О кпсс и порядочности

Лев Ефремов
               
      КПСС  - эта партия много лет была правящей в моей стране. Работу Съездов и решения  этих Съездов мы изучали годами во всех учебных заведениях. Берет заочник ВУЗа методическое указание по высшей математике или по любой другой   дисциплине, и  в начале рекомендованного списка  обязательной для работы литературы, на первом месте стояло: Решения 25-го съезда КПСС,  а уже потом всякая математика, физика и прочее.  Мой отец почти всю сознательную жизнь проработал в этой системе. Был инструктором Горьковского Обкома, лектором Областного лекционного бюро. Разъезжал с лекциями о международном положении СССР и о сельском хозяйстве по районам. Объяснял политику партии. И мне кажется, что он во все это верил. Уже, будучи человеком взрослым, моряком побывавшим за границей, и, несколько усомнившись в правильности этого учения, пытался у отца выяснить – правильно ли все это. Ни разу отец не пытался мне, что –то доказать о правильности этой политики. Но, когда я был заочником, он писал для меня контрольные работы по политнаукам: История КПСС, Истмат, Диамат, Политэкономия  и прочее. Я  их не переписывал. Страниц много, папа, когда писал, он об объеме контрольной работы сына не задумывался. Я,  не перечитывая и не переписывая,  отправлял их  в деканат. Оценки приходят – хорошо.  Папа:
      -  Кто это мне такую оценку поставил? (В контрольной работе моя фамилия,которую никто не знает).
        Смотрит, фамилия знакомая, обиделся:
      - Так это же мой ученик, я ему сейчас позвоню, все ему выскажу.
      - Папа не надо не звони. Мне только хуже сделаешь.
        В 80-е годы в стране люди уже начали задумываться о роли КПСС в их жизни,и почему в стране только одна партия у власти. С инакомыслием пытались бороться разными способами. Без членства в партии нельзя было занять руководящую должность ни на производстве, ни тем более на морском флоте. Не мог не член КПСС стать капитаном в Торговом Флоте. Иногда борьба с любыми проявлениями недовольства этой партией принимала несколько анекдотичный характер.
        Живет в Мурманске старпом. Пришел с моря, оформляет отпуск, отгулы и
одновременно сдает в различные отделы Пароходства многочисленные отчеты
за прошедший рейс. Вечером сидит один дома, жена уехала в командировку в
Москву, повезла на выставку работы своих учеников – учащихся ПТУ. В это время
была правительственная программа о развитии научно-технического творчества
молодежи.  Декабрь, полярная ночь, время около восьми часов вечера. Раздается
звонок в дверь, причем не коротенький, а длинный – требовательный:
       -Кого черт несет, никого не жду. – Думает старпом и идет к двери. – Наверно,сосед с верхнего этажа опять пьяный и  дверь перепутал. –                Приготовился высказать ему все, что тот заслужил. С таким настроем открывает дверь. За дверью стоят  трое крепких парней, в одинаковых добротных пальто и пыжиковых шапках. Такие пальто и, тем более шапки, в то время были жутким дефицитом. Простые люди их не носили. Боевое настроение у старпома спало:
       - Вы кто, и в чем дело?
         Все трое проходят в квартиру. Один достает и показывает красную книжечку- Удостоверение. Фамилию владельца старпом не рассмотрел, но на «корочке» прочитал «Комитет Государственной Безопасности» и характерный Герб. Сердце бешено забилось: - Вроде, ничего противозаконного не совершал. Но, может, какая ошибка. Потом разберутся, но уже будет поздно. Примеров этих ошибок много, и многих потом реабилитируют – посмертно.- Голос охрип, осип и задрожал:
        - Так, в чем дело?
          Квартира однокомнатная. Один прошел на кухню, двое в комнате:
        - Вы внизу на входе видели провокационную надпись на стенке?
          Старпом жил в пятиэтажной «хрущевке» на четвертом этаже. Половину подъезда на первом этаже занимала детская библиотека. И  около этой библи-отеки постоянно крутились и галдели школьники. Стены в подъездах раньше, да
и сейчас, окрашены одинаково – внизу синей или зеленой краской, а выше побел-ка.  Когда старпом вечером шел домой, он видел, что чуть выше синей части на
белой, маленькими буковками, красным фломастером и очень каллиграфическим почерком написано: «Долой КПСС». Буковки сантиметров 3-5 в высоту, и вся надпись – сантиметров тридцать. Пишут детки на стенках подъездов, лифтов. На
то они и дети.
