Открытое письмо о проблемах детской грамотности

Вениамин Бушмелев
Время от времени в средствах массовой информации поднимается вопрос об образовательном кризисе, охватившем российскую воспитательную сферу. Многочисленные исследования по вопросам образования свидетельствуют об обострении проблемы грамотности всего населения России. Проводимые в стране реформы образования привели к тому, что уровень грамотности не только детского, но и взрослого населения стремительно снижается. Люди потеряли интерес к литературному чтению.
В свое время разрекламированный на весь мир образовательный ценз нашего государства, в настоящем не соответствует действительности. Вспомните, что Россия когда то имела имидж «самой читающей» и «самой образованной» страны. Культура речи, как языковая политика, широко проводилась в бывшем СССР. Советские теоретики языкознания, лингвисты, педагоги, писатели и другие широкие круги общественности проводили серьезную языковую политику и пропаганду языковой нормы. В советской школе вопросы языкознания преподавали учителя, истинные подвижники, знатоки - грамотеи.  Просветительская деятельность носила весьма широкий характер. Вспоминается, как часто велись по Всесоюзному радио передачи под названием «В мире слов» и «Радио няня» для детей дошкольников, выходил телевизионный альманах «Русская речь». В настоящее время такой подход  безвозвратно потерян. Вместо этого  эфирное время  заменяется бездарной и безграмотной рекламой. Вопросы в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения пущены на самотек и остаются весьма актуальными.

Нужна целенаправленная система духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и всего населения, направленная на повышение грамотности. Этой системой должно быть заинтересовано государство и поддержано всем обществом. Понятно, что отдельные статейки по этой теме в СМИ не решат проблемы, а необходим серьезный государственный воспитательный подход, рассчитанный к привитию у каждого ребенка любви к грамоте, чтению и познанию своего родного языка, не только в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а в основном семьях. Духовно- нравственное воспитание  и привитие любви к грамоте — удел семьи и должен начинаться с самого раннего возраста путем чтения сказок и веселых рассказиков, а не показа страшилок,диснеевских мультиков и компьютерных игр.

Возвращаясь к вопросу о повсеместной безграмотности российского народа, следует спросить: «кому это нужно и выгодно?». Однозначно, власть придержавшим, депутатскому корпусу и современным нуворишам, для того чтоб в большей степени оболванивать население, безнаказанно пиарить и воровать, при чем по крупному. В этих вопросах я глубоко убежден, потому что более 10 лет я написал книжку под названием  «Сказы о родной речи для малышей и их родителей», которая посвящена чрезвычайно важной теме – привитию у ребенка любви к грамоте. В ней содержится информация о русском языке и речи, адаптированная для дошкольников и учащихся начальных классов и их родителей. Здесь можно найти ответ на многие вопросы, которые обычно задает пытливая и любознательная ребятня. В виде сказах изложено, что такое звуки, язык, речь, грамота, буквы, букварь, алфавит, письмо, какими могут быть сочинения, какие слова следует говорить, и  какие  нельзя. Это не учебно-методическое пособие, а книжка, адаптированная для семейного чтения, рассчитанная для развития у ребенка любви к грамоте, чтению и познанию своего родного языка. Книга иллюстрирована цветными фотографиями детей и окружающей нас природы.  Она была бы полезна в воспитательном процессе каждой семьи и как мирская литература для Воскресных школ. На рукопись получено более десятка восторженных рецензий и рекомендаций для широкой печати, в том числе от Союза писателей Удмуртии, Республиканского центра развития молодежного и детского развития, НИИ  нац. образования УР, УдГУ, УИИЯЛ УрО РАН, отдела по делам молодежи Ижевской и Уд. Епархии и др.
Однако, не смотря на все старания, не смог найти  поддержки в издании этой книги, ни в Год Русского Языка, ни в Год Семьи, ни среди органов образования, местных и центральных издательств. Письменно обращался в столичные издательство Детской литературы и Общественный фонд «Центр развития русского языка», но не получил никаких ответов. В настоящее время рукопись уже второй год находится в издательстве «Удмуртия» без движения, но ни Комитет по делам семьи и демографической политике при Правительстве УР, ни республиканское Министерство культуры, печати и информации, целью которых является повышение престижа и значения семьи в духовно-нравственном и социально-экономическом развитии общества, не находят средств для издания. Значит  понятно кому это выгодно!
Для убедительности изложенного начал излагать отдельные главы этой книжки в настоящем проекте.