5

Нэлли Журавлева Ектбрг
Из книги ПЕРОМ И КИСТЬЮ

***
Бессонница. Мне жаль тратить время на бессмысленное призывание сна, и я открываю записную книжку, пытаясь выудить мысли, когда-то возникавшие в моей или чьей-то голове. Книжка размером с половину тетрадного листа, старенькая, с пёстрой твёрдой обложкой, с коленкоровым корешком, распухшая от частого пользования. На форзаце её тиснение в форме печати: «СВЕТОЧ» … Государственная фабрика конторских книг … Ленинград … Б. Пушкарская, 14, 16, 18.»   ниже химическими чернилами бисерным почерком аккуратно выведено:  1934г. Х м-ц и подпись – З.Бояринцевой». В своё время Зоя Петровна Бояринцева, зная моё трепетное отношение к старинным вещичкам, подарила мне эту книжечку с напутствием: «Будешь записывать сюда названия своих шедевров». А я тогда даже не мечтала об издании книг, хотя был написан не один сценарий к телевизионным фильмам. Возможно, она имела в виду названия моих картин.
Я с детства любила выписывать цитаты из произведений великих писателей, изречения мудрецов и решила, что подаренная книжка послужит именно этой цели.
Читаю:

Кастанеда:
«… ужас от того, что ты человек, и восхищение от того, что ты Человек. Искусство быть воином – единственное средство уравновесить ужас человеческой жизни с её чудом».
«Мудрость без доброты и знание без уравновешенности бесполезны».
«Чувство собственной важности заставляет человека всю его жизнь чувствовать себя кем-то или чем-то оскорблённым». 

Георгий Семёнов:
«Душевный покой — это состояние человека, которое позволяет ему сделать что-то очень хорошее. Беспокойство — разрушительная сила. Но достичь душевного покоя никак не удается. …Душевный покой не имеет ничего общего с равнодушием и тем более с успокоенностью. Это гармония души и разума — главное условие творческой энергии».
…«Когда в стране бушуют политические страсти, художник обязан уйти в подполье и писать о любви, цветах и деревьях, склоненных над водой, — о вечном. Должен он быть противовесом этим страстям, иначе он не художник, а всего-навсего политик, использующий беллетристику как инструмент для достижения своих целей».
…«Красота мира и красота человека в этом уцелевшем пока мире — единственная способность понять художнику себя в этом мире низких и высоких страстей»

В конце книжки вклеены листочки, на которых запечатлены мои мысли, вероятно, родившиеся в период созревания какого-нибудь замысла в сочинительстве:
«В одном гнезде, имея общих мать и отца, вырастают два разноголосых и разнопёрых птенца и начинают клевать друг друга. Один из них насмерть заклёвывает другого. Не происходит ли то же самое среди особей человеческих? Она – эта особь - хитра и ненасытна. Такое христианское понятие, как мораль, научилась ловко обходить, ставить всё с ног на голову и, тыча пальцем в небо, с гордо поднятой головой считать себя правой».
«Как узнать, где кроется та микрочастица, возможно, не материальная, которая делает душу возвышенной? Как определить ту степень возвышенности, которая даёт человеку крылья»?
"Благодеяние, совершённое с победным видом, вызывает неприязнь».
"Добро не требует афиширования".

Светает. Я откладываю книжку. В моём воображении возник странный образ ворона в огромных очках. Я встала и нарисовала видение первым попавшимся карандашом.

Грозно смотрит на меня рождённый мною ворон. Почему, как он возник в моём воображении? Или мой мозг не согласуется с моей душой? Ведь я противник того, чтобы художник нёс негатив со своих полотен. Даже трагедия, перенесённая на холст, должна дарить надежду.