1952-1957. Куйбышев. Кинель

Тё Николай Яковлевич
Появление двух смуглых загорелых брюнетов среди абитуриентов Куйбышевского сельскохозяйственного института вызвало неподдельный интерес у многих- тогда это была настоящей экзотикой и  студенты не славянского типа были большой редкостью. Эти парни были бывшими спецпереселенцами из Приморья, направленные в Российскую Федерацию на учёбу из Казахстана- Пак Борис и Тё Яков, мой отец.
После сдачи устного экзамена по русской литературе, а отцу выпало  по билету прочесть Горьковского"Буревестника"(Помните: Над седой равниной моря гордо реет буревестник,чёрной молнии подобный...?"),как лежала от хохота под столом вся приёмная комиссия- умолчу, но профессор, вытирая слёзы, высказал отцу одно замечание: "Молодой человек," четверку" за вашу смелость! Впервые за свою жизнь слышал такой непонятный русский язык! Учитесь,юноша!Дерзайте!" Точные науки сдались перед юношеским напором и земляки получили вожделенные корочки студенческих билетов ,зачеток, пропусков.
Отец жил  в комнате с четырнадцатью соседями, койки стояла в три яруса, стол выносили ночами в коридор, где горела яркая дежурная лампа, под свет которой было столько прочитано- заучено- начерчено. Это про нас присказка- вспоминает отец- "Господин студент, стряхните пыль с ушей"- бывало, придёшь с ночной разгрузки барж с мукой или цементом и спишь  на лекциях, а преподаватели сердобольные  не будят- жалели нас. Общественной работы много было- сдавали нормы ГТО летом на стадионе, еженедельную стенгазету выпускали, дружно ходили на праздничные демонстрации, работали на субботниках, хором пели всем курсом, состояли в народной дружине- отлавливали узкобрючных стиляг, журили обнимающиеся парочки. На пятом курсе почти весь учебный год весь курс - почти сотня парней и одна девушка- работали ремонтниками в МТС Казахстана и Нечернозёмья, за свой труд получив вместе с дипломами медали"За освоение целинных земель".


МТС-машино-тракторные станции