Чистота эксперимента

Наташа Шевченко
Да уж, чистота эксперимента…

Я участвую в литературном эксперименте. Нужно написать миниатюру с вышеуказанным названием. Кроме меня, в нем участвует еще один автор – Кандидыч. Правда, заданных параметров у нас мало: название, размер и время. Что получится? Думаю, его произведение будет глубже и четче. Его псевдоним говорит о том, что он дружит с наукой и, соответственно, с экспериментами в чистом виде. Значит, сможет многое поведать на эту тему.

А я так далека от этого! И не потому, что я с точными науками не дружу. Или, как раз, потому?

Проводить эксперименты для меня как-то скучно и лень. Куда интересней, наобум лазаря. Я даже на кухне не провожу экспериментов. Могу набросать чего-нибудь не по рецепту, руководствуясь лишь фразой «так будет лучше». Не сомневаясь.

А экспериментировать, значит сомневаться и искать более правильный вариант? Самостоятельно искать. Это точно не про меня. Я же, задумываясь, использую Вики, словари, статьи. В общем, знания и опыт других. Кстати, что нам Вики говорит?

Как интересно! Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического (опытного) подхода к знанию. Эмпиризм противостоит рационализму (разуму) и мистицизму (таинственному). О, это противостояние – мой камень с углами.

И все-таки, чистота эксперимента.

Последний раз (перед этим) я участвовала в таком с полгода назад. Это был удивительный опыт для всех присутствующих. Нам показали, как рождаются слухи и как перевирается правда. Оказывается, при каждом пересказе, теряется 20% истины.

Пять участников стояли за дверью. Первому участнику показали простые картинки, которые он должен был описать второму, не видящему их. Второй третьему и т.д. Рассказ пятого человека настолько был далек от изображенного на них, что мы (коллектив из 20 человек) поразились и даже озадачились. Эксперимент был весьма нагляден. При этом, каждый вновь заходящий не мог понять, почему нам так смешно. А предыдущие участники, не имея возможности что-то сказать, были в возмущении от того как на глазах перевираются их же слова. 

И конечно, после такого эксперимента, я бы даже сказала «шоу», у меня очень сильно поменялись взгляды на способность передачи информации людьми. Совсем не желая того, мы настолько ее искажаем своими вИдениями, словарным запасом (причем его величина и может сослужить искажению истины), опытом жизни, абстрактным или конкретным мышлением и т.п., что невольно выдаем себя жуткими лжецами.

Так что, поразмыслив, я пришла к выводу, что сегодняшний эксперимент чистотой и не пахнет. Потому что, мы не задали четкие параметры (не обсудили тему, вид литературы, схему написания, план…). Соответственно, тексты могут быть совершенно не похожими.

Но, все равно, это очень любопытно! Руководствуясь мистическим, и, где-то даже, рациональным знанием, я надеюсь на определенные совпадения.







-------

Прошу к соучастнику: http://www.proza.ru/2014/11/21/1463