Смертельная сила искусства

Изяслав Резник
Преамбула.
На фото кадр из кинофильма "Укрощение огня"    

Знаю, что есть немало людей, которые не любят отмечать свой день рождения, особенно женщины. Я к таким не отношусь. Ведь это прекрасный повод собрать друзей, коллег, родных и близких, пообщаться-поговорить глаза в глаза на разные темы... И мой день рождения растягивался на три дня. Иногда начинаю его на день-два раньше, чтобы было удобнее гостям. В предрассудок, что нельзя раньше отмечать, никогда не верил и не соблюдал. Отдельно на работе с коллегами, в кабинете или комнате для переговоров. С друзьями начинаю на лыжах в лесу и продолжаю в бане-биллиардной-за столом. И, конечно, дома с родственниками. Так и выходило три дня.
Но есть среди них один-единственный раз, который мне вспоминать тяжело. Прошло немало лет с того дня, когда это случилось. В тот день я потерял близкого мне человека. По вине (как ни странно это прозвучит) культового актёра, до той поры мной любимого и уважаемого. О чём тот и духом не ведал и никогда не узнал.
Небольшое предисловие. После смерти моего отца от старых фронтовых ранений в 1961 году я уехал с Украины в Куйбышев на учёбу. До 18 лет жил на пенсию за отца и стипендию. Мама через год вышла замуж за моего родного дядю, который за два года до этого тоже похоронил свою супругу. И мы с его сыном, моим старшим двоюродным братом, работавшим тоже в Куйбышевской области, были за них спокойны, и дважды в год навещали их, приезжая в родные места на Винничину. Так в мире и согласии они прожили 11 лет. В канун 1973 года я прилетел из Куйбышева в Киев,пересел на поезд и через несколько часов уже обнимал маму и дядю. Впереди у меня было 10 дней отдыха и целых 3(!) дня рождения : 1-го января у мамы, 7-го у меня и 9-го у дяди – так совпало. А вообще, как я люблю вспоминать, январь-месяц в этом плане был для моей родни очень щедрым – в январе родились ещё 5-6 ближайших родственников, включая моего сына и дочь брата - да всех не перечислишь. Совпадение – у моего двоюродного брата день рождения был тоже 9-го января, в один день с отцом! Дяде должно было исполниться 62 года и он уже был на пенсии. Здоровье было подорвано, как и у всего поколения, пережившим войну. Он, как и отец, бывший фронтовик и был ранен один или два раза, не помню точно.
Теперь перехожу к событиям 7-го января. Зима, мороз, снег. Мама приготовила все мои любимые блюда и мы хорошо посидели-пообедали, выпив по 100 грамм коньячка и хорошенько закусив. А на пять часов дневного сеанса у нас были билеты в кинотеатр, находившийся от нас буквально в двух шагах, через дорогу. В этот день шёл фильм «Укрощение огня» об академике Королёве, родоначальнике пилотируемой космонавтики в СССР. В главной роли Кирилл Лавров (недавно повторно прошёл на каком-то телеканале телесериал, где он сыграл заметную роль). В ту пору я работал в Байконуре на космодроме, а дядя очень интересовался моей работой. В силу существовавших тогда секретности и разного рода подписок о неразглашении многого я не мог ему рассказать, а тут кинофильм, что называется в тему. И мы пошли в кинотеатр. Теперь подхожу к кульминационному моменту.
В фильме есть почти натуралистичная сцена, где Королёву стало плохо, ему дают валидол, но он умирает. После неё неожиданно дядя наклонился ко мне и сказал : «Что-то мне душно, давай выйдем». Мы с мамой взяли его под руки и вернулись домой. Дядя лёг на диван, мама положила ему под язык таблетку, он вздохнул и ...его не стало!
Говорят, что только очень хорошим людям Б-г посылает такую лёгкую кончину. Он и был таким добрым и душевным человеком и никогда не делал различий между мной и родным сыном. Вызвали скорую, его пытались откачать, но было поздно... Лишь к полуночи удалось по заказу дозвониться до брата (тогда автоматической связи в Союзе ещё не было), чтобы сообщить ему горестную весть. Он успел добраться 9-го января за три часа до похорон, в свой и отца дни рождения. Вот так в свои дни рождения мы уже много лет вспоминаем(поминаем) и близкого нам человека.
Прошло немало лет. Время сгладило боль утраты, и я иногда размышляю – что же это было : эмоциональное восприятие-впечатление, потрясение от гениальной игры актёра или всё же судьба-рок, отпущенные ему свыше? Или то и другое вместе ?   А то, что смерть и похороны пришлись на наши дни рождения? Мистика или cлучайное совпадение? Не знаю...