Перекрёсток Европы. История валезанских дорог

Ирина Салимова
Однажды мы взбирались на большом внедорожнике по просёлочной дороге в альпаж (альпийское пастбище) Эйзон на высоту 2 630 метров. Только что закончилась летняя гроза, над нами загорались радуги. Живописная горная панорама с заснеженными вершинами, изумрудными лугами и кружевными горными речками захватывала дух. Асфальтовая дорога закончилась на высоте 2 000 метров, дальше в горы поднималась узкая и вертлявая «грунтовка». Я старалась не смотреть вниз, потому что было высоко и страшно, дорога казалась скользкой после дождя.

Водитель уверенно лавировал по горным виражам, изредка пропускал встречные машины, прижимаясь к краю пропасти. Машина тряслась по камням, переезжала ручейки, задевала за ветки горных сосен. Водитель смущённо сказал:
- Боишься? Да, дорога неровная, после дождей камни с обочины попадали, их ещё не успели убрать. Ты уж потерпи с полчаса. У вас в России, наверное, нет таких дорог? - спросил он меня.
- Да, в России таких нет. – уверенно ответила я.


Первая большая программа по развитию путей сообщения была составлена в Вале в 1850 году, и до 1870 в развитие сети дорог было вложено треть федеральных средств. Она включала не только строительство магистрали в долине реки Роны, но и в латеральных долинах, где уже с 1900 года началось автомобильное движение.

Закон 1927 года по классификации, обустройству и проверке дорог позволил многим коммунам связать свои дальние деревни с долиной Вале. К концу XX века 2000 км дорог были проложены до самых отдалённых горных селений на высоте 2000 метров и даже выше.

Кантон Вал; (немецкое название Валлис) – один из самых больших в Швейцарской Конфедерации – 5224 кв. км. Территория кантона вытянута на 150 км вдоль течения реки Роны от истока в Верхнем Вале до места впадения в Женевское озеро (Лак Леман) в Нижнем Вале. Перепад высоты составляет четыре тысячи метров. С севера бастион Бернских Альп круто спускается к реке Рона, а с юга напротив – от Пенинских Альп горные цепи и латеральные долины тянутся 40 - 70 км вниз в долину Вале. Больше сорока четырёхтысячных вершин отделяют кантон от соседних регионов. Альпийские горы всегда служили естественными границами общинных и административных образований как в центральной долине Роны, так и в более мелких долинах, прилегающих к ней. 

Однако, это не значит, что валезанцы(нем - валийцы)развивались обособлено от мира. Связи с центральной Швейцарией, с Италией и даже с кантоном Гризон всегда были очень интенсивными. Каменистые и водные границы-преграды никогда не останавливали народности, которые мигрировали в поисках лучшей жизни, а также коммерсантов, паломников и миссионеров. Порой они дружили, иногда враждовали.

Так сложилось исторически, что горные перевалы Вале всегда служили путями сообщения, а в долине реки Роны пересекались торговые пути из восточной в западную, из южной в северную Европу. Нередко за эти перевалы велись настоящие войны. Надо напомнить про «визиты» римлян, ломбардцев, сарацин и савояров.

Первые дороги в Вале проложили ещё Древние Римляне в I веке до нашей эры.

В Средние века уже были проторены 34 горных перехода. К XIII веку пастухи древней народности Вальцер, обживая высокогорные пастбища, проложили горные пути из Гризона в долины Вале, Воральберг и Аоста.

С развитием мореплавания в XVI веке, когда многие товары стали перевозить на кораблях, валезанские дороги по-прежнему сохраняли стратегическое значение, служили для коммуникаций и культурных связей в Европе.

В наше время пути сообщения охватывают все города, коммуны и далёкие деревни Вале сетью автомобильных, железных дорог, скоростной автомагистрали, малых и больших тоннелей.

В Вале есть три тоннеля в горах больших Альпийский хребтов, по которым на железнодорожных вагонетках перевозят автомобили разных размеров.

В списке самых высокогорных дорог с твёрдым покрытием в Европе перечислены 13 валезанских дорог, селений, перевалов, где асфальтовое покрытие поднимается в гору выше 2000 метров.


Наиболее известные из древних путей сообщения:

Перевал Гранд-Сен-Бернар (2469 м/в/у/м). Между швейцарской долиной Энтремонт и итальянской долиной Аоста. Использовался до романских времён, по нему проходили войска Юлия Цезаря и Наполеона, имеет важное историческое и стратегическое значение.

Перевал Святого Теодула (3317 м/в/у/м). Между долинами Вьеж и Вальнурнанш в древности (с IV века) проходили важные коммерческие пути, по которым везли вино, рис, шёлк, шерсть и перегоняли скот. Сейчас здесь проходят горнолыжные трассы швейцарского курорта Церматт и итальянского Брёй-Черви;ния.

Перевал Коллон (3087 м/в/у/м) между долинами Эрэн и Вальпелин служил для доставки товаров с территории северной Италии в Швейцарию. Сейчас часть перевала проходит по леднику Ле Коллон и не может использоваться как путь сообщения. Однако, раз в два года здесь проходят соревнования по спортивной горной ходьбе с интригующим названием Колонтрек – «путь контрабандистов» с маршрутом в 22 километра.

Верхняя Савойя и долина Вале контактировали через перевалы Дэ Монтэ (1461м/в/у/м) между долинами Шамони и Энтремонт и Па-Де-Моржин (1369 м/в/у/м) между долинами Д’Иль и Шамони.

