Столица Урала помнит Высоцкого в Свердловске

Александр Жгутов
Столица Урала помнит Высоцкого в Свердловске.
                или
Послесловие к Евангелию от Высоцкого.


 «…Я гуляю по Парижу —
И то, что слышу, и то, что вижу,
Пишу в блокнотик впечатлениям вдогонку:
Когда состарюсь — издам книжонку…»
 В. Высоцкий «Письмо к другу, или Зарисовка о Париже (И. Бортнику)»


    Неожиданная встреча в городе Екатеринбурге  с сегодняшним Владимиром Высоцким не могла меня оставить равнодушным ни к  памяти горожан, которую они сохранили о  кратковременном пребывании поэта в городе Свердловске, 
ни к большому городу Екатеринбургу.

    Конечно, без участия самого  Владимира Семёновича Высоцкого, без  стихов Ф.И. Тютчева, Владимира Маяковского и Николая Рубцова, моё «Послесловие к Евангелию от Высоцкого…» было бы совершенно скупым и куцым и,  наверное, никому не нужным.
Вот о том, что я увидел и узнал за время своего частного  пятидневного визита в Екатеринбурге, и хочу поделиться с вами.


   В детстве мы,  даже не подозревали, что наш мозг постоянно порождал в нас различного рода ассоциативные связи. С утра до вечера и, особенно, когда засыпали под бабушкины сказки, нас будоражило и куда-то влекло, данное нам природой, ассоциативное мышление. Так мы  развивали свой  эмоциональный и  интеллектуальный уровень, учились  жить.

   С детских лет и по сей день, я  постоянно  использую ассоциацию, как  ссылку в поисковом окне компьютера, для получения  информации из прошлого; о городах, людях или события  дней минувших.

   К 75-летнему юбилею Владимира Семеновича Высоцкого, не преследуя каких-либо корыстных или иных личных целей, рассказал на своей странице сайта  Проза Ру  о влиянии его творчества на мою личную жизнь.


«Евангелие от  В.С. Высоцкого или Высоцкий в моей жизни...»

 http://www.proza.ru/2013/01/27/1794

    Эта публикация  нашла  живой отклик читателей. Однако, нашелся один, ярый недоброжелатель Высоцкого и его творчества, который плеснул  свою ложку дёгтя  антисемитского и грубого шовинистического толка в адрес  поэта.
    Ну и, конечно же,  прокатилась его телега с навозом и по поклонникам таланта Высоцкого, и  по мне,  как по автору публикации.

   Но это всё проходящее. А Высоцкий, слава Богу, жив и поёт.

   Вернуться вновь к теме о В.С. Высоцком, и не только о нём, меня побудила  недавняя поездка в город Екатеринбург.


   А пока, я открою "закладку" в своей памяти  и  вернусь в российское,   советское и своё прошлое.
   Первые  знания об Урале в детские годы мои были от бабушки, которая рассказывала мне про святой, заговорный  Алатырь-камень, который находится якобы  в  священных  Рипейских горах.
   Она мне рассказывала о  жизни народа в давние времена и том,что много вологодских людей,особенно из старообрядцев, ушли от нужды и гонений в поисках лучшей жизни за Большой Камень. Так она называла Уральские горы.

    Со временем мои знания об Урале ширились и углублялись за школьной партой,  а также  по сказам  П. Бажова, произведениям  Д.Н. Мамина-Сибиряка и из иных источников.
Однако все эти былинные и историко-географические познания об Урале каких-либо острых ассоциаций в моей голове не порождали,до тех пор… пока не произошло знаковое событие в моей жизни.


                ***


    В связи с моим переводом  из Средней Азии к новому месту службы в Вологду, в июле 1977   я со своей женой и шестилетним сыном прибыл в Москву.
Мои сослуживцы для нас  забронировали  номер в гостинице «Урал».
    Пока я оформлял анкеты гостя, внимание моего сына Алексея привлекло большое панно в холле гостиницы, на котором изображался красочный пейзаж  уральских гор.
 Расспрашивая меня про Урал, Алексей  вдруг неожиданно выразил желание побывать на Урале.

    На это я ему  тогда сказал, что  когда вырастешь, побываешь везде, где захочешь. На этом обсуждение темы про Урал закончилось, а  через 12 лет случилось так, что   по какому-то провидению он,  по рекомендации практически незнакомого нам работника прокуратуры, подал документы для поступления в Свердловский юридический институт.
    Вот так, он и я  в июле 1989 года оказались в городе Свердловске и разместились в гостинице «Свердловск».
    В гостиничном номере Алексей вспомнил про московскую гостиницу «Урал» и, о высказанном им в июлю 1977 года, желании побывать на Урале.
 
