Бабушка-фронтовичка

Мария -Просто Мария
(Написано от имени внука)


Семейная связь времён - это тайные нити,
которые связывают сегодня со вчера.
Вот она - наша история, наша судьба: в
фотографиях, в разных лицах,
в любимых именах.

Каждый человек счастлив по-своему. Когда я размышляю о жизни настоящей и будущей, прихожу к выводу: какое счастье - иметь бабушку. Как хорошо, что она у меня есть! Строгая и добрая, справедливая и в то же время требовательная, всегда готова прийти на помощь.

Моя бабушка - это Подмогильная (в девичестве Кантемирова) Зоя Евграфовна. Я живу не с ней, но очень её люблю, люблю бывать у неё в гостях. Мне кажется, что она любит меня больше всех на свете, любит по -особому, своею собственной любовью.

Когда я был маленьким, она играла со мной, немного стесняясь своего возраста, моих родителей, боясь, что они будут смеяться над её «детскими шалостями». Сколько историй сказочных и жизненных она мне поведала! Меня восхищали, из её рассказов, подвиги сказочных героев — богатырей, завораживали смешные истории, над которыми мы смеялись вместе, с особым чувством бабушка рассказывала о героях - молодогвардейцах.
Бабушке уже  более семидесяти лет, но мне кажется, что она ещё молодая, такая же весёлая, жизнерадостная, как и много лет назад. Но вдруг в её глазах появится грустинка, и я вижу, что бабушке моей очень тяжело: ей осталось жить меньше, чем мне, старость - довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное, у неё позади - заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только я - единственная забота, её последняя радость, её последняя тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда. Поэтому она часто берёт мои тёплые руки в свои мозолистые и просит, чтобы я её никогда не забывал, помнил её всю жизнь. Я люблю держать в своих руках её руки, которые сделали много добрых дел.
Сидим мы рядом с бабушкой, я внимательно смотрю на неё и вижу открытое лицо, высокий лоб, из - под густых чёрных, как смоль, бровей смотрят на меня синие глаза, точь-в-точь как у моей мамы, в уголках которых затаились и грусть, и ласка. Часто они смотрят на меня глубоким проницательным взглядом.
Волос её прядки Пушистого снега белей И ласковый голос У бабушки старой моей.
Лицо бабушки освещено какой - то внутренней красотой, которая кому-то и незаметна. Но для меня она самая красивая бабушка и внешне, и внутренне. А сколько в ней любви, богатства чувств, вечной доброты, самоотверженности.

Вот сидит она передо мной в простом платье, которое очень идёт к её милому лицу, посечённому морщинами, осунувшемуся, но очень гордому.
А вот тапочки бабушки стоптанные, На лице морщинки сотканные, А в глазах прищур с лучиком, Хорошо бабушке с внучиком. Внуку хорошо, тепленько, Впереди ждёт жизнь нелёгкая, Но пока сидим рядышком, И мне хорошо и бабушке. Бабушка иногда бывает строгой, но нежности в ней больше. Когда мне плохо, хочется прижаться к ней. как маленькому, хотя я уже выше ростом, и почувствовать её тепло и ласку. Я замечаю, насколько она постарела. Кажется, в бабушке угасло всё, всё стало безжизненным, но я смотрю в её глаза и корю себя за эту мысль. Нет! Я неправ. О ней я знаю очень-очень  много.

 Вся её жизнь-подвиг. Откуда всё это в ней! В Ровеньках  в голодные тридцатые годы  прошло её детство, полное лишений и нужды. Из её рассказов мне особенно запомнился случай о том, как отец бабушки одним из первых в период коллективизации вступил в колхоз: отвёл своего единственного любимого коня - трудягу на колхозный двор. С гордостью рассказывает она о том, как, став пионеркой, ходила она в распахнутом пальто, чтобы окружающие видели на её груди красный галстук. С особым чувством повязываю и я свой красный галстук.

Время военных лет - это особый период в её жизни. Когда голос диктора Всесоюзного радио возвестил о нападении германских войск на нашу Родину, бабушка ещё была школьницей. Но в 1943 году, в мае, она, семнадцатилетняя девушка, ушла на фронт. Боевой путь моей бабушки начался от Воронежа и закончился в Берлине. Военная специальность -связист. Служба её проходила вначале в 15 отдельном прожекторном батальоне (охрана военных объектов от фашистской авиации), потом в 117 стрелковой дивизии (820 полк, рота связи). Бабушка вспоминает:

«...Нам был дан приказ прорвать оборону немцев на подступах к Берлину. Фашисты прилагали все силы,
чтобы сдержать наступление наших войск. Много было авиации. Бои шли и на земле, и в воздухе. Гитлеровцы отчаянно сопротивлялись. Почти всё время мы находились под артиллерийским обстрелом. Падали снаряды, падали солдаты. Кровь, кровь везде.

До конца войны оставались считанные километры и считанные дни. Но какие это были километры и дни! На пути к Берлину много оборонительных систем, мощной обороной окружили они свою берлогу. И всё же мы двигались вперёд. Вдруг слышу  кто-то окликает меня: «Сестричка, хочешь передать «привет» Гитлеру». Я подошла. Около гаубицы лежали снаряды, приготовленные к бою. На них мелом были написаны непечатные пожелания солдат. Я написала фашистам на одном из них: «Лично Гитлеру».
Однажды днём я видела воздушный бой. Земля молчала. В воздухе были краснозвёздные. Трассирующие очереди чертили небо. Падали немецкие самолёты, но, к сожалению, падали и наши. Не понимаю, где бралась сила? Кажется, достигнут предел напряжения.

