Пионервожатая

Василий Бабушкин-Сибиряк
                История, рассказанная иереем  N (ской) церкви.
Родителей своих я помню плохо, хотя люблю и почитаю их, по сей день. Они были воздушными гимнастами в цирке, но погибли в автокатастрофе. Рос и воспитывался я у моих тётушек. Обе они замечательные женщины, хотя совершенно не похожи друг на друга ни характером, ни образом жизни.
Тётушка Лида, сестра моей матушки, очень добрая и богобоязненная женщина всю жизнь проработала в городской библиотеке. Тихая и правильная во всех мелочах, она каждое воскресение ходила в церковь. Иногда брала и меня с собой, это по её настоянию меня окрестили родители в младенчестве.
Я хорошо помню  детские впечатления от церкви. Моё сердце всегда наполняла радость в храме. Тётушка научила меня молиться, просить Бога даровать прощение всех грехов мне, моим умершим родителям и всем близким.
Под песнопения хора я разговаривал со своими родителями, которые жили где - то там, у Бога, рассказывал им, что произошло со мной здесь на земле, спрашивал как мне поступить в тех или иных моих детских делах. И они мне отвечали, я не знаю как, но после таких разговоров  мне становилось легко и всё понятно.
Служба в церкви длилась несколько часов, но тётушка никогда не заставляла меня выстаивать её всю. Я выходил во двор  и слушал в праздничные дни звон колоколов. Этот звон нёсся над нашим городом, мне казалось, что вот он входит в каждого человека берёт в его душе благодарность для Бога, а потом уноситься  вверх, пронзая белые облака и синеву неба.
Тётушка Октябрина, сестра моего отца, не верила в Бога.  Она была коммунисткой и работала зав отделом кадров в одном из заводов города.
- Убогая, не забивай голову мальчишке утопией, ему жить не в царстве Божьем, а среди людей на земле. А здесь, если ты подставишь другую щёку, когда тебя ударили по первой, тебя просто задолбят.
- Зато он сохранит свою душу - отвечала ей тётушка Лида.
- Душа, ты её видела, у кого ни будь? Спроси любого врача, в каком месте тела она находиться. Что они о тебе подумают?
- Зачем мне спрашивать, если я знаю, что она есть. Она и у тебя есть, только ты её так задавила, запрятала, что скорбит она в тягости.
- И всё равно не смей делать из него маленького монашка. Ребёнок должен жить в этой жизни и сам разбираться для чего эта жизнь. Жизнь даётся человеку только один раз и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно горько…
- Остановись, Октябрина, ты не на собрании коммунистов, знаю я эти слова  Павки Корчагина и идеи ваши правильные, но бездушные они, а если нет души или места для этих идей, то не задержатся они в человеке. Гордыня движет человечество к погибели. Вот вы коммунисты решили построить коммунизм на земле или своё, так скажем, царство Божие. Но нет ничего нового на этом свете, уже люди строили Вавилонскую башню, чтобы сравняться с Богом. Где та башня? Разрушил её господь вместе с Вавилоном, городом блуда и разврата. Не допустит он и вашего рая на земле, потому как рай строится в душе каждого человека.
- Ох, и вредный ты человек для наших идей, в прежние времена тебя упекли бы моментом туда, где Макар телят не пас. А мальчишку не трогай, иначе я закон подключу, он на моей стороне.
Я же любил тётушек одинаково и тянулся к каждой из них, а они опекали меня, как родного сына, своих детей у них не было. Я не придавал значения их спорам, для меня они обе были родными.
Но вскоре и в школе  в десятилетнем возрасте я понял, что мир разделён на две части: верующие в Бога и неверующие. Пришло моё время делать выбор.
По настоянию тётушки Октябрины я записался в пионеры. Принимали нас в них очень торжественно. Все ребята в белых рубашках стояли строем, под дробь барабанщика выходили и произносили пионерскую клятву, потом красивая молодая пионервожатая повязывала каждому  пионерский галстук.
Дошла очередь до меня. Я вышел и громко прочитал клятву, глядя в сторону стоящих родителей и учителей, среди них стояла моя тётушка Октябрина.
Пионервожатая улыбаясь, поправила мне воротничок рубашки, чтобы повязать галстук и тут её красивое лицо брезгливо сморщилось.
- Что это у тебя? Крестик, ты веришь в Бога? Сними сейчас же, отрекись от него перед лицом своих товарищей.
В моей душе творилось что - то  невообразимое. Хотелось заплакать, почему у меня хотят отобрать  память о моих родителях. Мне казалось, что в этом крестике сконцентрировалась вся моя связь с погибшими родителями, их любовь ко мне и что - то ещё очень важное, но пока непонятное для меня.
- Не сниму! Заберите свой галстук, - и я, сорвав с плеч кусок красного шёлка, бросил его на землю.
- Подними немедленно! Как ты посмел бросить галстук на землю. На этом галстуке кровь наших дедов и отцов, отдавших свои жизни за то, чтобы ты хорошо жил и мог учиться.
- А на этом крестике кровь Иисуса Христа, отдавшего свою жизнь за всех нас – крикнул я в лицо пионервожатой.
В этот миг меня схватила за руку тётушка Октябрина, подняла с земли брошенный галстук и быстро потащила к выходу.
Дома был крупный разговор.
- Это всё твоё влияние. Скажи, чего ты добилась этим. Ты просто закрыла ему дорогу к хорошей жизни. Без комсомола, партии ему никогда не сделать карьеру, будет прозябать на третьих ролях,- говорила тётушка Октябрина тётушке Лиде.
- Зато не будет подличать, сохранит совесть в душе – отвечала тётушка Лида.
- Да кому она нужна сейчас наша совесть?
Потом тётушки расплакались, я подошёл и обнял обеих. Я всегда любил их, таких разных и таких родных.
Я окончил школу, работал, а потом поступил в духовную семинарию. В стране началась компания по возрождению православных традиций. Возводились новые церкви, восстанавливались старые храмы. Бывшие коммунисты вдруг оказались ярыми защитниками христианства, посещали храмы и стоя по привычке в первых рядах, неумело осеняли себя крестным знамением.
Мне повезло, несколько лет я правил службу дьяконом при очень достойном священнике. Потом меня направили  в одну из горячих точек, как тогда говорилось, в походную церковь.
Я видел страдания людей, бессмысленное убийство человека человеком, старался смягчить сердца воинов и снять с их душ тяжёлый груз пролитой крови. Я видел, как перед лицом будущей смерти, люди приходят к Богу. И это была не фальшивая вера.
Мне пришлось отпевать русского  воина, замученного пытками. Его пытали и заставляли отречься от своей веры. Но он принял смерть, не предав Бога и веры.
Мне приходилось постоянно отвечать людям на вопрос, почему Бог допускает такую войну, зачем Ему эти людские страдания, где же Его любовь к человечеству.
Люди, почему вы не хотите понять, что ваши страдания не нужны Богу, они нужны вам.