 -  Вот, сын, ты и приехал на Урал. Пойдем для начала  познакомимся с городом, где тебе теперь возможно придется жить. - сказал я ему, разглядывая привокзальную площадь из окна гостиницы.

    В то время Свердловск ни чем   не отличался от многих других крупных промышленных советских городов. Разве только  мрачной «славой» города, в котором  свершилось цареубийство.
 
    На месте, снесенного Ельциным Б.Н. в 1977 году дома Ипатьева,  в подвале которого Юровский со своей расстрельной командой учинил    кровавую расправу над членами царской семьи, мы увидели Поклонный крест.

   Оказавшись на центральной площади «1905 года», перед  зданием Горсовета тусовалась какие-то странно одетые молодые люди, которые  исполняли абсурдные  частушечные песенки.
 Тут же, один из парней, демонстрировал, похожие на детские рисунки, смешные картинки с надписями типа: «Если ты Герла что надо, ты не пей, не пей, не надо» или «Они- люди. Любят деньги. Ну, легко мысленны. В общем, напоминают прежних»
 
   Как оказалось,  это были участники только что созданного в Свердловске  свободного художественно-музыкального общества «Картинник».
   Его создателем был экстравагантный  художник, стихотворец, панк-скоморох  Евгений Михайлович Малахин, он же- Старик Букашкин (Какий Акакиевич Кашкин, Народный Дворник России Букашкин, Народный Старик России Б. У. Кашкин.
Старик Букашкин был мастер андеграунда и первый пропагандист «современного искусства» в Свердловске-Екатеринбурге.
В настоящее время  на территории Уральского государственного университета открылся музей Старика Букашкина.

   В 80-х годах прошлого века в Свердловске-Екатеринбурге,   были созданы и стали звездами рока  группы «Чайф», «Наутилус Помпилиус»,  «Агата Кристи», «Настя», «Чичерина», «Смысловые галлюцинации» и другие рок-группы.
   В настоящее время в Екатеринбурге из этих групп   остались  «Чайф» и «Смысловые галлюцинации».
 
   Таким образом, мы с Алексеем  летом 1989 года  оказались не только  в  столице Урала, но и в третьей  культурной столице российского рока.
 
   Вступительные экзамены мой сын сдал в Свердловский юридический институт ,а в 1994 году окончил Уральскую государственную юридическую академию. 

 
                ***


    В октябре 2014 года я, вместе с женой, приехал Екатеринбург, навестить свою внучку, которая решила пойти по стопам отца и, без какого-либо понуждения, уехала из города Череповца учиться в Уральскую государственную юридическую академию.
Вот так я вновь оказался  в городе, который за четверть века изменил облик и своё название.

   В Екатеринбург мы с женой  прибыли  темной октябрьской  ночью.
Утром,  когда   первые солнечные лучи  только-только с азиатской стороны начали озарять европейскую сторону, я вышел на балкон  и, с высоты десятого этажа, обозрел городской  пейзаж.

  Это был уже не тот Свердловск, с остатками развалюх царских времен,бараками первых советских пятилеток по окраинам и с  хрущевскими пятиэтажками, построенными  60-х  годах прошлого столетия.
 Я увидел современный красивый город с  торгово-развлекательными центрами, такими, как PARK HOUSE,  но, слава Богу, и другие ТРЦ с русскими названиями, как например: Алатырь, сияющие  золотом  купола восстановленных храмов.
  В центре города, над всеми этими архитектурными сооружениями гордо возвышалось  современное, из стекла и бетона,  здание-небоскреб.
Поблизости с  этой высоткой,  на другой стороне городского водоема, я увидел  подобное строящееся высотное здание.

   На мой вопрос, а что это за  высотные сооружения?   Виктория  мне ответила:
  -«Дедушка! Это же небоскреб «Высоцкий»!

   Слова из песни Владимира Высоцкого сразу  обрели  реальность.

«…Как Вечным огнем, сверкает днем
Вершина изумрудным льдом,…»

   Оба эти небоскреба сияли в лучах восходящего солнца и переливались всеми красками радуги.



                ***


   Небоскрёб «Высоцкий» располагается в самом центре Екатеринбурга между улиц Красноармейской и Малышева , до 7 сентября 2010 — 3-я очередь комплекса «Антей» — «Антей-3»).
Это 54-этажное сооружение (с учётом 6 технических этажей).
   На сегодняшний день (15 октября 2014 года) это  самое высокое здание не только в Екатеринбурге, но и всей России,  исключая территорию города Москвы.
   Небоскрёб «Высоцкий»  в Екатеринбурге уступает  по высоте только недостроенной телевизионной башне, а также радиомачте в районе Шарташа.
 
