МОДЕРН ХХ ВЕКА В ВЫСТАВОЧНОМ ПАВИЛЬОНЕ БОННА
( О выставке произведений современного искусства из музея Гуггенхейма)
Сказать, что эта выставка пользуется небывалым успехом – это ещё ничего не сказать! За первые две недели на выставке побывало свыше ста тыся человек. Выставку посещают не только жители Бонна, гости со всей Германии, но также любители искусства, в основном модерна, со всей Европы. Немецкая, голландская, французская, английская, русская речь... Перед зрителями предстали 200 уникальных работ произведений живописи, скульптуры, художественных объектов из огромной коллекции ( свыше 4000 экспонатов) самого значительного Музея современного искусства С.Р.Гуггенхейма.
Фонд поддержки современного искусства, учреждённый американским промышленником С.Р.Гуггенхеймом в Нью-Йорке в 1937 году, дал толчок созданию музея или серии музеев, создав «сеть Гуггенхейма» - практически весь модерн ХХ века представлен в этой необыкновенной коллекции. Первым директором музея становится друг и консультант Гуггенхейма, немецкая художница-абстракционистка , баронесса Хилла Рибей фон Эренвизен. Именно она предложила, в первую очередь, коллекционировать произведения европейского авангарда. Позднее собрание работ Гуггенхейма дополнялось за счёт личных коллекций других галеристов, в том числе и племянницы основателя музея Пегги Гуггенхейм.
Художники - импрессионисты и постимпрессионисты, представители непредметной живописи, ярчайшие мастера экспрессионизма( в основном немецкого), сюрреализм – это, конечно, европейское искусство первой половины ХХ века. Вторую половину века представляют не только европейские мастера, но и выдающиеся представители американского искусства. Это, несомненно, заслуга Пегги Гуггенхейм.
В короткой заметке невозможно полностью рассказать о выставке, но есть имена, которые обязательно упомянешь. В первую очередь, это Василий Кандинский, который в равной степени является и немецким, и русским художником. Гуггенхейм, лично был знаком с выдающимся мастером, основателем абстрактной живописи; в Фонде имеется около 200 картин художника. А на выставке представлены как его абстрактные композиции, так и ранние работы в экспрессионистском стиле.
Среди художников-экспрессионистов, работы которых демонстрируются в Выставочном павильоне, необходимо отметить картины немецких художников: ведь по праву считают, что экспрессионизм – прежде всего немецкое направление в искусстве. Невозможно оставаться равнодушным перед работами («Солдатская баня») Эрнста Людвига Кирхнера – основателя немецкого экспрессионизма, перед серией работ о животных Франца Марка – чистое звучание необыкновенно ярких синих, жёлтых, красных тонов ( основных цветов живописи, как считали экспрессионисты) превращает картины Марка в музыкальные произведения.
Полны поэтичности, детской наивности, сказочности и опять же музыкальности картины Пауля Клее, швейцарца, много лет работавшего в Германии. И он, и Франц Марк были друзьями и коллегами Кадинского.
Хочется отметитть ещё одного немецкого художника, представленного на выставке: это знаковая фигура в сюрреализме – Макс Эрнст ( картины «Антипапа», «Лес»). Задолго до Сальвадора Дали ( также представлен на выставке) Макс Эрнст, сначала эпатирующий обывателей как художник-дадаист, одним из первых является основателем сюрреализма в искусстве.
Работы выдающихся европейских мастеров искусства , демонстрируемых на выставке, заставляют снова и снова возвращаться к экспонатам. Конечно, Пикассо и Брак, Модильяни и Шагал, Ренуар и Сезанн, Ван Гог и Делоне, Джакометти и Бранкузи не нуждаются в особом представлении.
Давно уже завоевали прочные позиции в мировом искусстве американцы: это и абстрактный экспрессионизм (Джексон Поллок, Марк Ротко), и поп-арт (Роберт Раушенберг, Энди Уорхолл), и минимализм и прочие «измы» в искусстве. Что ж , у кого-то вызовет недоумение огромных размеров композиция «150 разноцветных Мерилин Монро», созданная одним из основателей поп-арта Энди Уорхолом; но наверняка не откажешь ему в мастерстве, вспомнив, что именно он – художник и режиссёр (!) фильмов « Дракула» и «Франкенштейн»...
Необходимо отметить талант выдающегося американского архитектора Франка Ллойда Райта, по проекту которого было воплощёно в жизнь здание музея в Нью-Йорке. Сегодня ещё в четырёх городах мира, наряду с Нью-Йорком (в Бильбао, Берлине, Венеции и Лас-Вегасе) демонстрируются произведения великолепной коллекции Гуггенхейма. И велико число городов (Рио де Жанейро, Токио, Гвадалахара и т.д.), где будут построены новые музейные здания для экспонатов коллекции.