Модерн хх века в выставочном павильоне Бонна

Тина Скон 1
             МОДЕРН  ХХ  ВЕКА  В  ВЫСТАВОЧНОМ   ПАВИЛЬОНЕ  БОННА

  ( О выставке произведений современного искусства из музея Гуггенхейма)

Сказать, что эта выставка пользуется небывалым успехом – это ещё ничего не сказать! За первые две недели  на выставке побывало свыше ста тыся человек. Выставку посещают не только жители  Бонна, гости со всей  Германии, но также любители искусства, в основном модерна, со всей Европы. Немецкая, голландская, французская, английская, русская  речь... Перед зрителями предстали 200 уникальных работ произведений живописи, скульптуры, художественных объектов из огромной коллекции ( свыше 4000 экспонатов) самого значительного Музея современного искусства С.Р.Гуггенхейма.
 
Фонд поддержки современного искусства, учреждённый американским промышленником С.Р.Гуггенхеймом в Нью-Йорке в 1937 году, дал толчок созданию музея или серии музеев, создав «сеть Гуггенхейма» -  практически весь модерн ХХ века представлен в этой необыкновенной коллекции. Первым директором музея становится  друг и консультант Гуггенхейма, немецкая художница-абстракционистка , баронесса Хилла Рибей фон Эренвизен. Именно она предложила, в первую очередь,  коллекционировать произведения  европейского авангарда. Позднее собрание работ Гуггенхейма  дополнялось за счёт личных коллекций других галеристов, в том числе и племянницы  основателя музея Пегги Гуггенхейм.
 
Художники - импрессионисты и постимпрессионисты, представители непредметной живописи, ярчайшие мастера экспрессионизма( в основном немецкого), сюрреализм – это, конечно,  европейское искусство первой половины ХХ века. Вторую половину века представляют не только европейские мастера, но и  выдающиеся представители американского искусства. Это, несомненно, заслуга Пегги Гуггенхейм.

В короткой заметке невозможно полностью рассказать о выставке, но есть имена, которые обязательно упомянешь. В первую очередь, это Василий Кандинский, который в равной степени является  и немецким, и русским  художником. Гуггенхейм, лично был знаком  с выдающимся мастером, основателем абстрактной живописи; в Фонде имеется  около 200 картин художника. А на выставке представлены как его абстрактные композиции, так и ранние работы в экспрессионистском стиле.

 Среди художников-экспрессионистов, работы которых демонстрируются  в Выставочном павильоне, необходимо отметить картины немецких художников: ведь по праву считают, что экспрессионизм – прежде  всего немецкое направление в искусстве. Невозможно оставаться равнодушным перед работами («Солдатская баня») Эрнста Людвига Кирхнера – основателя немецкого экспрессионизма, перед серией работ о животных Франца Марка – чистое звучание необыкновенно ярких синих, жёлтых, красных  тонов ( основных цветов живописи, как считали экспрессионисты) превращает картины Марка в музыкальные произведения.
 
Полны поэтичности, детской наивности, сказочности и опять же музыкальности картины Пауля Клее, швейцарца, много лет работавшего в Германии. И он, и Франц Марк  были друзьями и коллегами Кадинского.
               
Хочется  отметитть ещё  одного немецкого художника, представленного на выставке: это знаковая фигура в сюрреализме – Макс Эрнст ( картины «Антипапа», «Лес»). Задолго до Сальвадора Дали ( также представлен на выставке)  Макс Эрнст, сначала  эпатирующий обывателей  как художник-дадаист, одним из первых является  основателем сюрреализма в искусстве.
 
 Работы выдающихся европейских  мастеров искусства , демонстрируемых на выставке, заставляют снова и снова возвращаться к экспонатам. Конечно, Пикассо и  Брак,  Модильяни и Шагал, Ренуар и Сезанн, Ван Гог и Делоне, Джакометти и Бранкузи не нуждаются в особом представлении.
 
Давно уже завоевали прочные позиции в мировом искусстве американцы: это и абстрактный экспрессионизм (Джексон Поллок, Марк Ротко), и поп-арт (Роберт Раушенберг, Энди Уорхолл), и минимализм и прочие «измы» в искусстве. Что ж , у кого-то вызовет недоумение огромных размеров композиция «150 разноцветных Мерилин  Монро», созданная одним из основателей поп-арта Энди Уорхолом; но наверняка  не откажешь ему в мастерстве, вспомнив, что именно он – художник  и режиссёр (!) фильмов « Дракула» и «Франкенштейн»...

 Необходимо отметить  талант выдающегося американского архитектора  Франка Ллойда Райта, по проекту которого было воплощёно в жизнь  здание музея в Нью-Йорке. Сегодня  ещё в четырёх городах мира, наряду с Нью-Йорком (в Бильбао, Берлине, Венеции и Лас-Вегасе) демонстрируются  произведения  великолепной коллекции  Гуггенхейма. И велико число городов (Рио де Жанейро, Токио, Гвадалахара и т.д.), где будут построены новые музейные здания для экспонатов коллекции.