        - Да, я видел эту надпись, но и внимания особого на нее не обратил. А в чем проблема – то? Мало ли, что детишки напишут. Просто балуются, хотят показать себя друг перед другом «крутыми», так это у многих детей в характере.
        - Нет, это не детская шалость. Это осознанная провокация. И мы ходим, выявляем, кто это мог сделать. Вот  над вами на пятом этаже живут два брата, -и назвали фамилии.- Они могли это написать?
          Вот здесь старпом понял, с кем имеет дело и немного осмелел:
        - Не знаю, какие вы оперативники, но видно, что написано очень краси-
вым почерком и фломастером. Братья, как вам наверняка известно, пьяницы. Часто, то один, то другой засыпают на лестнице, не дойдя несколько шагов до квартиры. А здесь очень красивый почерк,  видно, что девчонка писала.
         Оперативники продолжили свое расследование, последовали следующие вопросы. Слушал, смотрел на это старпом и не выдержал:
       - Вот вы три здоровых и, наверняка, не глупых мужика и такой ерундой занимаетесь. Неужели вашей «конторе» действительно нечем больше заниматься?
         После их ухода, я задумался. Кто-то, ведь, их проинформировал, кто -  то им сообщил об этой  надписи. Кто? Работники библиотеки не могли, их в пер-
вую очередь обвинили бы в плохом воспитании и недосмотру за своими чита-
телями. Они просто стерли бы эту надпись. Стал перебирать в уме жильцов
своего подъезда. И наиболее подходящими кандидатами у меня оказались два
офицера ВМФ. Оба капитаны первого ранга, но один уже в отставке, а второй
действующий работник ВМФ. Отставник мог проинформировать по привычке -
увидел непорядок и доложил.  А действующий мог испугаться – вдруг кто-то
раньше его доложит об этом, и как потом объяснять свою политическую близо-
рукость. Могут быть неприятности по службе.
         Но это все в прошлом. В  90-х  СССР решили развалить. Может это и правильно, уж больно разные люди в нем жили.
         Отошли от СССР бывшие Республики. Живут своей жизнью. У каждой, что-то  свое. У прибалтов  своя обида, у западных украинцев своя. Другие республики, тоже живут по своему.  Большинство – это друзья России, а как иначе можно считать людей, которые в 60-х приехали в Ташкент восстанавливать город.  Азербайджан, Баку, в этом городе было Высшее Военно-Морское и Общевойсковое Училища. В них учились и их закончили мои хорошие друзья и все, как один, говорили, что раньше Баку не отличался от российских городов, естествен-но, не жителями, а общей атмосферой.
         Прошли времена «Застоя», пришла «Гласность». КПСС перестала быть правящей партией. Ее члены перешли в другие партии. Приспособились. Привыкли
к определенной жизни, ни на производство же идти или в сельское хозяйство,
там жизнь другая и работать надо. Но остались  и другие.
         Стоит в Керчи в ремонте теплоход. Это зима 2013, т.е. еще до возвращения Крыма в состав России. Капитан -  мой хороший знакомый и бывший земляк. Интересная подробность: флаг на судне Российский, на работу капитан устраивался в Одессе, ежедневные отчеты о ремонте старпом отправляет в Нью-Йорк.  Пришел капитан ко мне в гости. Сидим, ужинаем, свои дела обсуждаем.
Смотрит капитан на книжную полку и ему на глаза попадается книга: «Сто вели-ких россиян». Взял, посмотрел. Положил на место. Через некоторое время опять взял, пролистал:
       - Как же, так. Сотни имен. Цари, политики, художники, писатели. Сталин есть,Хрущев есть, Сахаров, а Ленина нет. Как бы мы к нему не относились сейчас, он был великой фигурой, и в его учении много очень ценного. Сколько он сделал для страны?  Почему об этом сейчас забыли  и не вспоминают?
       - Николаевич, но ты ведь знаешь, что эта партия была партией карьеристов,и многие туда вступали только для того, чтобы сделать карьеру.
       - Да, были и такие, но в основном это были люди честные, с обостренным
чувством сделать что-то полезное для людей,  для Родины.
       - Но, когда партия перестала быть в стране правящей, многие от нее быстро отреклись, порвали билеты и стали членами других партий. А, как ты поступил?
       - Я до сих пор храню свой партбилет и считаюсь членом КПСС.
         Что к этому можно добавить? Несмотря на то, что у меня несколько другие взгляды на роль КПСС, но я точно знаю, что на таких людей, которые не меняют своих убеждений ради каких-то мелочных выгод, можно всегда положиться. И  такой Капитан, если, не дай Бог,  авария, покинет корабль последним.
         На таких Капитанах и Россия держится.