Вера с комфортом

Леонид Коркодинов
Протоиерей Леонид Коркодинов

 После праздничной службы из храма вышла молодая женщина. На душе у неё было радостно и спокойно. Сегодня она приобщилась Святых Христовых Тайн. На исповеди батюшка дал нужный совет, как поступить в сложившейся ситуации. С души будто камень упал. Как Господь к нам милостив, посылает прощение в грехах и даёт возможность соединяться с Ним в таинстве Евхаристии. Всю службу она благодарила Бога за эту радость и возможность быть в доме Божьем. Сейчас она легко шла по сельской дороге.
  Тут она на секунду вспомнила, что дома нет хлеба, и решила забежать в магазин.
— Заодно и рыбки возьму, — подумала она. — Хоть и праздник, а Петров пост ещё не кончился.
— Ой, вы такая сегодня нарядная! Наверное, из храма, да? — обратилась продавщица к вошедшей в сельский магазин женщине.
— Да. Спасибо большое, — немного смутилась она.
— А какой сегодня праздник? — поинтересовалась стоявшая в очереди покупательница.
— Рождество Предтечи и Крестителя Иоанна, — с живым участием ответила вошедшая женщина.
— Сегодня два праздника, — уверенно берёт слово продавщица. — Иоанна Крестителя и Ивана Купала!
— Ой, а я стирку замочила, — всплеснула руками пожилая покупательница. — Ну, не буду сегодня стирать… — тут же успокоила она себя. — Дайте мне, пожалуйста, вот этой копчёной колбаски.
— Сколько взвесить?…
                ****
  Мы отмечали недавно 1000-летие крещения Руси, а язычество до сих пор живёт в нашем сознании. Уживается. Это потому, что так — всё просто и понятно, и удобно. Можно даже сказать: комфортно.
  Тогда возникает вопрос: что, вообще, для нас — Православие? Праздники — в которые ничего нельзя делать по дому? Или, возможно, посещение храма раз-два в год, чтоб водички набрать, свечку поставить, да кулич освятить? Что для нас православных христиан — вера и крещение? Защита от порчи, сглаза или залог успешной жизни?
  Не чтим мы Заповедей Божиих и устава церковного. Не знаем мы жизни Спасителя Господа Иисуса Христа и апостолов, своего святого, чьё имя носим. Нам скучно и не интересно об этом читать, лучше ужастик с боевиком посмотреть. Для нас нарушить строгий пост — это не так страшно, как, например, считаем смертельной опасностью постирать или вымыть грязный пол в праздник. Увидеть вещий сон или встретить пустое ведро у соседки в руках ужаснее — чем убить собственного ребёнка в утробе. Не боимся «есть» живьем людей, перемывая им косточки, зато страшимся встретить похоронную процессию, священника или просто свечку передать в храме через левое плечо. Позволяем себе блудить телом с первым встречным без законного брака, зато не позволяем, чтобы собственное чадо пошло в воскресную школу: «А вдруг монахом сразу станет?» Боимся. Боимся сами в храм прийти на службу, стесняемся молиться: «Вдруг подумают, что я такой грешный(ая)!». И этот список можно бесконечно продолжать. Понятно одно: страх вызывает не нарушение заповеди Божией, а обыкновенное суеверие (вера в суету).
  Грустно? Нет. Это — ужасно! Тысяча лет на Руси звучит проповедь Евангелия, а сути его мы не узнали и не хотим познать. А почему? Потому что — неудобно. Узнав истину, мы не сможем оставаться прежними, а это пугает. Истина заставит отказаться от любимых привычек, а оправдания перестанут работать на наши пороки и любимые страсти. Ах, как это трудно, да и не выгодно, по земным меркам! Конечно, если мы хотим жить только на земле — такое отношение может быть, и оправдано. Но Бог призывает нас стать жителями Небесного града и жизнь эта будет вечной! Он призывает нас стать наследниками всего Царства Небесного, а не только получателями каких-то благ, пусть даже и вечных! На этот призыв откликнулись тысячи святых: апостолов, пророков, мучеников, преподобных, праведных и т.д. Мы многих знаем по именам, а ещё о большем сонме ведает только Господь.
  Первый по благодати мученик Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Церковь установила в честь этого святого несколько праздников: его зачатие (6 октября), рождество (7 июля) в Петров пост, усекновение главы (11 сентября) и трижды её обретение: 9 марта — первое и второе, 7 июня — третье обретение. 25 октября — перенесение его правой руки с Мальты в Гатчину. Собор Иоанна Крестителя празднуется 20 января на следующий день после праздника Крещения Господня.
