крестины, октябрины, именины...

Владислава Маро
     (Из неопубликованного в прессе) 
     Оказывается, пристрастие идеологов Октябрьской Революции 1917 года к красному цвету распространялось не только на названия городов, колхозов и совхозов, заводов и фабрик (вспомним, Красноармейск, Красная Заря, Красный Перекоп, Красное Эхо и другие), но и на новорождённых пролетариев. Красные цветы Революции. Это им в недалёком будущем предстояло строить социалистическое общество. Такую особую, и как виделось идеологам нового государства, почётную миссию возлагали на малышей ещё с колыбели. А путь движения юных пролетариев к светлым коммунистическим вершинам был чётко прописан и определён в специальном акте.
     Когда, по мнению победителей в Октябрьской революции 1917 года в России, «весь мир насилья» был разрушен, то скоро перед идеологами социалистического строя встал вопрос о замене старых (читай – устаревших) праздников на новые. Конечно же, по их мнению - на прогрессивные, соответствующие, так сказать, веяниям времени.
     Вот что о советских праздниках и обрядах  рассказывалось в специальном сборнике, вышедшем в 1977 году в Московском издательстве политической литературы.  Группа его авторов утверждала: «Во-первых,  наша обрядность связана… с преданностью делу строительства коммунизма, социалистической Родине. В ней воплощены идеи социалистического отношения к труду, интернационализма, дружбы народов, советского патриотизма. Во-вторых, новые праздники и обряды отражают морально-политическое единство советского общества и способствуют единению рабочего класса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. В-третьих, в новой обрядности нашли своё отражение коммунистический гуманизм, глубокое уважение к человеку труда, красота человеческих взаимоотношений».
     И там же читаем: «Богатство идейного содержания советских праздников и обрядов определяет их воспитательную функцию. Праздники и обряды социалистического общества играют большую роль в мировоззренческом, интернациональном, трудовом, нравственном, атеистическом и эстетическом воспитании». Среди этих выверенных цензорами, разрешённых «свыше» вдохновенных утверждений можно выделить основное и действительно правдивое: «идейное содержание  советских праздников определяет их воспитательную функцию». Не во всяком празднике обнаруживалось тогда и «богатство идейного содержания». Хотя, справедливости ради нужно сказать, что некоторые из них были наполнены настоящим патриотизмом. Взять хотя бы праздники, устраиваемые в советское время ко Дню Победы в Великой Отечественной войне с фашистской Германией. Но это уже было позднее. А  в первые годы установления Советской власти шёл интенсивный поиск новых обрядов, задачей которых было скорее покончить с устаревшими - религиозными и буржуазными. Это как нельзя лучше подтверждает документ, недавно попавший мне в руки из домашнего архива.
     Сегодня акт, выданный при рождении москвичу Владимиру Успенскому в начале 20-х годов, у одних может вызвать улыбку, у других – возмущение, а у кого-то и ностальгию по тем временам, когда рабочий класс считался гегемоном. В оглавлении акта, напечатанного на обычной пишущей машинке, новорождённого Владимира сразу же называют «членом мирового рабочего класса». А если этот ребёнок не собирался идти  к станку? Сын его, кстати,  в будущем пополнил ряды интеллигенции. В начале акта – конечно же – противопоставление атеистического  мировоззрения, установившегося в государстве, «отмирающим» религиозным устоям вчерашнего общества:
«Мы не делаем над тобой обливания водой, как древнейшие египтяне или современные христиане, не совершаем над тобой обрезания, как евреи и другие народы востока. Старые, наивные и в тоже время хитро-лживые сказки попов отошли для нас уже в прошлое. Наш новый обряд  - прост и величественен, скромен и прекрасен. От имени миллионов пролетариев, сбросивших со своей мысли церковную паутину – шлём мы тебе               
привет в один из первых дней твоего существования».
