроводным транспортом перекачивается около 59-63 млн. тонн грузов.

Третья, это оценка водных ресурсов в Центральной Азии. Причем Исламу Каримову удалось склонить Гурбангулы Бердымухамедова к узбекскому мнению о ситуации в строительстве крупных гидроэнергетических сооружений на трансграничных реках, в частности, туркменский руководитель согласился, что необходимо соблюдать международные нормы, определенные в конвенциях ООН, проводить независимую международную экспертизу подобных проектов. Вопросы Аральского моря не поднимались, уже осознавая бесполезность его сохранения. Нужно заметить, что проблема трансграничных рек в меньшей степени касалась Ашгабада, однако политическую поддержку Г.Бердымухамедов оказал, осознавая, что это не создаст особую напряженность с покупателями туркменского газа – Таджикистаном и Кыргызстаном. Более того, он понадеялся, что этим самым снимет проблему транзита газа по территории Узбекистана в вышеуказанные государства-покупатели.

Четвертая, это перезагрузка торговых связей и выход на новые возможности. В 2013 году объем взаимного товарооборота между Узбекистаном и Туркменистаном достиг $353,9 млн., а в январе-августе текущего года достиг $246 млн. В 2005 году доля Туркменистана во внешнем товарообороте составляла 0,5%, в 2011 году – 1,8%, в 2012 году – 1,7%. Темп роста в 2011 году по сравнению с 2010 годом достиг 168,8%, что является высоким показателем[7]. В 2008 году узбекский экспорт в Туркменистан составлял $121,6 млн., 2009 - $125,0 млн., 2010 - $120,8 млн., 2011 году - $168,6 млн.; импорт, в свою очередь, $11,7 млн., $60,7 млн., $75,3 млн., $285,7 млн. Иначе говоря, Ашгабаду стало выгоднее торговать с Узбекистаном.

Пятая, это совместные действия на случаи угрозы со стороны международного терроризма и экстремизма. Речь идет об афганском движении «Талибан», а также ИДУ, наладившего контакты с террористическим движением ИГИЛ. Для Ислама Каримова это весьма важная часть переговоров, ибо он намерен определиться, по какому периметру ему проводить оборонительные мероприятия и сколько для этого требуется выделить средств.Совместные действия гарантируют меньшие финансовые и материальные издержки и большую отдачу.
В итоге с поставленной задачей Ислам Каримов справился, Ашгабад больше друг, чем враг или равнодушный. Проблема лишь в том, насколько готовы другие партнеры по проектам интенсифицировать отношения[8].
...........................................

[1] 12 мая 1996 года введена в строй железнодорожная магистраль Теджен–Серахс–Мешхед протяженностью 320 км (с перестановкой колесных пар с колеи 1520 мм на 1435 мм на станции Серахс), которая открыла новый трансазиатский коридор для выхода стран Центральной Азии на мировой рынок через территории Ирана и Турции. В том же году в Серахсе руководители Узбекистана, Азербайджана, Грузии и Туркменистана подписали «Договор о координации деятельности железнодорожного транспорта» и «Соглашение о сотрудничестве в области регулирования транзитных перевозок между странами–участницами». С завершением в мае 2005 года строительства на территории Ирана железной дороги Бафк–Мешхед на маршруте Мешхед–Бендер–Аббас (в обход Тегерана) расстояние до порта Бендер-Аббас сократилось на более чем 800 км.
[2] Транспортный коридор «Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА) представляет собой сеть наземных и морских маршрутов, которые проходят от Европы по Черному морю через Кавказ и Каспийское море на республики Центральной Азии. Расстояние по основному трансокеанскому направлению от Йокогамы до крупнейших западноевропейских портов (Роттердам, Гамбург, Антверпен и др.), более чем в 2 раза длиннее, чем по маршруту ТРАСЕКА.
[3] 25 апреля 2011г. вступил в силу «Договор об использовании вагонов между железнодорожными администрациями Узбекистана и Турции», благодаря которому перевозка грузов железнодорожным транспортом в направлении Турции стала более привлекательной. Cкорейшее завершение строительства железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс и применение на всем пути сквозного тарифа позволит использовать данный маршрут для выхода на рынки Южной и Центральной Европы, а также через Средиземноморский порт Мерсин в страны Ближнего Востока.
[4] По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи в России автомобилей, производимых GM Uzbekistan, в сентябре 2014 года сократились на 64%.
[5] http://www.uzdaily.uz/articles-id-22131.htm
[6] По данным посла Грузии в Ташкенте Константина Жгенти, грузино-узбекский товарооборот по итогам 8 месяцев 2014 года составил порядка $60 млн., что уже в два раза превысило показатель за весь 2013 год. В немалой степени это связано с транспортировкой через территорию Грузии к порту Поти узбекских товаров, в том числе хлопка./ http://www.uzdaily.uz/articles-id-22301.htm
[7] Выше только с Францией – в 2,0 раза.
[8] Как известно, Катар вышел из проекта транспортного коридора.