Какое это наслаждение - положить голову на руку, растянуться, прижаться к земле и спать. Спать без сновидений, как мёртвый. И вдруг команда: «Подъём». Вскакиваешь мгновенно. Где-то близко начали бить орудия. Дым, пыль, грохот. Невозможно услышать связиста на другом конце провода. Кричу до хрипоты, передавая приказы.
Не пришлось нашему полку штурмовать рейхстаг, но мы после взятия ходили к нему посмотреть. Чувство гордости и горечи испытали мы. Оплакивали воинов, не увидевших логово фашистского зверя. Боль за них уйдёт только с нашей смертью.

И вот Победа! Кричали и плакали, обнимались, целовались все: русские, армяне, грузины, украинцы. Все были братья-солдаты. Стрельба поднялась -стреляли из всего личного оружия. Эти выстрелы для меня были последними. Это был салют Победе!»
-    Страшно на войне? - спрашиваю я бабушку.
-    Очень страшно, внучек. Когда опасность витает и на земле, и в воздухе, а нужно выполнить задание (протянуть линию связи между командными пунктами), кажется, никогда уже не вырвешься из этого ада! Но рядом с тобой твои боевые товарищи, подруги, ты их частица,
ты в ответе за их жизнь, в ответе за Родину, за тот маленький клочок земли, то место, куда постоянно стремится душа, где остались родные, близкие люди.

Тридцатого июня 1944 года бабушка была ранена при налёте фашистской авиации, и после лечения в госпитале была направлена в свой 820 полк, с которым она участвовала в штурме Берлина.

- День Великой Победы я никогда не забуду, - говорит бабушка. Слёзы выступают на её глазах, и она прерывает свой рассказ. Потом продолжает: -   Победа не пришла сама, внучок!

Её добыли потом мы и кровью,
Не устрашась трудов и жертв, и мук
И дорожа свободой, как любовью.

Я держу в руках её награды:
«Орден Отечественной войны II степени», медаль «За взятие Берлина», благодарности командования, и мне хочется сказать:
Ты - такая! Ты у меня такая, Ты дохнула в мир таким теплом. Нет, слова для тебя не знаю. Ты - Победа. Ты превыше слов.

Бабушка стремится к тому, чтобы и я, её внук, ни одним часом, ни одним поступком, ни одним плохим словом не запятнал доброго и святого для меня имени. Я горжусь своей бабушкой!

Я клянусь так жить и так трудиться, Чтобы Родине цвести, цвести... Чтоб вовек теперь её границы Никаким врагам не перейти.
В жизни бабушки праздник День Победы - особый праздник. Встречаясь с фронтовыми подругами, они вспоминают, как они услышали слово «Победа!», как их подхватили радостные руки и понесли над бурною толпой в грядущий мир, в ликующие звуки.



После войны бабушка работала корректором в районной типографии. Эта
работа не из лёгких, особенно в послевоенные годы: нужно было ночью принимать по радио важные сообщения из всесоюзных газет для публикации материала в районной прессе. Сообщения передавались на специальной частоте волн, с медленным чтением диктора. Корректору надо было успеть записать весь текст дословно, с соблюдением всех правил пунктуации, за незначительные недочеты могли сурово наказать.

Довелось ей работать и лаборантом, и пионерской вожатой. До сих пор она поимённо помнит своих пионеров, с которыми в своё время окунулась полностью в мир пионерского детства. Трудовой путь бабушки закончился в Ровеньском ОВД, где она работала старшим бухгалтером. Где бы она ни работала, всегда относились к порученному с огоньком, большой любовью, а главное её качество-это требовательность к себе. С теплотой говорит о людях, с которыми связала её жизнь.

Бабушка ушла на пенсию, но не осталась в стороне от общественной жизни. Живо интересуется политикой, не может спокойно говорить о настоящем и будущем России, болеет душой за судьбу Родины, за судьбу молодого поколения, которое, по её мнению, теряет лучшие качества советской молодёжи. Бабушка, Зоя Евграфовна, является членом Совета ветеранов района, часто выступает перед молодёжью, прививая им любовь к родному краю, гордость за свою Родину.

Человек, с таким стремлением к жизни, как моя бабушка, всегда остаётся молодым в своих поступках, делах, мыслях.
Её старость - не болезнь, она не замечает и не боится её. Она любит жизнь, людей. Она хочет, чтобы нынешнее молодое поколение мыслило так, как поступали те восемнадцатилетние юноши и девушки, которые завоевали для нас счастливое детство. Такой человек - герой. Каждый прожитый день моей бабушки, я считаю,- подвиг.
Какая же моя бабушка?
Вспыльчивая, порой слишком мягкая. Любит правду и стоит за неё горой, чего бы это ни стоило. От неё невозможно что-то утаить. Она постоянно говорит: «Я была коммунистом, им и останусь».
Я тоже не жалею ласки для доброй бабушки своей. У нас с ней установились дружеские, доверительные отношения.

Бабушка старается разделить и горести, и радости со своей дочерью, моей мамой Чернокаловой Татьяной Ивановной, и мною, своим внуком, предостерегает нас от опрометчивых поступков. Зоя Евграфовна - моя любимая бабушка. Я горжусь ею и хочу во всём быть похожим на неё.