Я получил небольшой приход, стал справлять службу в рабочем посёлке вдалеке от моего города. Полюбил и обвенчался с доброй, хорошей девушкой, у нас появились дети. Приход был бедным, и мы перебивались с матушкой как могли, но всегда между нами царили мир и согласие. Нам помогали мои тётушки и родители  матушки. Благочинный хорошо относился ко мне и тоже помогал, он же пообещал, как только появиться более доходное место, перевести меня.
Такая вакансия появилась, когда мне уже перевалило за сорок и моё семейство увеличилось до пяти человек. Освободилось место иерея в церкви моего города. Прежний иерей оказался замешан в валютных операциях и продаже фальшивого золота и серебра.
Благочинный при наставлениях меня, сказал, что в моём будущем приходе очень подмочена репутация священника. Дьякон и даже клирик церкви оказались из бывших уголовных лиц. Через церковь отмывались крупные суммы денег. Прихожане роптали и потеряли  уважение к служителям храма.
- Вам придётся очень трудно. Вернуть доверие паствы возможно только личной добропорядочной жизнью. Вы с вашей матушкой и детками как нельзя лучше подходите для этой цели. Благословляю вас на это служение,- напутствовал он меня.
И вот я вновь в моём родном городе. Он сильно изменился, появилось множество новых магазинов, кафе, гостиниц. Изменились и люди, я встретил нескольких своих одноклассников, преуспевающих и достойных людей.
В церкви  среди прихожан  я сразу выделил людей пришедших к Богу не случайно. Из них и образовался новый костяк служителей и моих помощников.
И вновь мне пришлось отвечать на вопросы тревожащие души людей. Приходили в церковь люди с ожесточённым сердцем, они искали справедливости у Бога. И мне нужно было смягчить эти сердца, уберечь их от греха. Многим я смог помочь и дать прозрение словами Библии.
Но приходили и люди, которые ненавидели священников, не верили в их бескорыстие. Они мне напоминали мою тётушку Октябрину, потому я не испытывал к ним неприязни, а только жалость.
Познакомился  я с одним городским поэтом, который прочитал мне свои стихи.