   В прямой видимости от небоскреба «Высоцкий», на территории будущего комплекса Екатеринбург-Сити,  строится  ещё один, самый северный небоскрёб планеты, Башня «Исеть». Максимальная высота этого здания  должна  составить до 215 метров.

   В августе 2010 года директор бизнес-центра «Антей» Андрей Гавриловский, почитатель таланта Высоцкого, объявил конкурс на новое имя для небоскрёба «Антей».
  С  согласия семьи Высоцких, по результатам конкурса,  башне было присвоено  имя — «Высоцкий»

   25 ноября 2011года, с участием  сына Высоцкого - Никиты,  был открыт  небоскрёб  «Высоцкий».
На церемонии открытия Никита Высоцкий заявил:
— «Мы собрали семейный совет и решили разрешить этому зданию носить фамилию Высоцкий. Приятно, что такое красивое здание носит имя моего папы.»
   По этому торжественному случаю в екатеринбургском киноконцертном театре «Космос»,  был показан предпремьерный фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».

 4 мая 2012 года  на 52 этаже небоскреба, на высоте 188 метров, открылась смотровая площадка,  с которой обозревается  весь огромный  город Екатеринбург.


                ***


    15 октября 2014 года я поднялся  на смотровую площадку  Бизнес Центра «Высоцкий». Моему взору открылась, захватывающая дух, удивительная красота круговой панорамы всего Екатеринбурга.
Передо мной ширились, уходя до самого горизонта, чудесные, сказочные бажовские  виды  окрестностей  Среднего Урала.
Разглядывая  с такой верхотуры   широкие   ленты улиц с   потоками  автомашин и  исторические ансамбли особняков и  театров, купола храмов, я  реально  почувствовал, что оторвался от суеты  жизни.

   Во мне ожил и запел хрипловатый голос Марины Влади:
 
« Без запретов и следов,
Об асфальт сжигая шины,
Из кошмара городов
Рвутся за город машины,…

...Это скопище машин
На тебя таит обиду...

...Впереди - гляди - разъезд!
Больше риска, больше веры!
Опоздаешь! Так и есть!...
Ты промедлил, светло-серый!...»

(Владимир Высоцкий - Песня о двух красивых автомобилях)


    Но тут же, глядя  вниз,  почти с 200 метровой высоты,  мне вспомнилось, как  Высоцкий в  песне «Письмо к другу, или Зарисовка о Париже» (И. Бортнику)»
 с иронией  делился со слушателями  о своих парижских ощущениях:
 
«…И вот плевал я , Ваня, с Эйфелевой башни
На головы беспечных парижан!

А в общем, Ваня, Ваня, Ваня, Ваня,
мы с тобой в Париже
Нужны — как в русской бане
лыжи!...»


   Находясь на  смотровой площадке, я узнал, что
с 2013 года на  башне «Высоцкий» ежегодно проводится вертикальный забег.
 Участники этого забега, кто рассчитывает  покорить вершину небоскрёба,  должны пешком, бегом, ползком, кто  на что способен, преодолеть1137 ступенек,  чтобы финишировать на смотровой площадке.

Наверное,  в сердце каждого участника  вертикального забега стучатся, как пульс, слова Высоцкого:

»…И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони! Ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим, у которых вершина еще впереди…»

   Как завороженный, я, спускаясь « с небес» на грешную землю, напевал,любимую мною  ещё с Памира, песню Владимира Семёновича
«Прощание с горами»

«…В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы — просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покорённых вершин,…"

                ***   

   23 января 2013 года Андрей Николаевич Гавриловский,  на втором этаже  небоскрёба «Высоцкий»,  торжественно открыл, созданный по его инициативе с вложением собственных средств, музей актеру театра и кино, поэту  Владимиру Высоцкому.

 А это, согласитесь,  для почитателей таланта Высоцкого- гения ушедшей эпохи,  дорого стоит.
   Хотя какой-то неприятный осадок от возни вокруг бизнес-центра и башни  «Высоцкий» в душе всё-таки остался тлеть.

   Андрей Гавриловский,  в честь 75-летия со дня рождения  Владимира Семёновича Высоцкого, сделал подарок не только  городу Екатеринбургу, но и всем  нам – россиянам, и не только.
   На церемонии открытия  музея присутствовал сын Владимира Высоцкого – Никита
Высоцкий.
   По этому поводу он  сказал, что музей Высоцкого  открыт только стараниям уральских поклонников.
 

   Естественно, зная о музее Высоцкого, расположенном на втором этаже этого небоскрёба, я ознакомился с представленными там экспозициями.

   Меня приветливо встретила смотритель музея Вера Васильевна.