     «Простота  и величие» обряда Октябрин, заменивших в первые годы Советской власти религиозный обряд Крещения, преимущественно заключались  в помпезных коммунистических речах, исполнении гимнов или песен  с идеологическими текстами. Поздравления молодым родителям и самому новорождённому были чересчур официальными и высокопарными. Виновники подобного торжества, наверняка, чувствовали себя как на комсомольском или партийном собрании, будто на сцене рядом с президиумом, где заседала Власть. Родителей, по большому счёту, не поздравляли, а вкладывали в головы молодых членов социалистического общества нужные компартии идейные установки. В известном талантливо поставленном фильме «Собачье сердце» есть подобная сцена, показывающая рождающийся обряд Октябрин. Наверное, в ту пору юные комсомольцы и старшие товарищи коммунисты воспринимали эти пробные ритуалы как  само собой разумеющееся. Ведь за них думала Власть.
     В том же «Акте члену мирового рабочего класса т. В.Успенскому» описывается жизненный путь нового пролетария: « Вводя тебя в состав великого угнетавшегося и победоносного класса, бывшего раба и нынешнего властителя, - пролетариата, - мы берём на себя почётную обязанность нести на себе заботы о дальнейшей твоей жизни и воспитании. Профессиональный союз, активным членом которого ты будешь, даёт тебе должную квалификацию и создаёт тебя честным рабочим. Первый боевой закал, навыки организованности, марксистский пролетарский взгляд на жизнь даёт тебе Комсомол, Отряд Боевых Орлят. Твоё детство пройдёт окружённое разумными играми среди братской семьи Юных Пионеров. Первую букву выведешь Ты и первое слово прочтёшь под руководством Советской Трудовой Школы и Детского Сада. А самые первые, нетвёрдые ещё твои шаги и детский лепет будет оберегать Женотдел. Он возьмёт на себя заботы о твоей матери, и будет крепко беречь тебя – Красный цветок Революции».
     Акт с текстом в полторы странички заканчивается недвусмысленными призывами бороться с теми, кто идёт против мировой Революции: «… помни при каждом своём шаге, при каждом действии, что на Западе и Востоке стонут под гнётом капитала миллионы трудящихся. Помни, что их дело – твоё дело, их судьба – твоя судьба и мировая Революция свершится лишь при  дружном боевом натиске». А после  убеждённого утверждения, что юный Владимир в будущем пополнит ряды РКП,  - непрозрачная оговорка, которой завершается сей акт: «Во всяком случае, помни, что победу рабочие возьмут только в бою и только своими руками. Перед твоим же поколением  стоит великая задача: окончить мировое дело, начатое отцами».

     Немало воды утекло с тех пор.  И, возможно, кому-то покажутся всего лишь забавными призывы Власти в пожелтевших страничках акта восьмидесятилетней давности.  Зачем ворошить старое, скажете вы, когда сегодня вместо Октябрин мы без оглядки на Власть можем спокойно совершать обряд Крещения в Церкви детей и внуков или отказаться от него, если нас склоняют к этому наши  убеждения? Всё так. Но, вернувшись на круги своя, - к  уже закрепившемуся в обществе в последние годы обряду Крещения и здесь можно обнаружить новых формалистов. При всём моём уважении к институту Церкви, хочу сказать, что порой  подобные обряды напоминают те, что происходили в далёкие двадцатые годы прошлого столетия, когда главным для организаторов праздника появления нового члена семьи и общества было лишь соблюдение внешнего ритуала. Мне довелось стать участником таинства Крещения в одной из больших московских церквей, при котором священник прерывал действо, отвлекаясь на зазвонивший церковный телефон, а после разговора забыл о некоторых важных моментах обряда. Тогда в церкви собрали слишком большое количество желающих принять Крещение (и  сегодня это стало почти нормой), отчего у одного нового христианина исчез золотой крестик. В помещении крестильни собралось немало зевак – всё это  уводило, отвлекало от главного тех, кто решили стать православными христианами. Но, как и полагается, каждому крещёному рабу Божьему  выдали «Свидетельство о Крещении» с указанием даты и имени священника.
     Как происходило действо Крещения на самом деле, младенцы не запомнят. Конечно,  если им не расскажут об этом взрослые.
                2009