Два пути

Михаил Пярн
«Только два, два пути предо мной предлежат,
               
По какому идти, от какого бежать.
               
Только два алтаря предо мной предстоят,
               
На который из них жертва моя?…»
 
                Из песни В.Волкова «Два пути».


Два пути.

Действующие лица:   священник, прохожий, голос.

Картина первая.


Священник:

Сын, ты пришел в столь поздний час,
Храм закрыт уже,
И разговор не сложится у нас.

Прохожий:

Отец, в писании священном говорится,
Стучите и вам откроют,
Я хочу на деле в этом убедиться,
И между тем – не властно время,
Над душою,
Я к вам на исповедь пришел,
Хоть и ночной порою.

Священник:

Сын мой, ты слишком возбужден,
И исповедь твоя…
Не вылечит тебя.

Прохожий:

Отец,  а если завтра буду я сражен,
Недугом смертным,
А если не успеешь ты прийти,
И мне причастие святое принести,
Что будешь делать ты тогда?

Священник:

Сын мой, не говори так никогда,
Всему есть время и свой час.

Прохожий:

Отец, да нету времени у нас!
Хоть на дворе ночной мороз
Соткал узор,

Пришел как прихожанин я,
А не как вор.
Мне нужен твой совет,
Мне слово  тайное как свет,
Ночную разгоняет тьму.
И может быть тогда  к утру,
Вздохну спокойно и усну…

Священник:

Сын мой, да дело ли в словах,
Слова бросаются на ветер.
А ветер превращает в прах,
Все то, что есть на этом свете…

Прохожий:

Отец ты лжешь!
Моя душа стремилась к Богу,
Ты проводник ее!

Священник:

Сын мой, не поднимай в душе тревогу.

Прохожий:

Отец, мне нужен только миг,
Открой свой храм,
Святой иконы лик
Я поцелую сам!

Священник:

Сын мой, дай руку мне,
Ты весь горишь,
Душа твоя в огне.

Прохожий:

Отец ты говоришь,
И сладко слышать речь твою,
Я на колени упаду,
Но исповедь мою ты выслушай,
А то я пропаду
И сгину.
И в порочную лавину,
Меня внесет безумная река,
И вот тогда твоя рука
Меня не вытащит со дна!

Священник:

Сын мой, в твоих словах есть глубина,
Но не совсем понятна мне она.
Ты к храму шел,
А где твой крест?

Прохожий:

Отец я потерял свой крест,
Осталась только цепь.

Священник:

Видать из дальних мест
Тебя сюда дорога привела?

Прохожий:
Отец, о если бы моя душа могла
Родиться вновь,
Я крест бы вырезал в груди!

Священник:
 
Сын мой довольно слов,
За мной иди…


Картина  вторая.

( появляется голос)

Голос:

А ты,  прохожий, обманул меня,
У нас с тобой был договор…

Прохожий:

Отстань, отстань, прошу тебя,
Я не хочу твой слушать вздор.

Голос: 

Ты дерзок стал,И твои речи…

Смотри, от них коптятся даже свечи.
Ты так любил красиво жить.
Ты был дитя моей любви,
Тебя я создал,
И в твоей крови
Течет по жилам кровь моя.

Прохожий: 

Прошу тебя Уйди, уйди!

Голос:   

А вспомни, ты был нищ и гол,
Тебя одел я, денег дал,
Ты ел и пил, ты в гору шел,
А скольких женщин ты ласкал,
Вино любил и сквернословил…
И как же так случилось вдруг,
Что я тебе теперь не друг?!


Ты слишком много должен мне,
Платить приходится вдвойне!
А ты лишь только крест отдал,
И даже не отдал, ты мне его продал!
Продал распятого Христа,
И нету на тебе креста,
Осталась только цепь.

А теперь на исповедь идешь,
Прохожий, ну зачем ты врешь,
Нам было хорошо вдвоем.
Я все твои желанья исполнял,
Ни в чем тебя не предавал,
Во всем тебе я потакал.

Ты на волне веселья и разврата
Смог убедить себя, что выше всех,
Но предупреждал я, что настанет день
И час расплаты,

В душе заставит шевелиться грех.
И вряд ли ты поднимешься наверх,
Твои ступени вниз тебя ведут,
И шаток твой карниз,

Изменчив у судьбы маршрут.
Я думаю, сейчас не поздно
Одуматься,
Ведь голос мой,
Пока еще с тобой.

Прохожий:   

Прочь от меня уйди, исчезни,
Пусть лучше я оглохну,
Мне надоели твои бредни!

Голос:

Нет прохожий.
Ласкать твой слух
Я буду вечно
Как корм подножий
Поглощает стая мух,

Как на одном кусте
Десяток алых роз
Сосут кореньями навоз,
Как в вышине
Орел глазами сверлит мышь,
Как стая воронья
На мясо тухлое слетает с крыш,

Как яд змеиный
В одно мгновенье
Сурка сражает наповал,
Как в море сильное волненье
Девятый поднимает вал
И тонут корабли,

Ложатся брюхом в ил,
Так и тебе не вырваться
Из скрученной петли.
Тебе не хватит сил,

Ты слаб и плоть твоя глупа,
Душа слепа, глаза пусты.
Ты не избавишься от суеты.
И отпустить тебя я не могу,
Ты у меня в большом долгу!

Прохожий:

Нет, я принадлежать тебе не буду.
Я лучше в омут с головой!
Твой скверный голос,
Как кошмарный сон забуду!

Священник:

Сын мой,
Нарушая общепринятый закон,
Исповедь твою готов принять я.
Готов ли ты?

Голос:

Прохожий, из храма выйди вон!
Тебе здесь делать нечего….

Священник:

Сын мой,
Слышишь колокольный звон?!
Примета добрая для нас,
Молитва вознесется к Богу
И он услышит!
Душа забудет про тревогу,
Глаза живую радость обретут,
Сомнения исчезнут,
Мысли просветлятся…

Голос:

Прохожий, не надо мне сопротивляться.
Давай уйдем, уже светает!
Нас ждет веселье и игристое вино.
Я обещаю, что никто об этом не узнает,


Ведь мы друзья с тобой давно,
И стану я хранителем твоим.
И тайны никогда не станут явью!

Священник:
Сын мой, внимай словам моим!

Прохожий:

Отец! Язык мой онемел,
Душа разорвана на части…