   Если на смотровой площадке было много народу, как сельдей в бочке, то  в зале музея, кроме меня,экспонаты обозревали ещё человека три.

   Мне в музее  больше всего понравилась  воссозданная обстановка и климат нашей прошлой советской жизни.
   Я не торопливо переходил  от  одной экспозиции к другой. В зале негромко звучали песни Высоцкого. В памяти всплывала та эпоха, в которую жил В.С. Высоцкий и мы,  слушатели его песен.

   Вот  помещение кухни:  холодильник, стол и табуретка, гитара и … маленький радиоприемник с проигрывателем «Серенада».
   Точно  на таком проигрывателе в 1968 году, находясь в отпуске у матери в её деревенском доме, я прослушивал, наверное, первую грампластинку Высоцкого с песнями из кинофильма «Вертикаль».

   Прохожу чуть дальше - вот легендарная  автомашина   Мерседес 350 и тут же документы, подтверждающие её принадлежность В.С. Высоцкому.
 Около машины  восковая фигура Высоцкого изготовленная екатеринбургским скульптором Александром Сильницким.

   Среди  представленных в музее экспонатов  моё внимание привлекла воссозданная  обстановка номера  в гостинице «Большой Урал», где проживал Владимир Высоцкий в 1962 году во время гастролей  театра,в котором он тогда служил.
   В музее представлены и некоторые личные вещи поэта,  фотографии детских и юношеских лет жизни и  другие предметы  той поры.

   Я не знаю, как бы отнесся сам Высоцкий и к небоскрёбу со своей фамилией и графическому  вензелю «В».
   Мне кажется, что весьма снисходительно, но без особого восторга.  Для этого имею основания так думать.
   Вы же сами  помните:

   По ходу спектакля "Свой остров"  Высоцкий в своей песне «Не люблю», пел:               

«…Я не люблю открытого цинизма,
«…В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо…»

   В Свердловске Владимир Семёнович побывал в 1962 году дважды.
   Первый раз он приехал в феврале 1962 года,  когда служил в Московском  театре миниатюр, а,вторично, в июле  этого же года,когда перешел в  Московский драматический театр имени Пушкина.
   У этих театров как раз в 1962 году проходили гастроли в Свердловске.
   
   Ни город Свердловск, ни гостиница «Большой Урал», где он останавливался, на Высоцкого впечатления не произвели.
   Он сам рассказывал, что «… город  такой – тусклый..», «… мелкая дрянь падает с неба…», «кто может жить — здесь — тот ежеминутно совершает подвиг». «…В гостинице есть душ, в подвале. Горячей воды нет….»

   Гастрольная жизнь  в феврале 1962 года с Московским театром миниатюр Высоцкого удручала, роли в спектаклях были только в массовке, а к тому же Высоцкий  тогда был со скандалом уволен из театра.

   В июле 1962 года, когда он вновь приехал в Свердловск  с Театром имени Пушкина, куда поступил на службу, он сыграл уже  почти во всех  спектаклях.
 
   В этот период Высоцкий  публике был  совершенно не известен.
   Его популярность ещё не  звучала на полную мощь динамиков из окон всех общежитий страны и не разматывалась  по всем городам и весям Советского Союза сотнями километров магнитофонных записей с его песнями.
   К 1962 году  Высоцким были написаны всего-то  десятка два песен, как он сам говорил, «блатной тематики»; «Татуировка», «Я был душой дурного общества», «Тот, кто раньше с нею был», « Зэка Васильев и Петров зэка».
   Но, всё-таки, во время пребывания  на гастролях в Свердловске, Высоцкого посетила муза в  464 номере гостиницы «Большой Урал».
   В Свердловске он написал песню «Не уводите меня из весны»

  « Весна еще в начале, еще не загуляли,
   Но уж душа рвалася из груди,
   Но вдруг приходят двое, с конвоем, с конвоем,
   "Оденься, - говорят, - и выходи".
    Я так тогда просил у старшины:
    "Не уводите меня из весны!…"
   
      
    Видимо что-то созвучное с песней творилось тогда в душе Высоцкого, что-то бередило, тревожило его,но не срасталось в жизни у поэта, как он о том мечтал.

    Конечно, с такими песнями, в то, советское, время  Министерство культуры СССР, ни при какой погоде, не позволило бы Высоцкому выступить даже в сельском клубе самой дальней деревеньки  страны Советов.

    Это сейчас, сразу после отсидки в зоне, можно петь, что ни попадя, со сцены Кремлевского Дворца съездов.

