Железные дороги кантона Вале

Ирина Салимова
В 1878 году в город Бриг пришла федеральная железная дорога, в 1906 был построен первый железнодорожный тоннель Симплон длиной в 19,7 км. Он оставался самым длинным тоннелем в мире почти 50 лет.

А введение в строй железнодорожных тоннелей Лёйчберг в 1913 году и Фурка в 1982 стёрло транспортные барьеры в Альпах навсегда.

В 2008 году новый базовый тоннель Лёйчберг (34,57 км) и вторая линия в тоннеле Симплон в 1921 году резко сократили время проезда между севером и югом Европы.

*****

Скептицизм, проявленный поначалу к размножению авто, никак не относился к паровозам. Замечательная линия железной дороги пролегла по долине Вале с 1850 по 1914. Кроме того, валезанцы приняли участие в изучении и обсуждении разных вариантов трансальпийских железных дорог той эпохи. В первую очередь ждали повторения «Сен-Готара» на «Гран-Сен-Бернаре» и на «Симплоне».

Строительство железнодорожной линии всё время сопровождало финансовые проблемы. К тому же часто, чтобы сэкономить, ветку прокладывали по спрямлённому пути, вдали от запланированной. Прошло 7 лет прежде, чем в 1860-ом первый состав проехал всю дистанцию от Бувере – куда можно было добраться от Женевы или Лозанны на корабле – до Сьона.  А уже через год можно было проехать от Сьона до Парижа через Лозанну. Между Сьоном и Бригом строительство велось около 17 лет.

10 лет спустя «линия Юра-Симплон» начала рекламу строительства тоннеля под Симплоном.  Пришлось ждать ещё девять лет, когда рабочие взялись за пьоши (с/х инструмент для работы с каменистой почвой, среднее между мотыгой, вилами и киркой). Три стачки и нечеловеческие условия работы внутри горы (температура до 50*) задержали стройку на 7,5 лет. Прокладка тоннеля и его регулярная эксплуатация была счастливо отмечена в 1906 году в присутствии сотни приглашённых, среди которых весь Федеральный Совет Швейцарии и Король Италии. Праздник прошёл от Сьона до Милана.
Поначалу самый длинный в мире тоннель имел только один путь. Второй был пробит только в 1921 году через два года после открытия знаменитого маршрута «Восточный Экспресс» из Парижа в Стамбул через Симплон.

Уже через два месяца была организована «ж/д компания Берн-Лёйчберг-Симплон». И несмотря на огромные трудности, вторая трансальпийская дорога была введена в строй в 1913 году. Тоннель Лёйчберг обеспечил доступ в Вале с севера.

За 25 лет, предшествующие Первой мировой войне не было ни одной альпийской долины, в которой не проводились исследования на предмет укорочения пути. Из двадцати проектов, начатых до войны, восемь были реализованы и частично проложены все нынешние горные линии в прилегающих долинах. Первой стала горная железная дорога Церматт – Горнерграт, станция которого между 1898 и 1912 годами стала самой высокогорной в Европе.

Прокладка линии Фурка – Оберальп была остановлена из-за войны в 1914. Только в июле 1926 началось ж/д сообщение на электрической тяге между Бригом и Дизентис на самом востоке кантона с тоннелем Фурка в 2160 м. Благодаря этому в 1930 был открыт знаменитый туристический поезд «Ледниковый экспресс». Перевал Фурка стал проезжим по ж/д тоннелю длинною в 15 407 м с 1982 года.

Проекты длинных дистанций как Бриг - Гримсель - Мейринген, Ульрихен - Айроло, Мартиньи - Турин, Сьон-Равиль-Ленк, Бриг – Ридеральп - Гласьер Алетч - Маръелензее или Сьер – Зинал - Цермат канули в лету. А, например, строительство многоэтажной линии на Червин (нем-Матерхорн) была отклонена юридически. Подземный фуникулёр из СаасФэ в Церматт тоже был предметом для разговоров.

Кабельные дороги

Фуникулёр из города Сьерр в долине реки Рона в курортный городок Кран-Монтану был построен в 1911 году. Строительство подобных горных железных дорог, однако, было в те времена ограничено. Пришлось дождаться конца Второй мировой войны, прежде чем высокогорные деревни, всё ещё недоступные для автомобилей, решились возводить «телеферик». 1950ые годы стали золотыми для строительства кабельных линий. В истории остались факты суровой конкуренции и аварийных ситуаций, да и финансовые проблемы никогда не кончались. С другой стороны, необходимость поднимать лыжников к лыжным трассам повлекла новую волну строительства, продолжающуюся до сих пор. Теперь стоит вопрос о размерах кабин. 


Начиная с 60 годов XX столетия приоритетными стали: обустройство перевала Симплон для зимнего проезда, открытие тоннеля Гран-Сен-Бернар, а также строительство скоростной автодороги до верхнего Вале.

В 1964 был построен автодорожный тоннель под перевалом Гран-Сен-Бернар — грандиозное сооружение длиной 5,8 километра на высоте 1875 – 1918 м/в/у/м. За прошедшие 50 лет по нему проехало более 27 миллионов автомобилей между кантоном Вале и итальянской долиной Аоста. Стоимость проезда 31 – 48 шв. фр. зависит от размера автомобиля.

Не путайте Гран- Сен-Бернар (Grand St. Bernard Pass) между долиной Вале и итальянской долиной Аоста с перевалом Малый-Сен-Бернар (Petit St Bernard Pass) между итальянской Аостой и французской Савойей и с перевалом Сен-Бернардино (San Bernardino Pass) в кантоне Гризон.

Скоростная автодорога А9 в долине реки Рона была спланирована в 1960 году, первый участок был начат в нижнем Вале в 1975, и в 1981 проложено полотно от Эвьона до Мартиньи. 

После этого приступили к серьёзным дебатам о строительстве трансальпийской магистрали через Лёйчберг и Симплон, а также о продолжении скоростной автомагистрали. Многие проекты валезанцев совсем не радовали.

В 1994 приняли Альпийскую Инициативу - законодательный проект, предусматривавший ускоренный перевод грузопотоков с асфальтовых дорог на железные.

В 1999 году А9 достигла города Сьерр. Автомагистраль получила название Рут Де Рон (Route de Rh;ne).

При планировании и строительстве дорог были учтены и приняты все меры для защиты уникальной природы Вале. А именно:
- увеличение количества дорожных перегонов по тоннелям, галереям, закрытым коридорам и мостам вместо земельных отводов под строительство ж/д полотна,
- восстановление лесов и биоразнообразия, создание благоприятной среды для флоры и фауны.

Водные тоннели

Ещё пару слов про 100 км валезанских тоннелей, по которым мы никогда не проедем и не пройдём. По размерам и объёмам они сопоставимы с железнодорожными, по ним проложены огромные трубы, подающие воду вниз к гидроэлектростанциям в долине Вале или закачивающие вверх в водохранилище плотины Гран-Диксенс из 35ти окрестных альпийских ледников.

Ирина Салимова, ноябрь 2014.
В статье использованы переведённые материалы из книги Henri Maitre «Mosa;que du pays valaisan»