Вползает  в  души  лицемерность –
Коль в храм хожу;   то со мной Бог.
И причащаемся на верность.
На храм даём, кто сколько смог.

И зачастую богач плачет,
Пред алтарём – скорбит душа,
Что у старушки, рядом значит,
В кармане нету ни гроша.

А Бог - Любовь, Он в душах наших,
И любит всех, но как, же  так?
Когда попу милее тыщи,
А не вдовы простой пятак.

Вот снова пост - для силы духа.
Хочешь спастись – кушать не  смей.
Чем больше храмов по России,
Тем меньше верующих людей. 

- По вашим стихам видно, что не любите вы попов, а сами пишите, что Бог призывает к любви. И потом вы, как многие из людей, судите своего ближнего, вешаете ему ярлык лицемера, хотя Бог сказал « Судить, моё право!».
- Человеческое лицемерие очевидно, когда человек говорит и призывает к одному, а поступает сам совершенно противоположно. Вот до вас здесь проповедовал поп, которого даже нынешняя воровская власть постыдилась.
- Совершенства нет ни в одном человеке, совершенен только Бог, вот  Ему и судить о наших недостатках. Когда человек поймёт непогрешимость Бога, тогда он и обретёт веру в Него.
- Вера без дел мертва – так написано в Библии, а ещё там же – « По делам их, судите их..» Я не сужу лицемеров, это право Бога, как вы, верно, заметили, но судить о делах их мне наказано.
- Человеческий разум меняется с течением жизни, ребёнок, юноша и старик по-разному судят о многих вещах. Дай Бог и вам мудрости понять и пересмотреть своё отношение к ближнему.

В нашем храме среди сестёр была одна, которая занималась с детьми из детского дома.  Меня пригласили на рождественскую выставку поделок этих детей. Сестра Александра работала раньше в Доме пионеров, была пионервожатой и вела кружок творчества. Опыт работы с детьми у неё был большой.
Она была невысокого роста, подвижная и вся такая открытая доброжелательством к любому человеку. Говорят, что люди, работающие с детьми, очень долго сохраняют молодость, сестра Александра была неопределённого возраста. Она носила очки, которые выглядели нелепо на её вечно улыбающемся личике.
Детские поделки были замечательные, выполнены старательно с любовью. Здесь были вязаные салфетки с ангелами, рисунки детей с родившимся Спасителем, кукольные скульптурки, изображавшие Агнца, лежащего в яслях. Потом дети исполняли рождественские песни. Предприниматели нашего города раздавали детишкам подарки, я благословил всех и дети стали рассаживаться за праздничный стол.
Сестра Александра подошла под благословение и после сказала:
- Батюшка, я давно хочу спросить вашего совета. Когда то  давно, будучи комсомолкой и пионервожатой я совершила большой грех. Принимая, в пионеры мальчика, я заставляла его отречься от Бога. Но он этого не сделал. Это так запало мне в душу, что я в течение многих лет переживала тот случай. Откуда в мальчишке такая убеждённость в своей правоте – думала я.  Стала читать Библию, что - то прояснилось во мне. Я даже забрала своё заявление в компартию, изменились мои взгляды на жизнь. А когда в нашем городе открылась православная церковь, я одной из первых стала её прихожанкой. Работу мне пришлось сменить, но я не жалела об этом. Скажите, простит ли меня господь за тот мой неосознанный грех?
- Твой случай не единственный в этом роде. Мы все, совершая грех, предаём Бога, но Он велик  Своей любовью и прощением к нам. Он подходит к каждому человеку не единожды, пытаясь пробудить любовь в сердце, в твоём случае это был мальчик, который заставил тебя задуматься, поселил сомнение в твою душу. Возможно, теперь через тебя Он придёт к кому то и спасёт его душу от зла.
- Спасибо, батюшка, вы успокоили меня.
Сестра Александра, приложившись к моей руке, отошла к детям, а я был счастлив за неё. Потом смотрел на неё и думал:
- Вот человек, о котором кто - то может подумать, что она лицемерит. Была комсомолкой, пионервожатой, сменилась власть, и она сменила взгляды. Но она шла к этому всей своей жизнью. Как можно ошибиться в человеке.

                декабрь 2014.