    Отдавая дань памяти Высоцкому и о  его кратковременном пребывании в Свердловске,  по инициативе благодарных горожан Екатеринбурга,  в январе 92-го года одну из магистральных улиц, в жилом районе «ЖБИ» Кировского административного района города, назвали  его именем.
    Первоначально эта  улица  носила название в честь организатора комсомола на Урале и в Екатеринбурге Риммы Яковлевны Юровской, которая в составе дружины революционера Малышева в 1918 году  участвовала в борьбе с войсками атамана А.И.Дутова.
Римма Яковлевна  приходится дочерью  Якова Михайловича Юровского, того самого революционера, советского партийного и государственного деятеля, чекиста, одного из главных участников расстрела  последнего российского царя Николая II и всей его семьи.

    Если бы Высоцкий только мог предполагать какую улицу Свердловска  назовут его именем  в Екатеринбурге спустя 30 лет после его пребывания в этом городе, он бы, наверное,  круче расставил акценты в своей песне автозавистника:
 
«Произошел необъяснимый катаклизм:
Я шел домой по тихой улице своей -
Глядь, мне навстречу нагло прет капитализм,
Звериный лик свой скрыв под маской Жигулей!

Я по подземным переходам не пойду:
Визг тормозов мне - как романс о трех рублях,-
За то ль я гиб и мерз в семнадцатом году,
Чтоб частный собственник глумился в Жигулях!...»
 

    Естественно, что, находясь в Екатеринбурге, я не мог пройти мимо  памятника Владимиру Высоцкому и Марине Влади, созданного скульптором Александром Сильницким
Идейным вдохновителем создания памятника и  спонсором  его возведения является Андрей Гавриловский.  Композиция памятника и образ В.С. Высоцкого согласованы с  Никитой Высоцким
    Памятник установлен рядом с главным входом в торгово- развлекательный центр «Антей»,  напротив гостиницы «Большой Урал», в которой Высоцкий  проживал в 1962 году.
   Фигуры памятника отлиты в бронзе и выглядят очень естественно, так как  полностью соразмерны с   человеческим ростом.
   Глядя с некоторого расстояния на эту великолепную композицию, создается впечатление реальности, будто бы Высоцкий, возбужденный радостью свидания с Мариной, напевает ей под гитарные переборы свою  песню «Баллада о любви»:
               
 «…И много будет странствий и скитаний,
     Страна Любви - великая страна!
    
     …И я поля влюбленным постелю,
     Пусть поют во сне и наяву:
    "Я дышу и значит - я люблю.
     Я люблю и значит - я живу."


    После посещения музея Высоцкого,возвратившись в квартиру внучки, я заглянул Интернет и полистал сайты, связанные с увековечиванием памяти всенародного любимца.

    Не скрою, был поражен.

    Музеи Высоцкого действуют; в Москве –«Дом Высоцкого на Таганке, В Екатеринбурге в бизнес-центре «Высоцкий»,  в Краснодаре ,в Самаре,Нарве Красноярского края, в Кошалине –Польша и Шымкенте-Казахстан.

    В  44-х крупных и малых городах и селах  бывшего СССР и за рубежом  поставлены памятники В.С.Высоцкому, в двадцати одном населенном пункте по всей России, от Владивостока до Воронцовки в Оренбургской области, приколочены мемориальные доски.
 
    Именем Высоцкого названы  улицы, бульвары, аллеи, скверы, набережные, переулки в 177  городах, поселках России  и других странах.
 
    Не считая астероидов, горных вершин и крутых перевалов, имя поэта  на своем борту носят корабли:
-Танкер «Владимир Высоцкий». Порт приписки — Новороссийск,
-Пассажирский теплоход «Владимир Высоцкий». Построен на верфи города Бойценбург (Германия). Так как в связи с распадом СССР не был выкуплен, его   продали в  Китай. Имя теплохода якобы сохранено,
-Катер «Владимир Высоцкий», в порту  г. Самары,

   Яхта «Владимир Высоцкий», совершила переход через Средиземное море и Атлантический океан.

   Именем Владимира Высоцкого назван  даже один из самолётов Airbus A330 компании Аэрофлот.
   В городе Пятигорске, редактором Валерием Перевозчиковым, издается журнал «В поисках Высоцкого»

   Всероссийский центр изучения общественного мнения в 2010 году. Проводил опрос на тему «Кого вы считаете русскими кумирами ХХ века»
   Высоцкий Владимир оказался вторым по популярности после первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. 
   Такое уважение и всенародная любовь к  Юрию Гагарину и Владимиру Высоцкому заключается в их энергетике  и беспредельной искренности.
   Кроме того, Владимир Высоцкий обладал уникальной способностью яркого раскрытия  образов в своих песнях и на сцене.

