В ходе итоговой проверки запланировали нашему экипажу два ночных полёта по маршруту на проверку самолётовождения со старшим штурманом дивизии. В первом полёте предстояло блеснуть навыками воздушной навигации старшему штурману полка, во втором — вашему покорному слуге.
Во время предполётной подготовки я по-хозяйски старательно пропылесосил и вычистил свою кабину. Надел на наушники связных гарнитур новые белоснежные чехлы. И с чувством выполненного долга прибыл на предполётные указания.
В классе оба моих начальника сидели за одним столом. Как положено, я доложил им о готовности своей и самолёта.
— Молодец, — ответил штурман дивизии и, поманив меня пальцем наклониться поближе, вполголоса, чтобы никто не слышал, заговорщически зашептал:
— Первый полёт слетаешь с Николаем Сергеевичем (это штурман полка). Он тебя проверит. Второй — самостоятельно. В лётную книжку себе запишешь только второй полёт. Меня — инструктором, как в плановой таблице. Завтра принесёшь мне книжку на подпись. Добро?
— Есть, — тоже полушепотом отвечаю я. Что же тут непонятного — слинять хочет полковник.
— Ну, иди, готовься.
После предполётных указаний подхожу к штурману полка, чтобы сопроводить его до самолёта.
— Готов, надежда всего прогрессивного человечества? — спрашивает он, как-то хитро улыбаясь.
— Так точно! Готов!
— Значит, дело такое. Слетаешь сам оба полёта. Но помни, что качество моего первого будет влиять на оценку твоего второго. Усёк? А завтра перед тем, как нести лётную книжку штурману дивизии, захватишь и мою. Давай, дерзай!
Всё объяснялось просто — вечером по телевизору транслировали хоккейный матч. Играли наши с чехами. Ну, как такое событие пропустить?
Отлетал я эти полёты на пятерки, жалея в душе, что не запланировали ещё один полёт на проверку кого-нибудь из штурманов моей эскадрильи. Вот бы он, сокол ясный, у меня за всех отдувался, опыта набирался. Как говорится — за того парня.
А наши чехам в хоккей тогда продули…