январь 1918 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
Как и раньше, к Рождеству и к Новому году Роза получила от друзей подарки. Просто удивительно, что во время войны люди продолжали выращивать экзотические цветы, и они находили спрос. 7 января 1918 года Роза пишет Матильде Якоб:

«Моя милая Матильда!
Простите меня, что я только сегодня пишу! Всю неделю у меня не было писательского настроения, и вот мне нужно теперь рассчитаться с многочисленными пропусками: Кларе Цеткин, старому господину* и т.п. Но прежде всего, естественно, вам!
Я всё получила: как раз к Новому году садовник принёс цветы (ландыши и горшок с традесканцией), вы неисправимы! Потом подоспели кухен, печатные вещи и открытка №1. Тысячу раз за всё спасибо! И масло пришло,но пожалуйста, в будущем больше не посылайте, потому как при моём скромном потреблении оно залёживается и становится несъедобным.»

* Франц Меринг

Роза ещё не знает, что Матильда лежит в больнице, прооперирована и не может выполнять новых просьб. Она просит купить для Сони Либкнехт к её дню рождения (18.01.) цветы и прислать новую порцию книг. Надеется вскоре встретиться с Матильдой, но пройдёт несколько месяцев, прежде чем Матильда снова сможет путешествовать.
К Розиному счастью Марта Розенталь возьмёт многие заботы на себя, так что тюремное время во время войны м.б. во всех отношениях было для Розы более комфортным, чем если бы она осталась на свободе.
Кларе Цеткин, например, Роза пишет 9.01.:

«Я протестую, что ты ещё хочешь прислать книги и т. п., и без того мне было стыдно за великолепный материал и цветы. Фрейлейн Якоб передала мне твой букет орхидей, который и сегодня ещё красуется на моём письменном столе!..
Сейчас я читаю старые книги о Шекспире, которые мне послал Ханнес из его библиотеки, это меня очень интересует.»

Роза тоже делала своим друзьям подарки, в основном это были книги. Кларе Цеткин, например, она послала книгу о скульптурах Древнего Египта. Очевидно, Клару серьёзно интересовала не только живопись, но и скульптура. Так Роза сообщает Кларе, что получила к праздникам  от дядюшки Эдуарда книгу о деревянных скульптурах Домье:

«Издание мне кажется не таким хорошим, как твоё, но я была ужасна рада.»

Благодарности летят во все стороны, и в Польшу фрейлейн Ейсике за белые альпийские незабудки, и фрау Райс, и Каро, и дядюшке Эдуарду (Фукс).
Пройдёт два месяца и Роза опять будет завалена цветами к её дню рождения.Последний раз.