   Если кто-то из людей, поколения 40-80 годов прошлого столетия, вдруг, где-то в далеке от родных берегов, увидит  танкер, или теплоход,  с именем «ВЫСОЦКИЙ»,  то вероятнее всего вспомнит и стихи известного поэта, современника Сергея Есенина, Владимира Владимировича Маяковского:

«…Я недаром вздрогнул.
                Не загробный вздор.
В порт,
       горящий,
               как расплавленное лето,
разворачивался
              и входил
                товарищ "Теодор
Нетте".
Это - он.
         Я узнаю его.
В блюдечках-очках спасательных кругов.
-Здравствуй, Нетте!
                Как я рад, что ты живой
дымной жизнью труб,
                канатов
                и крюков.
Подойди сюда!
             Тебе не мелко?
От Батума,
          чай, котлами покипел...
Помнишь, Нетте,-
                в бытность человеком…

(«Товарищу Нетте, пароходу и человеку»
 Владимир Маяковский.)

   Те, кто прочитал  до этого абзаца моё повествование, когда увидят название  «Владимир Высоцкий» на борту яхты,  рассекающей  крутую морскую волну на встречном с вами курсе, вспомнят; одни-лирики, песню "Корабли"

"Корабли постоят — и ложатся на курс,
Но они возвращаются сквозь непогоду...
...Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все, кроме тех, кто нужней.
Я не верю судьбе,
я не верю судьбе, а себе — ещё меньше...",


 другие, "морские волки", песню "Ещё не вечер"

"Четыре года рыскал в море наш корсар,
В боях и штормах не поблекло наше знамя,
Мы научились штопать паруса,
И затыкать пробоины телами.
За нами гонится эскадра по пятам,
На море штиль и не избегнуть встречи,
Но нам сказал спокойно капитан:
"Еще не вечер, еще не вечер"....

  Тем и другим, дай Бог, семь футов под килем.
               

                ***


   Гуляя по большому городу, мы с женой побывали  на екатеринбургском «Арбате»,  что на улице Вайнера.
   Улица Вайнера, получила своё название в 1919 году по фамилии большевика Л. И. Вайнера, который ни какого отношения к братьям Вайнерам, авторам романа «Эра милосердия" и кинофильму «Место встречи изменить нельзя», не имеет.

    С Екатеринбургского  «Арбата» мы вышли  на «главную» площадь города «1905 года». Это название площадь носит неизменно с 1919 года.
     На площади, со времени моего посещения города в 1989 году, почти ничего не изменилась.
Даже название улиц, которые соединяются с  площадью остались прежними; это улицы Вайнера, Урицкого, 8 Марта, переулки Банковский и Володарского, а  с  запада на восток площадь пересекает Проспект Ленина.

    Здание бывшего  «Горсовета», теперь Администрации города Екатеринбурга, украшает та же башня с золоченым  звездным шпилем и курантами, с фигурами по периметру крыши.
 Правда, за зданием Администрации теперь пол горизонта заслоняет небоскрёб «Высоцкий».
    
     В полностью реконструированных домах купцов Коробковых с 2009 года  открыт Торговый Центр «Европа».

     Напротив Администрации Екатеринбурга, как и прежде, стоит памятник В. И. Ленину,  установленный 5 ноября 1957 году.
Фигура В.И Ленина, установленная на гранитном постаменте, повернутая задом к ТЦ «Европа», жестом своей мощной руки как бы указывает вектор движения Администрации города Екатеринбурга.

    Конечно, санкции Европы и Соединенных штатов против нашей страны, угрозы и разного рода инсинуации вряд ли кого-то оставят равнодушным.
Каждый  со своим мнением норовит в калашный ряд - «крымнаш», «крымненаш».
 Вот на этой  пенной волне слюноотделения, где лаются все до рвоты, в Интернете  появилось четверостишие, которые якобы написал  Ф. И.Тютчев в 1867 году:
«Молчи, позорная Европа
 и не качай свои права!
Ты у России просто .опа,
 а думаешь, что голова!»

Принять на веру не могу, так как у Тютчева подобного слога в  его стихах  не встречал, но вот в других стихах "Славянас" точно чувствую руку, ум и душу  Тютчева:
 
Man muss die Slaven an die Mauer drucken *
(* Славян должно прижать к стене (нем.)

«Они кричат, они грозятся:
«Вот к стенке мы славян прижмём!»
Ну, как бы им не оборваться
В задорном натиске своём!...

…Так пусть же бешеным напором
Теснят вас немцы и прижмут
К её бойницам и затворам, -
Посмотрим, что они возьмут!

Как ни бесись вражда слепая,
Как ни грози вам буйство их, -
Не выдаст вас стена родная,
Не оттолкнёт она своих.

Она расступится пред вами
И, как живой для вас оплот,
Меж вами станет и врагами
И к ним поближе подойдёт.»
11-16 мая 1867.
 
