Разум и действительность

Рокс Юксби
“Все действительное разумно. Все разумное действительно”. Гегелевская формула выводит связь между разумом и действительностью, обеспечивающую возможность познания действительности. И если под “действительностью” понимать существование, то можно согласиться с данной формулой. Все, что существует, – разумно. И все, что разумно, - существует. Такая формула является логическим продолжением формулы существования: “мыслю, следовательно, существуют”. А значит – существую, следовательно, мыслю, следовательно разумен.

Но если речь идет не о существовании, а самой действительности как таковой, все совершенно иначе. Исходная точка разделения действительности и существования состоит именно в том, что все действительное не разумно, и, наоборот, все разумное само по себе, не действительно. И действительность в данном смысле, скорее абсурдна, чем разумна.

Если исходить из формулы “действует, значит, действительно”, изначально сформулированной нами, то можно наблюдать достаточно примеров отсутствия разума в действительности. Возьмем, к примеру, действия человека. Даже будучи разумным, человек может действовать как разумно, так и не разумно, на то свободная воля, которой обладает человек. То же самое касается различных явлений действительности, которые не обладают разумом. Действия не обязательно бывают разумными. Разумность не свойство действий и не свойство действительности. Разум является свойством существования. 

Можно продемонстрировать математически ошибочность утверждения связи разума и действительности. Математика, как известно, – абстракция. Абстрактный разум. И простая арифметика может выявить разницу между действительным и разумным.
Так: если, допустим – 4-2=2 является разумным математически и имеет место быть в действительности в виде реальных объектов, то 4-5 = -1  математически разумно, но не может наблюдаться в действительности, поскольку объекты не обладают отрицательной формой существования. Это разумно, но не действительно. Подобным же образом могут быть разумны, но не действительны схожие рациональные комбинации и суждения, если они не основаны на представлениях о действительности. То есть действительность имеет свои законы, которые не соответствуют, и даже противоречат законам разума.

Таковы основные законы действительности:
1. Закон действия – “Не действует, значит, недействительно”
2. Закон признания – “Все, что признано, – действительно”
3. Закон времени – “Со временем все становится действительным, даже если не существует”.

Все они являются абсурдными. Если полностью отказаться от разума и следовать законам действительности, в конце концов окажешься в кафкианском мире абсурда, лишенным действительности. Потому что последний закон действительности заключается в том, что действительности не существует.
Сама по себе действительность абсурдна. Более того, именно в действиях заключен корень абсурда.  Что такое абсурд и как вообще он мог возникнуть? Возникновение абсурда связано с возникновением иксбиальных вещей и иксбиальной действительности – действительности, вещей и явлений, лишеных существования, которые подобно времени действуют не существуя.
Действительность абсурдна. Ярким примером подобных иксбиальных явлений являются власть, государство и право, которые в первую очередь строго нуждаются в разуме.

     Именно по этой причине чтобы избежать абсурда в действительности, нужно приложить усилия. Одна из важных задач практического мышления не познание, а избегание абсурда. Человек мыслит, чтобы избежать абсурда, ибо сама по себе действительность абсурдна и только с помощью разума можно одолеть абсурдность действительности. Человек, психически неустойчивый и не в состоянии противодействовать абсурду, сходит с ума. 

   Поэтому действительность не может являться критерием разумного, поскольку абсурдна. И если даже принимать такой абсурд за разумное, то происходит подмена понятий. В этом случае не имеет смысла говорить о разуме, ибо в таком случае действительность и есть разум, а разума, стало быть, попросту не существует.

Настоящим же и подлинным критерием разумного является существование. Это закономерно, так как основой существования является субъeкт, способный мыслить. Формула разумного, соответственно, – “разумно все, что существует”. В таком случае неразумным является все, что ведет к несуществованию или к неподлинному существованию или к опровержению существования. В этом утверждении заключается одна из основ учения юксбиализма и, также, суть, философии экзистенциализма.