Валезанские перевалы Фурка (2429м/в/у/м), Гримсель (2164 м/в/у/м) и Нюфенен (2478 м/в/у/м) остаются и по сей день закрытыми для прохода зимой.
Гри;мсель — горный перевал в Бернских Альпах, на границе швейцарских кантонов Берн и Вале, соединяет долину Оберхасли с Обервале.

С XI века перевал Симплон (2005 м/в/у/м) служил для перевозки товаров между главными европейскими ярмарками в Милане, в Шампани и Бри. В 1250 году епископ Генри Де Раронь начал транзит товаров из Милана. Этим же путём возили горную соль в Лион и в Милан.

В середине XVII века герцог Савойский велел Каспару Стокальпер – местному бизнесмену и так называемому королю Симплона - проложить дорогу из Сан - Мориса до Брига, чтобы по ней могла с комфортом проехать карета его супруги с сотней всадников. Эта работа облегчила сообщение между перевалами Симплон и Гран-Сен-Бернар.

Осенью 1805 года по приказу Наполеона было начато строительство дороги для проезда артиллерии через перевал Симплон. Она была достроена Департаментом Валезанской республики в 1817 году. И до середины XIX века (1850) эта дорога из Сан-Гингольф (Лак Леман) в Гондо (округ Бриг) была единственной, проезжей для экипажей.

Благодаря интересу и поддержке Федерального военного департамента, к 1860 году была облагорожена дорога через перевал Фурка, с 1864 по ней стал курсировать дилижанс. Он соединил Вале с городом Кур (кантон Гризон) к 1871.

Дорогу на Гран-Сен-Бернар дождались только к 1893 году, хотя Бург-Сен-Пьер был доступен ещё четверть века ранее. Через два года открылся перевал Гримсель,

Люди относились долгое время враждебно к автомобилям, появившимся к 1900 году – неудобным и шумным.

Ухабистые «грунтовки» в долине Конч и в латеральных долинах были доступны только для мулов. У коммун не было денег на строительство и поддержание путей сообщения. Пришлось дожидаться начала XX века, когда дороги начали прокладываться и в Верхнем Вале. В первую очередь в Лёйш-Ле-Бан (нем – Лёйкербад) и Церматт.

Скорость на перевале Симплон с 1906 года была ограничена до 10 км в час, дорога перекрывалась на несколько дней в неделю и по ночам.

Несмотря на самый низкий средний доход по стране, валезанцы всегда обладали большим парком автомобилей на душу населения. Все коммуны приложились, чтобы продолжить сеть дорог до самых отдалённых горных селений, и тогда городские рабочие смогли жить в своих родных деревнях, смирившись с загрязнением атмосферы.

Горные грунтовки

Горная дорога, с которой я начала свой рассказ, принадлежит коммуне, вернее, ассоциации пользователей альпажа Эйзон коммуны Сен-Мартан. Дорога хоть и выглядит естественной грунтовкой, требует постоянной очистки от упавших камней, просевшей почвы и зарослей кустарников. Ежегодно весной, как только сойдёт снег, обычно в первые дни июня члены ассоциации вооружаются пьошами, лопатами, тачками и собирают камни, засыпавшие дорогу после девяти морозных месяцев. 

Все горные дороги проложены много столетий назад, но постоянно совершенствуются. Они всегда поднимаются виражами и не выглядят крутыми. Это особая альпийская наука (или даже искусство) - прокладка горного маршрута - хорошо известна валезанцам. Так вот, одна из сторон дороги всегда перпендикулярна полотну дороги и равняется по высоте ширине дороги. Именно с этой стенки и падают камни, вытолканные из мёрзлого тела горы после оттепели.

Члены ассоциации, не имеющие возможности лично принять участие в чистке должны сделать денежный взнос в ассоциацию около 200 - 250 шв. фр., который потратят на аренду спец/техники – экскаватора, грузовика, трактора.

Мулы – крестьянская эмблема Вале

Мулы идеально вписываются в Альпийский пейзаж, вернее – они и есть пейзаж.
Со Средних веков без них невозможно было представить валезанское хозяйство. Число этих животных постоянно увеличивалось. Мулы (результат скрещивания осла и кобылы) нетребовательны к уходу и легко поднимаются в горы по дороге из земли и глины, с выступающими камнями и корнями деревьев. Такие грунтовки одинаково хорошо подходят и шипованным башмакам валезанских крестьян, и копытам чудо-животных.

В середине XIX века Конфедерация и кантон Вале субсидировали несколько станций по выведению, улучшению качества и расширению местного поголовья выносливых работяг. Для этого были закуплены за границей лучшие производители-ослы и кобылки-мулихи. С 1866 до 1936 годов в кантоне насчитывалось ежегодно 2500 особей, к 1943 добавилось ещё 2000 - почти 70% швейцарского поголовья. Обычно их поставляли с местных ферм в Сьоне, Мартиньи, Туртемань или импортировали из Пьемонта или Савойи.

Мулы в XVII веке транспортировали соль в Альпах, позже были на службе у Альпийского Клуба во время строительства кабань (высокогорных убежищ). Они служили верными компаньонами военным на горных манёврах, таких как Суворовский марш через Сен-Готард, или переход Наполеона через Гран-Сен-Бернард, а также во время обеих мировых войн XX века.

Для участия в строительстве больших плотин Жюль Латьон создал в Вале «Акционерное общество Мулет - Транспорт», которое обеспечило мулами строительство первой плотины Диксенс, законченной в 1935 году.

Сегодня они содержатся как фольклорные животные для прогулок по горам. Время мулов прошло, как и крестьян со многочисленной скотиной.

Ирина Салимова, ноябрь 2014.
В статье использованы переведённые материалы из книги Henri Maitre «Mosa;que du pays valaisan»