    И ещё одно,

    "Славянам"
«Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы - свои!...

…Здесь, где у власти и подданства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!

Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но всё же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но всё же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России - не прощают вас!...


…Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них - закон и равноправность,
Для нас - насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их, как наследие славян…

..Уж в нашей не умрёт груди,
Хоть много жертв и горя много
Ещё мы видим впереди...
Он жив - верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово царь-освободитель
За русский выступит предел...»
Начало мая 1867 г.

    Слышите ли Вы, Славяне, сейчас  Фёдора Ивановича Тютчева???

    Владимир Высоцкий и  Николай Рубцов, уверен в этом, слышали его прекрасно.
Вологодский поэт  Николай Рубцов вообще никогда не расставался с томиком  стихов Ф.И. Тютчева.

    Ещё не дописав  эту строку,  я вспомнил песню  Владимира Высоцкого «От границы мы Землю вертели».

    Наверное, когда он её писал, то, конечно, вспомнил про своё пребывание в Свердловске и что  Урал – это священный  Алатырь. Наш Каменный Пояс- форпост и российская  евроазиатская твердыня  во все четыре стороны света.

 «…От границы мы Землю вертели назад -
Было дело, сначала.
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала….

…Но мы помним, как солнце отправилось вспять
И едва не зашло на Востоке…

Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,
Принял пулю на вдохе,
Но на Запад, на Запад ползет батальон,
Чтобы солнце взошло на Востоке.»

    За этот Каменный Пояс нас хотела загнать фашистская сволочь всех  европейских мастей.
    Песни Высоцкого  вросли  в нас с молодости, как проповеди, как призывный набат, и также  будут  жить в сердцах наших потомков.

  Не забывайте об этом  наши, как, к сожалению, оказалось, совсем не  друзья в Европе и Соединенных штатах.


Вот такие, вообще-то невесёлые,   размышления и ассоциации вдруг пронеслись в моей голове 14 октября  2014 года на центральной площади «1905 года» в Екатеринбурге.



                ***



    Перед отъездом из Екатеринбурга, мы с женой пошли в Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, чтобы отдать дань памяти «Царственным страстотерпцам»- российскомуо императору Николаю II и членам его семьи,  расстрелянным в подвале дома Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

    Храм на Крови, Патриаршее подворье,  впечатляющая композиция памятника Царской семье  оставили во мне сильное впечатление и породили размышления  о том, как мы себя проявляем в разное время по отношению к одним и тем же историческим личностям.  То мы к ним до озверения жестоки, а то, потом, из шкуры выскакиваем  в  собственной реабилитации, вознося до небес  вчерашних жертв произвола и террора.

    Так как  всего за несколько часов  до посещения Храма,я  был в музее Высоцкого, то, естественно,  вспомнил  его стихи «В куски разлетелася корона», написанные им в 1965 году.

       «В куски разлетелася корона,   
Нет державы, нет и трона.
Жизнь России и законы -
  Все к чертям!
И мы, словно загнанные в норы,
Словно пойманные воры,
Только кровь одна с позором
Пополам.

И нам ни черта не разобраться -
С кем порвать и с кем остаться,
Кто за нас, кого бояться,
Где пути, куда податься -
Не понять!
Где дух?
Где честь?
Где стыд? 
Где свои, а где чужие?
Как до этого дожили,
Неужели на Россию нам плевать?

Позор - всем, кому покой дороже,
Всем, кого сомненье гложет,
Может он или не может…


Эй, вы! Где былая ваша твердость,
Где былая ваша гордость?
Отдыхать сегодня - подлость!...»


    Прошу заметить, что  об этом Владимир Семёнович пел во всю свою лужёную глотку и хрипел нам прямо в уши, когда ещё Дом Ипатьева продолжал стоять там, где он и должен бы быть сегодня:-  центром мемориала в  Храме на крови.

   В то время ещё Б. Н. Ельцин не был разрушителем ни ипатьевского дома, ни СССР, а строил Свердловск, в прямом и переносном смысле этого слова.
И никто ему тогда ещё  не мог  сказать: «Борис, ты не прав!»

   А слышали ли мы тогда Высоцкого?
 Борис Ельцин  определенно  не услышал поэта.

   Я так думаю потому, что позже, Ельцин  в своей книге «Исповедь на заданную тему»,  в отношении сноса дома Ипатьева, написал:: «Рано или поздно всем нам будет стыдно за это варварство. Будет стыдно, но ничего исправить уже не удастся».

   Вот видите, как  он ловко оправдался перед историей за своё святотатство, переложив вину на нас с вами!!!

   А слышим ли мы сейчас Владимира Высоцкого???