 Первые слова, вышедшего на проповедь к людям Предтечи Иоанна, стали: "Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Божие!" Господь ещё ближе стал к нам, когда соединился с человеком через воплощение от Девы Марии. А через смерть на Кресте и Воскресение из мертвых, даровал спасение и вечную жизнь. Но святыми отцами сказано: "Бог спасает нас не без нас", и поэтому и от нас, от нашей свободной воли зависит, где мы будем после смерти.
  Почему мы не хотим услышать голос Церкви? Почему для нас сиюминутное дороже вечного? Ответ только может быть один — маловерие. Нам хочется сейчас жить, а не потом. Сегодня уже пользоваться благами жизни, которые можно потрогать, увидеть, возжелать, стать обладателем. А что будет потом? Будет ли там колбаса?…Человек, опомнись! «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф.16,26). Вот то бесценное сокровище, которое есть у нас. То, что отличает нас от всего сотворённого Богом и что являет в нас богоподобие. Это бессмертная душа, для которой тело должно  быть слугой. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Для человека не естественно, когда ему плохо и когда он терпит скорби. И враг рода человеческого это прекрасно знает. Поэтому подсовывает человеку различные заменители счастья, суррогаты. Человек может этим увлечься и идти этим путём долгое время, но истинного счастья не достигнет никогда. Есть выражение: счастье, когда ты богат. Ты многое можешь, у тебя много возможностей открывается на пути. Но не один богач на земле не был до конца счастлив. Есть случаи, когда миллионеры кончали жизнь самоубийством, потеряв смысл в своём существовании на земле. А сколько у богатых людей проблем? Как сохранить свой капитал? Как его приумножить? Как свою личную жизнь обезопасить? А какие беды у них в семьях? Как страдают дети, не научившиеся ценить то, что имеют? Некоторые становятся добычей наркодельцов, сажающих богатых отпрысков на иглу. Кто-то скажет: «Это нам не интересно, что там у богатых. Мы не знаем, как концы с концами свести…». Для таких людей у врага рода человеческого есть свои суррогаты счастья: счастье в здоровье, счастье в любви и браке, счастье в детях, счастье в любимой работе и т.д. Но почему мы называем эти вещи суррогатами, ведь они по своей природе прекрасны? Да прекрасны, но не вечны: здоровье, как его не береги, уходит. Любимые дети часто бросают стариков-родителей и не отдают им должного. Любовь проходит, а на смену приходит ненависть и браки распадаются. С любимой же работы отправляют с почётом на пенсию или с канцелярской чёрствостью сокращают.
  Как пишет в своей книге «Просто христианство» К.С.Льюис: «Бог создал нас, изобрел нас, как человек изобретает машину. Топливо для автомобиля – бензин, и при той конструкции, какую он имеет, автомобиль не станет работать на другом топливе. Человечество же Бог сконструировал так, чтобы энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности, он, человек, черпал от Самого Бога. Бог – горючее, на которое рассчитан наш дух, пища, которая ему необходима. Альтернативы не существует. Вот почему не имеет смысла просить Бога, чтобы он сделал нас счастливыми по нашему вкусу, не обременяя никакой религией. Бог не может дать нам счастье и мир без Него Самого, потому что без Него счастья и мира просто нет.»
  Об этом знали святые. Об этом говорит Сам Бог через Евангелие: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен есть.» (Мф 5, 38-48).
  Господь просит: «Сыне, дай мне твоё сердце» (Притч.23, 26). Мы же не желая этого думаем: «Как бы от Бога откупиться?» Человек с  времён Ветхого завета хочет взамен сердца и всей жизни, дать Богу обычную жертву. Это может быть что угодно: деньги,  свечи, поклоны, посты, акафисты, ночные бдения и т.п.  Бог говорит: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.»(Ос.6,6). А апостол евангелист Матфей пишет: «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.»(Матф.9, 12-13). «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных. (Матф.12,7)
  Бог хочет, чтобы мы стали подобны Ему в своей жизни и в отношении к ближнему. «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут»(Мф.5, 3-11). По этой заповеди должна работать душа, а не тело. А это намного труднее, но именно это и соделывает нас сынами Царства Небесного!
  Хочется в завершение привести слова отца бесноватого юноши из Евангелия: «Верую, Господи, помоги моему неверию»(Мк.9,24). Помоги нам, Господи, исполнить Волю Твою всеблагую и всесовершенную и Тебе слава, держава, честь и поклонение всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.