Римская штучка Ч. 3

Олег Маляренко
Начало: http://www.proza.ru/2014/11/13/863

С орлом в потёртом портфеле Тима выехал в Петербург «Красной стрелой». С ним хотела поехать и жена, но в последний момент раздумала. От Московского вокзала он добрался до Дворцовой площади на такси. Тима впервые вошёл в Эрмитаж не через центральный вход, а через служебный, и не ради знакомства с его раритетами, а по личному делу. Он шёл на встречу с ведущим научным работником музея Евгением Оскаровичем Зайцевым, мужчиной профессорского вида, что бывает только у тех, у кого в роду не менее трёх поколений интеллигентов.

- Скажите, пожалуйста, Тимофей Константинович, вы пришли лично или как представитель вашего знакомого? – спросил профессор с лукавой улыбкой.
- Перед вами темнить не буду. У меня действительно есть аквила.
- Она у вас с собой?

Тима развернул свою драгоценность, которая ярко засверкала от солнечных лучей. Хозяин кабинета стал внимательно осматривать её посредством лупы, при этом повторяя одно и то же слово: «Интересно!» Наконец он оторвал взгляд от орла и направил его на Тиму.

- Насколько мне известно, подлинных римских аквил не сохранилось. Существуют только реконструкции, выполненные на основе римских монет с их изображениями. Если ваша аквила оригинальная, это будет мировая сенсация. Поэтому предлагаю вам передать её на экспертизу, а также на химический анализ.
- Да, я согласен.
- В таком случае, я пишу вам расписку о сохранности. Думаю, что через неделю мы точно узнаем природу вашего артефакта.

Обещанная неделя растянулась до двенадцати дней. Тима томился в ожидании, но напоминать о себе Зайцеву не стал. И вот настал день, когда он услышит вердикт по дедовому орлу.

Профессор встретил его приветливой улыбкой, что внушало оптимизм.

- Тимофей! Должен вас обрадовать, - сказал он, расставляя каждое слово. – Ваш предмет выполнен из чистого золота, проба 965. И это при массе 1235 грамм. Что касается подлинности римской аквилы, то она всего лишь новодел. Экспертиза установила, что золотой знак изготовлен не ранее, чем 50 лет назад. По этой причине он никак не может быть отнесён к римской эпохе в пределах I – III веков нашей эры. Экспертов сильно рассмешила надпись на основании. Аквила относилась к военным знакам римского легиона и никоим образом не могла принадлежать гладиаторам, которых в те годы рассматривали как циркачей. Так что, кто-то пытался подделать аквилу, чтобы придать ей бОльшую цену.

- Жаль, конечно, но с экспертами не поспоришь, - расстроился Тима.

Римский легион ушёл в поход без аквилы деда Ильи.

- А вот, сожалеть не стоит. Помимо того, что фигурка золотая, так она изготовлена очень квалифицированным ювелиром. Наши искусствоведы единодушно отметили её высокую художественную ценность. Так что в ваших руках произведение искусства, созданное мастером, а не дешёвая поделка, сработанная ремесленником.
- Это и я, человек далёкий от искусства, заметил.
- А теперь расскажите всё, что вам известно о золотом орле, и как он попал к вам.

Тимофей подробно передал всё, что он знал. Профессор слушал его внимательно, помолчал некоторое время, когда его рассказ был закончен, и подвёл некоторый итог.

- Артефакт определённо принадлежал вашему деду. Его происхождение остаётся неизвестным. А то, что он найден при рытье колодца, не выдерживает критики. Музейной ценности он не представляет. Что вы намерены делать с ним дальше?
- Хотелось бы его сохранить в память о деде, но придётся продать. Человек я не богатый, а вырученные деньги помогут решить многие проблемы. Да и трудно будет уберечь орла от воров.
- У нашего музея есть спонсор, который регулярно дарит фонду уникальные предметы. Человек он известный и очень богатый, а свою спонсорскую помощь предпочитает не афишировать. Назвать его я не могу, а в узком кругу мы называем его «Меценат». Если вы не возражаете, я могу сообщить ему о вашем предложении.
- Возражений нет. Похоже, что такой человек не обманет.
- В этом вы можете быть абсолютно уверены. А цена, которую он предложит, наверняка вам понравится. У вас есть какие-либо дополнительные условия?
- Пожалуй, нет. Хотя я пожелал бы, чтобы орёл участвовал иногда в выставках, где был бы указан бывший его владелец – мой дед.
- Ну, что же! Ждите от меня звонка о любом решении Мецената. А пока орёл останется у меня под мою ответственность.

Несколько дней телефон молчал, пока Евгений Оскарович не предложил Тимофею явиться в московский отель «Националь» для переговоров. В шикарном номере его ожидали два представительных мужчины.

- Наш доверитель принял ваше предложение, - без обиняков начал старший из них. – Мы проверили юридическую сторону вопроса. Всё чисто. Даже если бы ваш дед не подарил вам предмет, вы имеете на него все права как единственный наследник. Был бы жив ваш отец, то наследником был бы он. Нам остаётся договориться о цене предмета. Сколько вы хотите за него?
- Вначале вы назовите свою цену.
- При теперешней стоимости грамма золота по 30 долларов сумма составит 37050 «зелёных».
- То есть вы хотите заплатить как за лом? Но ведь это художественное изделие. Неужели это не имеет цены?
- Имеет. Мы готовы заплатить и за него столько же. ТАк вас устроит?
- Это ваша окончательная цена?
- Лучшей цены вам не даст никто. Наш доверитель установил потолок сделки 80000 долларов. Если вы согласны, то мы, хоть сейчас, готовы подписать договор купли-продажи.
- Мне надо подумать и посоветоваться с семьёй.
- Пять дней вам хватит?
- Думаю, что да.

Тимофей шёл до метро с думой об орле. Деньги предложили и на самом деле хорошие. На них можно купить квартиру лучше той, в которой живут сейчас. Можно, наконец, выбраться на отдых в какую-либо экзотическую страну. Хотя бы на родину предков в Грецию, или на родину римлян в Италию. И это не говоря ещё о Таиланде и Египте. В конце концов, пора менять машину.

С другой стороны, он привязался к этой чёртовой аквиле, пожалуй, самой дорогой вещи для деда. Надо бы её оставить в память о нём. Да и золото всё время дорожает, хотя жить надо сейчас, а не потом. Надо посоветоваться с единственным человеком, мнением которого он дорожит – с  женой.

- Ириша, что ты скажешь – продать орла или не надо?
- Тима, делай так, как считаешь это нужным. Я согласна с твоим решением, каким бы оно ни было.

И здесь неопределённость. Надо, пожалуй, округлить цену до ста тысяч. Если согласятся, то пусть забирают. Тот денежный мешок не обеднеет, а ему будет приятно. Лучшего покупателя он вряд ли найдёт.

Так и сделал, на что моментально получил утвердительный ответ. Уже на следующий день договор был подписан, а ещё через день поступили деньги на счёт Тимофея в банке. После этого он облегчённо вздохнул, потому что орёл висел над ним как Дамоклов меч на Валтасаровом пиру. А о дедушке Илье будет постоянно напоминать половина его дома на морском берегу, без малого вилла.

В течение года Тима продал свою двушку и купил трёшку в том же районе Москвы. Он заменил старый автомобиль на новый, и ещё остались деньги, чтобы всей семьёй слетать в Египет.

Он по-прежнему искал ответ на вопрос – как орёл попал к деду? И не находил его.

На этом можно было бы поставить точку, так как история с орлом вроде закончилась, но она имела неожиданное продолжение.

Окончание следует: http://www.proza.ru/2014/11/21/709