   Лично я слышу его отношение к нашему сегодня:

«…Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю….»


                ***



    Глубокой  ночью мы уезжали из Екатеринбурга  «Демидовским экспрессом» до нашей Вологды.
В купе поезда, удобно устроившись на своих диванах, я перевел стрелки часов на московское время.

    Московское время?
Мы живем по московскому времени!!!

   А может быть взять, да что-нибудь круто изменить  в жизни страны?
Например: поменять время столичное? 

   С чего бы вдруг такие  ассоциации  во времени и пространстве?

   А вот с чего!!!

   Тут какая-то инициативная  кучка екатеринбуржцев  не давно на радио «Эхо Москвы» высказала предложение  назвать одну небольшую  улочку Екатеринбурга, кажется Сакко и Ванцетти, улицей имени  ПУТИНА.
   Не мелко ли  замахнулись, граждане товарищи-уральцы???

   В свете сегодняшнего всемирного политического обледенения, когда  с нами опять весь мир в раздоре, когда  из России изображают «чучело зла», ставят в один ряд между эпидемией Эбола и "Исламским государством Ирака и Леванта" (ИГИЛ), понятно всему миру, что никто нам  никогда не давал, и сейчас не даст,  никаких гарантий безопасности, кроме провокационных угроз и шантажа.
   Ясен день, кому пожар всемирный нужен.

   Не пора ли нам  задуматься - не над проблемами  Европы, США и Украины с   Литвой, (это заноза  в их головы),  а над тем,  как  нам себя опоясать таким  КАМЕННЫМ ПОЯСОМ, чтобы обезопасить по всему периметру РОССИИ.

   Может быть столицу-то Руси Великой  перенести в Екатеринбург???
 Ведь с Уральского Камня далеко видать, хорошо слыхать.

   Может быть тогда Урал с Сибирью быстрее к  России прирастать начнёт и Правительство  к народу российскому сразу ближе будет.

   Глядишь и аппетиты завладеть «лишней», почти не занятой российской территорией и водицей байкальской, у басурманов-лиходеев поубавится?

   Вы уж извините за безумную идею.Понимаю, сознаю, что может статься не ладно ляпнул. Ведь я давно пенсионер, из потомственных «совков» и «поколения доживателей», вот с годами-то и  ослаб  умишком.
   


                ***



    Утонув в своих, несвоевременных, а может быть и своевременных, мыслях, я не заметил, как поезд плавно отошел от Екатеринбургского вокзала и начал набирать  скорость.    Время от времени в  полутемном купе мелькали всполохи отсветов от проносящихся встречных поездов.

    Наверное, подумалось мне, что стихи «Поезд» родились   в голове  вологодского поэта земли русской Николая Рубцова- одинокого скитальца по свету, на каком-либо перегоне между Москвой и Вологдой, в сумраке прокуренного тамбура, где он  дымил дешевой папироской, вглядываясь в серую непроглядную хмарь нашей северной стороны. 
«..Поезд мчался с грохотом и воем,
Поезд мчался с лязганьем и свистом,
И ему навстречу желтым роем
Понеслись огни в просторе мглистом…»


   Вглядываясь в ночную темень неба, я четко видел среди звезд созвездие Большой Медведицы и яркий свет Полярной звезды.
 Создавалось впечатление, что будто бы не поезд  мчится в темноту, а звезды совершают  свой волшебный  хоровод в бездонном колодце мироздания и стремятся обогнать состав.
И опять,  в моей душе запел под свою гармошку  Рубцов:

«…Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою… .

…Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали. …»
ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ Рубцов Н.



    Николай Рубцов, на первый взгляд казалось бы, совершенно не похожий  на Высоцкого. Но стоит только  проникнуться головой и душой,  как через их творчество  начинаешь  улавливать  в   характерах и  личной жизни поэтов уже не различие, а что-то общее, что их, людей их разной среды, объединяло и делало похожими.
   У Рубцова есть стихотворение "О чем писать?"

"О чём писать?
На то не наша воля!
Тобой одним
Не будет мир воспет!
Ты тему моря взял
И тему поля,
А тему гор
Другой возьмёт поэт!...
 
    Может быть, как раз в  понимании глубины помыслов таких  поэтов как Пушкин-Лермонтов, Высоцкий, Тютчев и Рубцов в нас и  не умирает божественное ОТЧИЗНОЛЮБИЕ, то есть, слово, в котором срастается всё: и  жизнь, заложенная в нас отцом, и любовь,  вскормленная в нас матерью, к земле нашей.
    Потому мы и непобедимы, что в нас, куда бы нас не забросила судьба, всегда живет ОТЕЧЕСТВО и ОТЧИЗНА.