Основы православия. ч. 2, г. 11. продолжение

Борис Ляльченко
2. Церковь, как общество образована для того, чтобы:
   - во-первых - сохранять неповрежденно и правильно изьяснять Священное Писание и Св. Предание;
   - во-вторых - распространять истинную веру среди всех народов;
   - в-третьих - возводить своих духовных чад к духовному совершенству.

3. Веровать в Церковь, значит благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ея учению и заповедям, по уверенности, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единого вечного главы ея, Господа Иисуса Христа.

4. В Церкви, как в определенном обществе людей, предметом верования есть собственно благодать, которая в ней пребывает.

5. Церковь, будучи видимым обществом, поскольку она есть на земле и к ней принадлежат все православные христиане, живущие на земле, в то же время есть невидима, поскольку она есть и на небесах, и к ней принадлежат все скончавшиеся в истинной вере и святости.

6. О том, что Церковь суща на земле и на небесах, свидетельствуют слова апостола Павла к христианам: "Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу". (Евр.12:22-24).

7. О пребывании благодати Божией в истинной Церкви мы удостоверяемся:
   - во-первых, тем, что главой ея есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины, и тело Свое то-есть Церковь, наполняющий благодатию и истиной (См.Иоан.1:14-17);
   - во-вторых, тем, что Он обещал ученикам Своим Духа Святаго, чтобы Он был с ними вечно, и что, по сему обещанию, Дух Святый поставляет пастырей Церкви (См.Иоан.14:16);
   - в-третьих, апостол Павел об Иисусе Христе говорит, что Бог Отец "поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его". (Ефес.1:22,23). Тот же Апостол говорит к пастырям Церкви: "внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею". (Деян.20:28).

8. О том, что благодать Божия пребывает в Церкви до ныне, и будет пребывать до скончания века, удостоверяют нас следующие изречения Самого Иисуса Христа и Его Апостола: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". (Матф.16:18); "И се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь." (Матф.28:20); "Тому (Богу Отцу) слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь". (Ефес.3:21).

9. Церковь есть едина, потому что она есть не просто общество, какими бывают общества человеческие, но несравненно более тесный союз верующих со Христом; посему Церковь именуется и телом Христовым, ибо она подобно живому телу духовному,- которое имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим.
"Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех". (Ефес.4:4-6).

10. Поэтому ни в каком случае нельзя допускать, что когда-либо произошло или произойдет разделение Церкви или разделение Церквей. От единой нераздельной Церкви в разное время отделялись или отпадали еретики и раскольники и чрез то переставали быть членами Церкви, а Церковь своего единства утратить не может согласно приведенным словам Спасителя.

11. Иисус Христос есть единственный глава единой Церкви. Об этом апостол Павел пишет, что для Церкви, как здания Божия "никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос". (1Кор.3:11). Посему для Церкви, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа. Церковь, долженствующая пребыть во все роды века, требует и главы всегда пребывающего; а таков есть один Иисус Христос. Посему и Апостолы называются не более, как "служителями Церкви". (Колос.1:24,25).

12. Ложным является учение, которое, основываясь на единстве первосвященника в Ветхом Завете, желает видеть такового же единого первосвященника в Новозаветной Церкви, ибо Св. Писание ясно говорит о том, что заменит ветхозаветных первосвященников никто иной, как Господь Иисус Христос: "Тех священников было много, потому, что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее". (Евр.7:23,24).

13. Даже мысль о том, что если Иисус Христос вознесся на небо, то Церкви нужен наличный первосвященник приводящий людей к Богу, совершенно опровергается следующими словами апостола: "посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них". (Евр.7:25). Отсюда видно, что подобные мысли и суждения основаны на маловерии во Христа, как Кормчего Церкви.

14. Единство Церкви налагает на нас святую обязанность "сохранять единство духа в союзе мира". (Ефес.4:3).

15. В структуре Церкви существуют находящиеся в согласии с принципом единства многие отдельные и самостоятельные Церкви, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Русская, Сербская и т.п. Они есть части единой Вселенской Церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им духовно быть великими членами единого тела Церкви Вселенской, иметь единого главу Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо, одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах.

16. Абсолютное единство, без сомнения, существует между пребывающею на земле и небесною Церковью, как по отношению их к единому главе, Господу нашему Иисусу Христу, так и по взаимному общению между тою и другою.

17. Взаимодействие Церкви сущей на земле с небесною осуществляется посредством молитвы, веры и любви. Верные, принадлежащие к Церкви подвизающейся на земле, принося молитву Богу, призывают в то же время на помощь Святых, принадлежащих к Церкви небесной; и сии, стоя на высших степенях приближения к Богу, своими посредствующими молитвами очищают, подкрепляют и приносят пред Бога молитвы верных, живущих на земле, и по воле Божией благодатно и благотворно действуют на них, или невидимою силою, или чрез свои явления и некоторые другие посредства.

18. Правило Церкви, сущей на земле, призывать в молитвах Святых основано на Священном Предании, начала которого видны и в Священном Писании.

19. Святый Евангелист Иоанн в откровении видел на небесах Ангела, которому "дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех Святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престооом. И вознесся дым фимиама с молитвами Святых от руки Ангела пред Бога". (Апок.8:3,4).

20. Апостолы увещевают молиться друг за друга и один из них присовокупляет: "много может усиленная молитва праведного", и затем напоминает о силе молитвы Илии. (Иак.5:16-18). И хотя  то была молитва еще живого на земле праведника, но для Бога нет мертвых и живых. Он изрек: "Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы". (Лук.20:38).

21. В доказательство того, что Святые слышат нас, апостол Иоанн, предсказывая падение Вавилона, обращается к убиенным пророкам и Апостолам Божиим со словами: "Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним". (Апок.18:20).

22. О том, что Святые принимают участие в спасении людей, говорит Сам Христос: "Так говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся". (Лук.15:10). Апостол Петр пишет христианам, что он намерен напоминать им о добродетелях Христовой любви, пока он в теле, а поскольку Господь открыл Ему, что он скоро отложит свое тело, т.е. скончается, то прибавляет: "Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память". (2Петр.1:15).