Свердловск. 1954

Алексей Ратушный
СВЕРДЛОВСК, 1954-ЫЙ ГОД

Перед Вами Свидетельство об окончании средней школы (школы рабочей молодёжи №7), которую мама закончила как раз между возвращением из ГУЛАГа (мне на момент появления этого документа полтора года) и появлением второго ребёнка (Серёжа родится через год и четыре месяца). Документ этот - потрясающий.
Вся семья живёт в одной большой комнате коммунального дома. В этой комнате проживают бабушка, Рона, мама, Миша, мой отец, только что прибывший из ГУЛАГа, Зента (высланная из Эстонии и в войну поселившаяся у нас), наконец автор этих строк в самом нежном возрасте. Комната поделена на углы ширмами. Вот в этой "обстановке" работающая на швейной фабрике мама сумела закончить школу на одни пятёрки. А дальше она с двумя малышами на руках будет, работая на трёх работах (ночной сторож, уборщица в ателье, дворник) будет на пятёрки учиться на дневном отделении Горного Института на не хилом факультете с не хилой специальностью "геофизика", решая уравнения Эйлера и Гаусса, строя эпюры напряжений, разбираясь в электромагнитных амплитудах и отраженных от границы Мохохоровича сейсмических волнах.
Она откроет четыре месторождения, дойдёт до должности начальника геофизического отряда, будет вести циклы литературных передач на областном радио. Издаст книги отца и пять сборников стихов, войдёт в число известных уральских поэтесс.
Мама до 75 лет преподавала математику в классах "Домашней школы".
До последних часов своей жизни она сохраняла потрясающую память, и, например, помнила практически все телефоны, чем часто пользовались окружающие, обращаясь к маме, как справочнику.
В её библиотеке было три тысячи сборников стихов, и она могла часами на память цитировать сотни авторов.
Вот и верь после этого в утверждение, что мамы детей рождённых в зоне - и мамы никакие, и люди никудышные...